Не каждый врач может быть специалистом по гигиене,
но каждый врач может и должен усвоить
гигиенический способ мышления.
Ф.Ф. Эрисман
100 лет благополучие, защита жизни и здоровья человека являются главной миссией государственной санитарно-эпидемиологической Службы. История Службы связана с решением масштабных государственных задач: борьба с эпидемиями, преодоление последствий войн и региональных конфликтов, профилактика заболеваний, обеспечение надлежащих условий жизни, труда и отдыха населения. Нет сферы жизнедеятельности человека, которая не была бы в зоне внимания санитарно-эпидемиологической службы.
Идеи профилактической медицины в России начали формироваться во второй половине XIX века. Выдающийся вклад в развитие гигиены как научной дисциплины внесли отечественные ученые А.П. Доброславин и Ф.Ф. Эрисман. В практическом плане их идеи были реализованы в деятельности первых санитарных врачей России Е.М. Дементьева, П.И. Курхина, В.А. Левицкого, И.И. Молессона, Е.А. Осипова и многих других.
Первыми противоэпидемическими учреждениями в России были пограничные карантины, организованные в середине XVIII века для ограждения территории страны от проникновения инфекционных заболеваний из зарубежных стран. Функции санитарного надзора в самой зачаточной форме находились в ведении полицейского управления.
В 70-х годах XIX столетия возникла идея создания специальных учреждений санитарно-профилактического профиля. Так, в 1873 г. Симбирское губернское земство, напуганное эпидемией азиатской холеры, ростом заболеваемости населения натуральной оспой, приняло решение о приглашении в каждый уезд санитарного врача.
Первым санитарным врачом в нашей губернии был назначен доктор Константинов (1873-76 гг.). Однако единой санитарной организации в губернии не существовало еще более двадцати лет.
В 1895 г. губернское собрание, озабоченное резким ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки в губернии (голод 1892 года, новая эпидемия холеры в Поволжье 1892-1896 годов), приняло решение о создании Губернского санитарного бюро, которое и явилось первым санитарным учреждением Симбирска. Первыми губернскими санитарными врачами, возглавившими санитарное бюро, были врачи Симбирского уезда П.С. Петров и А.И. Воробьев.
К 1912 г. в Симбирском, Ардатовском, Сызранском, Сенгилеевском уездах при санитарных врачах были сформированы химико-биологические лаборатории — прообраз современного центра санитарно-эпидемиологического надзора. Лаборатории через губернское земство хорошо обеспечивались реактивами, химической посудой, питательными средами и приборами. А в городе Ардатово было построено специальное помещение лаборатории, оснащенное водопроводом и канализацией, первым ее заведующим стал П.И. Челноков. Лаборатория проводила исследования питьевой воды, продуктов питания, инфекционных больных с целью подтверждения диагноза.
Деятельность санитарной службы Симбирской губернии в первые годы советского периода была направлена на решение сложнейших вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Историю развития санитарной службы Симбирской губернии после 1917 г. можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.
I ЭТАП ( 1918 — 1921 ГОДЫ)
При отделах здравоохранения Симбирской губернии создаются уездные санитарно-эпидемиологические подотделы, которые к 1921 г. переходят в структуры санитарной службы. На должность санитарных врачей назначаются: в Ардатовском уезде — В.И. Виноградский, Сенгилеевском — Н.М. Егоров, Карсунском — Н.А. Ясенский, Сызранском — А.А. Павлов, Ульяновском — Б.Д. Рождественский, в Заволжском районе Симбирска — К.А. Колбасин.
Возглавлял губернскую санитарную службу санитарный врач Я.Е. Шостак, который одновременно являлся главным санитарным врачом Симбирска. Будучи увлеченным санитарной статистикой, он оставил богатейшее санитарно-демографическое наследие по материалам Симбирской губернии.
Ведущим направлением деятельности санитарной службы того времени являлась борьба с инфекционными заболеваниями.
II ЭТАП (1922-1932 ГОДЫ)
15 сентября 1922 г. Декретом СНК РСФСР «О санитарных органах республики» утверждена структура санитарных организаций России и система санитарного надзора, а также четко сформулирован государственный характер ее деятельности, определены права и обязанности специалистов. С этого периода началось формирование централизованной санитарной службы страны, определился комплексный характер санитарно-эпидемиологической деятельности.
