<Письмо> Минприроды России от 26.10.2021 N 25-50/14900-ОГ «О
рассмотрении обращения по вопросу использования отработанных автомобильных
шин»
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ
РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 октября 2021 г. N 25-50/14900-ОГ
О РАССМОТРЕНИИ
ОБРАЩЕНИЯ ПО ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ОТРАБОТАННЫХ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН
Минприроды России рассмотрело обращение по вопросу использования
отработанных автомобильных шин и сообщает.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях
предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на
здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в
хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены
Федеральным
N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления (далее — Закон N 89-ФЗ).
В соответствии со
отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые
образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в
процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или
подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным
Перечень образующихся в Российской Федерации отходов содержится в
Федеральном классификационном
утвержденном приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. N 242 (далее — ФККО).
ФККО включает в себя, в том числе: «шины пневматические автомобильные
отработанные»
сплошные или полупневматические отработанные с металлическим кордом»
пневматических шин автомобильных отработанные»
пневматических шин с металлическим кордом отработанные»
пневматических шин с тканевым кордом отработанные»
Указанные виды отходов относятся к IV классу опасности.
В соответствии с
закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
(далее — Закон N 7-ФЗ) запрещается размещение отходов I — IV классов опасности
на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых,
курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции
животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана
опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья
человека.
Также положение
Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) обязывает собственников
земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных
участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите
земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том
числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в
результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий
загрязнения земель.
В соответствии с
статьи 12
отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке,
утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности
подлежит лицензированию.
Согласно
захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие
утилизации, запрещается.
состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается,
утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 г. N
1589-р (далее — Перечень).
В
включены: лом черных и цветных металлов, бумага, картон, полимеры, стекло,
текстиль, резина. Всего в
года запрещено захоронение черных и цветных металлов, отходов, содержащих
ртуть. С 2019 года — отходов бумаги, картона и бумажной упаковки, шин и
покрышек, полиэтилена и полиэтиленовой упаковки, стекла и стеклянной тары, с
2021 года — компьютерной и оргтехники, аккумуляторов и бытовых приборов.
На основании
кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения,
пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему
усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не
противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые
законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в
собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права
владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и
обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Таким образом, использование отработанных автомобильных шин в качестве
временных ограждений, защитных конструкций, временных сооружений возможно в
части, не противоречащей
Земельному
Кроме того, в целях вовлечения во вторичный оборот отходов Правительством
Российской Федерации 28 декабря 2020 г. N 12888п-П11 принята
института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и
упаковки (далее — Концепция), определяющая основные подходы к трансформации
государственного регулирования в целях создания эффективной модели расширенной
ответственности производителей (далее — РОП), 31 марта 2021 г. Заместителем
Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко утверждена
Дорожная карта по реализации Концепции (N 2915п-П11), в рамках исполнения
которой будет обеспечено установление требований к сбору и утилизации отходов,
«экологичности» упаковки, использованию вторичного сырья при
производстве товаров, а также подготовлен каталог технологий утилизации отходов
и производства товаров с использованием вторичного сырья.
Также Минприроды России начало работу с бизнес-ассоциациями для
формирования объективных представлений о текущей ситуации в Российской Федерации,
выделения проблемных вопросов, наиболее актуальных направлений развития отрасли
обращения с отходами и формирования рынка вторичного сырья в Российской
Федерации (в том числе по направлению шины и резинотехнические изделия).
Заместитель директора
Департамента
государственной политики
и регулирования в сфере
обращения
с отходами производства
и потребления
Б.В.ФРАНЦУЗОВ
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |