Надзор Разъяснения Минприроды России по вопросу использования отработанных автомобильных шин

Разъяснения Минприроды России по вопросу использования отработанных автомобильных шин

252

<Письмо> Минприроды России от 26.10.2021 N 25-50/14900-ОГ «О
рассмотрении обращения по вопросу использования отработанных автомобильных
шин»

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ
РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 октября 2021 г. N 25-50/14900-ОГ

О РАССМОТРЕНИИ

ОБРАЩЕНИЯ ПО ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ОТРАБОТАННЫХ

АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН

Минприроды России рассмотрело обращение по вопросу использования
отработанных автомобильных шин и сообщает.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях
предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на
здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в
хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены
Федеральным законом от 24 июня 1998 г.
N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления (далее — Закон N 89-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под
отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые
образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в
процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или
подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.

Перечень образующихся в Российской Федерации отходов содержится в
Федеральном классификационном каталоге отходов,
утвержденном приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. N 242 (далее — ФККО).

ФККО включает в себя, в том числе: «шины пневматические автомобильные
отработанные» (код 9 21 110 01 50 4), «шины резиновые
сплошные или полупневматические отработанные с металлическим кордом» (код 9 21 112 11 52 4), «камеры
пневматических шин автомобильных отработанные» (код 9 21 120 01 50 4), «покрышки
пневматических шин с металлическим кордом отработанные» (код 9 21 130 02 50 4), «покрышки
пневматических шин с тканевым кордом отработанные» (код 9 21 130 01 50 4).

Указанные виды отходов относятся к IV классу опасности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального
закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
(далее — Закон N 7-ФЗ) запрещается размещение отходов I — IV классов опасности
на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых,
курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции
животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана
опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья
человека.

Также положение статьи 13 Земельного кодекса
Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) обязывает собственников
земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных
участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите
земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том
числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в
результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий
загрязнения земель.

В соответствии с подпунктом 30 пункта 1
статьи 12
 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании
отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке,
утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности
подлежит лицензированию.

Согласно пункту 8 статьи 12 Закона N 89-ФЗ
захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие
утилизации, запрещается.

Перечень видов отходов, в
состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается,
утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 г. N
1589-р (далее — Перечень).

В Перечень в первую очередь
включены: лом черных и цветных металлов, бумага, картон, полимеры, стекло,
текстиль, резина. Всего в Перечне 182 пункта. С 2019
года запрещено захоронение черных и цветных металлов, отходов, содержащих
ртуть. С 2019 года — отходов бумаги, картона и бумажной упаковки, шин и
покрышек, полиэтилена и полиэтиленовой упаковки, стекла и стеклянной тары, с
2021 года — компьютерной и оргтехники, аккумуляторов и бытовых приборов.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 209 Гражданского
кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения,
пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему
усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не
противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые
законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в
собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права
владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и
обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Таким образом, использование отработанных автомобильных шин в качестве
временных ограждений, защитных конструкций, временных сооружений возможно в
части, не противоречащей Закону N 7-ФЗ,
Земельному кодексуЗакону N 89-ФЗ, Перечню.

Кроме того, в целях вовлечения во вторичный оборот отходов Правительством
Российской Федерации 28 декабря 2020 г. N 12888п-П11 принята Концепция совершенствования
института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и
упаковки (далее — Концепция), определяющая основные подходы к трансформации
государственного регулирования в целях создания эффективной модели расширенной
ответственности производителей (далее — РОП), 31 марта 2021 г. Заместителем
Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко утверждена
Дорожная карта по реализации Концепции (N 2915п-П11), в рамках исполнения
которой будет обеспечено установление требований к сбору и утилизации отходов,
«экологичности» упаковки, использованию вторичного сырья при
производстве товаров, а также подготовлен каталог технологий утилизации отходов
и производства товаров с использованием вторичного сырья.

Также Минприроды России начало работу с бизнес-ассоциациями для
формирования объективных представлений о текущей ситуации в Российской Федерации,
выделения проблемных вопросов, наиболее актуальных направлений развития отрасли
обращения с отходами и формирования рынка вторичного сырья в Российской
Федерации (в том числе по направлению шины и резинотехнические изделия).

Заместитель директора

Департамента
государственной политики

и регулирования в сфере
обращения

с отходами производства
и потребления

Б.В.ФРАНЦУЗОВ

    Разъяснения Минприроды России по вопросу использования отработанных автомобильных шин

    Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Разъяснения Минприроды России по вопросу использования отработанных автомобильных шин»

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here