В 1927 г. Декретом Совнаркома РСФСР утверждено новое положение о санитарных органах России, в котором были четко сформулированы права и обязанности службы на осуществление предупредительного и текущего санитарного надзора, а также определены его направления.
В этом же году в уездах России появляются школьно-санитарные врачи. Школьно-санитарную организацию Симбирской губернии в период с 1923 по 1938 г. возглавлял санитарный врач М.М. Дмитриев. К этому времени штат уездной санитарной организации состоял из 7 человек. Основным направлением деятельности школьно-санитарной организации являлось изучение физического развития учащихся и профилактика инфекционных заболеваний.
В 1928 г. в России было введено новое административное деление: упразднены губернии и волости, организован Средневолжский край с округами. Среди них и Ульяновский округ, в который входил с два города (Ульяновск и Мелекесс) и 13 районов, общее количество населения округа составляло 879 тысяч человек.
В это же время при Ульяновском окружном отделе здравоохранения был организован санитарно-профилактический подотдел, при котором состояло 15 санитарных врачей, врач-эпидемиолог, 4 помощника санитарного врача и 2 помощника эпидемиолога.
В г. Ульяновске в это время в состав санитарной организации входили следующие структурные подразделения: окружная санитарно-бактериологическая лаборатория с тремя врачами во главе с Д.Д. Грязновым; малярийная станция, основанная в 1923 г., со штатом 5 человек во главе с Е.Я. Флоринской; дезинфекционное бюро, основанное в 1915 г., со штатом 5 человек во главе с фельдшером.
В 1929 г. в г.Ульяновске на ул. К. Маркса был открыт Дом санитарного просвещения, в котором санитарными врачами ежедневно проводились лекции для населения и демонстрировались выставки.
В августе 1930 г. государственная окружная система была ликвидирована, и г. Ульяновск стал городом областного подчинения Куйбышевской области.
III ЭТАП (1933-1951 ГОДЫ)
В 1933 г. постановлением Совнаркома СССР в структуре санитарно-эпидемиологической службы была организована государственная санитарная инспекция с предоставлением ей права привлечения к судебной ответственности и наложения штрафов за нарушение санитарных правил на предприятия, учреждения и отдельных лиц. Одновременно были усилены контрольные функции санитарной службы в области предупредительного санитарного надзора.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и решением VII съезда гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов все виды санитарного надзора и противоэпидемической работы в стране были возложены на санитарно-эпидемиологические станции. Кроме того, данными документами было введено разграничение деятельности государственной санитарной инспекции и санитарно-эпидемиологической службы.
В конце тридцатых годов стали появляться районные санитарно-эпидемиологические и противомалярийные станции: Мелекесская, Заволжская, Инзенская, Барышская, Базарносызганская, Карсунская, Сенгилеевская, Богдашкинская.
Одновременно с санитарно-эпидемиологическими станциями работала Госсанинспекция.
В 1943 г., когда была выделена административная территория Ульяновской области, организовалась Ульяновская областная санэпидстанция. 5 марта 1945 г. в соответствии с приказом Областного отдела здравоохранения была организована Ульяновская городская санэпидстанция. В 1948 г. в штате облздравотдела числилось 90 госсанинспекторов, санитарных врачей и эпидемиологов.
IV ЭТАП (1952-1955 ГОДЫ)
В 1952 г. постановлением Правительства СССР «О санитарно-противоэпидемической службе» был положен конец раздельной работе санинспекции и санитарно-эпидемиологических станций.
Все санитарное и противоэпидемическое дело было объединено в руках санитарно-эпидемиологических станций. А в 1954 г. сюда же были включены и противомалярийные станции.
V ЭТАП (1956-1970 ГОДЫ)
В 1956 г. произошла реорганизация управления здравоохранением сельских районов, что привело к ликвидации самостоятельности районных санэпидстанций и их подчинение центральной районной больнице. Это отрицательно сказалось на качестве проведения и эффективности санитарно-противоэпидемических мероприятий и привело к ухудшению кадрового, финансового и материально-технического обеспечения службы. Обратный процесс восстановления самостоятельных санэпидстанций сельских районов начался в 60-е годы и продлился около десяти лет.
Постановление Правительства «О государственном санитарном надзоре», изданное в 1963 г., определило главную функцию санитарно-эпидемиологической службы — государственный санитарный надзор, а также утвердило структуру службы и номенклатуру ее учреждений и должностных лиц, обозначило направление деятельности всех ее звеньев.
Принятые в 1969 г. «Основы законодательства о здравоохранении определили права и обязанности должностных лиц санитарно-эпидемиологической службы по осуществлению государственного санитарного надзора и организации мероприятии по оздоровлению окружающей среды, а также права и обязанности государственных учреждений, ведомств, организаций и отдельных граждан по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения страны.
VI ЭТАП (1971-1985 ГОДЫ)
Постановление Правительства «О государственном санитарном надзоре» от 1973 года сформировало основы проведения государственного санитарного надзора, определило функции и права органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
В этот период происходит внедрение в работу санитарной службы новых организационных форм работы, элементов научной организации труда, осуществляется централизация лабораторной службы, развиваются специализированные формы санитарного надзора, происходит централизация отдельных его видов.
В начале 70-х годов Ульяновская городская санэпидстанция перешла во вновь построенный комплекс административно-лабораторных зданий на ул. Пушкарева.
VII ЭТАП (1986-1990 ГОДЫ)
Этот период совпал с периодом перестройки в нашей стране, когда были предприняты попытки ускорения научно-технического прогресса, перестройки и демократизации общества.
В 1989 г. в городе Ульяновске организуется Заволжская санитарно-эпидемиологическая станция и в 1991 году она переезжает во вновь построенное по типовому проекту здание по ул. Наганова, 12.
В 1990 г. из структуры городской санэпидстанции было выделено дезинфекционное отделение, преобразованное в Ульяновскую городскую дезинфекционную станцию.
VIII ЭТАП (1991-2004 ГОДЫ)
С провозглашением суверенитета России начался новый этап развития страны, что не могло не сказаться и на деятельности санитарно-эпидемиологической службы.
Принятие в 1991 г. Закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» открыло новую страницу в истории санитарной службы. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба была выведена из структуры Министерства здравоохранения и сохранила только вертикальное ведомственное подчинение Госкомитету санэпиднадзора РФ. Данная структура просуществовала до июня 1996 г., когда Указом Президента России санитарную службу вернули в подчинение Министерству здравоохранения, оставив вертикальное подчинение Департаменту Госсанэпиднадзора РФ.
Период становления государственной санэпидслужбы совпал с обострением проблем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вызванных кризисом во всех отраслях и сферах государства, что обусловило значительное ухудшение показателей здоровья населения как по России в целом, так и в Ульяновской области.
Несмотря на столь негативные тенденции, в это время возрастает роль санитарно-эпидемиологической службы области, вся ее деятельность целиком сосредоточивается на обеспечении комплексного подхода к проблемам санитарно-эпидемиологического благополучия населения, усилении контроля за объектами народного хозяйства.
В 1991 г. санэпидстанции области переименовываются в Центры Госсанэпиднадзора. Одновременно образуются новые структурные подразделения службы, лаборатории оснащаются современными приборами и оборудованием, осваиваются новые методики и технологии.
Приоритетным направлением деятельности службы становится комплексная ориентация на изучение здоровья населения области с учетом влияния вредных факторов окружающей среды.
IX ЭТАП ( с 2005 г. — по настоящее время)
С 16 марта 2005 г. в составе санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации произошли коренные перемены, в результате которых в стране появилась новая организация – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). В сложных условиях социально-экономических преобразований в стране Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечивается контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой, удается сдерживать ее ухудшение, добиваться снижения общей и инфекционной заболеваемости населения и смертности от инфекционных болезней, предотвращать распространение особо опасных инфекций.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, и находится в непосредственном подчинении Правительства РФ.
Во исполнение Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», постановления Правительства РФ от 6 апреля 2004 года «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», были организованы, в том числе путем слияния с государственной торговой инспекцией: Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (в настоящее время Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области); Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» (в настоящее время ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области», ФГУЗ «Дезинфекционная станция г. Ульяновск».
В настоящее время Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012г. № 703.
По сей день с распространением инфекционных болезней и массовых неинфекционных заболеваний, а также с вновь приданными функциями по защите прав потребителей на передовой, как и 100 лет назад, стоят санитарные врачи, эпидемиологи, дезинфекционисты, помощники санитарного врача и эпидемиолога.
Госсанэпидслужба сегодня — это превентивный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, система противодействия инфекционных угроз «Санитарный щит», защита прав и законных интересов граждан, высокотехнологичные испытательные лабораторные центры.
Санитарно-эпидемиологический надзор, надзор в области защиты прав потребителей — основное средство достижения санитарно-эпидемиологического благополучия, механизм, с помощью которого решаются насущные проблемы охраны здоровья населения.
Санитарное законодательство одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Благодаря актуализации, систематизации, кодификации и сокращению количества санитарных правил и гигиенических нормативов почти в 40 раз — санитарно-эпидемиологический надзор стал более совершенным в реализации. При этом наш принцип — здоровье человека является безусловным приоритетом — остаётся незыблемым.
Новый порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля принят федеральным законом и от 31 июля 2020 г. №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Профилактика и просвещения стали во главу государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).
Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области, оказывается методическая помощь всем отрасли экономики Ульяновской области — от малых предприятий до крупнейших градообразующих промышленных гигантов.
Защита прав потребителей важнейшее направление нашей работы. Чтобы избавить добросовестный бизнес от проверок и обеспечить при этом надлежащий уровень защиты прав потребителей на безопасный и качественный товар, уже сегодня мы используем новые инструменты. Они позволяют отслеживать движение каждой маркированной единицы от производителя до покупателя и проводить проверки только там, где есть нарушения. Маркировка является инструментом профилактики правонарушений, и уже сегодня мы видим её эффективность для снижения оборота фальсифицированной продукции.
Пандемия не только показала правильность подходов по защите здоровья населения от эпидемических угроз, используемых в Российской Федерации, но и стала катализатором решений по дальнейшему развитию и укреплению единой вертикально интегрированной санитарно-эпидемиологической службы. Опыт Роспотребнадзора по реагированию на новую коронавирусную инфекцию был полностью учтён и при разработке Федерального закона «О биологической безопасности», подписанного президентом страны 30 декабря 2020 года. В нём определён комплекс мер, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, на предотвращение биологических угроз, создание и развитие системы мониторинга биологических рисков.
По поручению главы государства разработана и утверждена «Дорожная карта» по развитию и укреплению системы федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, которая предусматривает модернизацию санитарно-эпидемиологического надзора с акцентом на информатизацию и цифровизацию, а также предполагает укрепление инфраструктуры и ресурсное обеспечение лабораторной базы.
На территории Ульяновской области реализуется разработанная Роспотребнадзором: инициатива «Санитарный щит — безопасность для здоровья». Четыре взаимосвязанных направления: эффективная профилактика и предупреждение, раннее выявление и диагностика, оперативное реагирование, безопасность окружающей среды.
В рамках модернизация системы предупреждения инфекционных угроз и борьбы с ними внедрена Единая информационно-аналитическая система Роспотребнадзора, информационно-аналитические возможности которой используются для оперативного санитарно-эпидемиологического и социально-гигиенического мониторинга.
Безопасность среды обитания одно из важнейших направлений деятельности. Все результаты проводимых исследований безопасности и качества пищи, воздуха, воды, мониторинга эпидемиологической обстановки и других санитарных факторов служат для рекомендации по профилактике, принятия управленческих решений, создание «Безопасная среда обитания».
Приоритетное направление — развитие лабораторного обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» поэтапно осуществляет усовершенствование лабораторной базы на основе современных высокотехнологичных технологий, создает резервные лабораторные мощности, что позволит решить ключевые задачи по повышение надежности и эффективности выявления, мониторинга и предупреждения биологических угроз, повышение оперативности выявления возбудителей инфекционных болезней в максимально короткий срок, оперативного реагирования на чрезвычайную ситуацию санитарно-эпидемиологического характера.
Новое время ставит перед нами новые задачи. Сотрудники Роспотребнадзора, отдавали и продолжают отдавать все свои силы и время ради сохранения самого важного на земле — человеческой жизни и здоровья.
За сто лет существования санитарно-эпидемиологической службы ее функции значительно расширились, структура изменилась, а требования к квалификации сотрудников возросли. Но ключевая задача Роспотребнадзора остается неизменной — охрана здоровья наших граждан и улучшение качества их жизни. И главная задача — чтобы каждый мог сказать: «Я живу в стране, свободной от эпидемий».
![]() |
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |

