Дело № 3а-203/2021
73OS0000-01-2021-000233-08
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2021 года
г.Ульяновск
Ульяновский
областной суд в составе:
судьи Трифоновой
Т.П.,
при секретаре
Фахуртдиновой Р.Р.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по
административному исковому заявлению Сорокина Егора Дмитриевича к Министерству финансов Ульяновской области,
Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о присуждении
компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
У С Т А Н О В И Л:
Сорокин Е.Д. обратился в суд
с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение
права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В обоснование заявленных
требований указал, что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 6
июля 2018 года по делу № 2-2597/2018 на Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области была возложена обязанность
предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного
жилого помещения. Исполнительный лист по данному решению был сдан им в службу
судебных приставов-исполнителей, где 5 августа 2020 года возбуждено
исполнительное производство. Вместе с тем до настоящего времени решение суда
ответчиком исполнено не было, чем нарушаются его права.
В связи с этим истец
просил присудить ему компенсацию за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок в размере 150 000 руб.
Судом к участию в деле в
качестве административного ответчика была привлечена Ульяновская область в лице Министерства
финансов Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица Управление
Федеральной службы исполнения наказания по Ульяновской области.
В судебном заседании Сорокин
Е.Д. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Остальные участники процесса
в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте
и времени рассмотрения дела.
С учетом положений статьи
150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее –
КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Министерство финансов
Ульяновской области в письменном отзыве на иск указало, что не считает себя
надлежащим ответчиком по делу, поскольку судебный акт, на неисполнение которого
указывает истец, не предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов
бюджетной системы РФ, а возлагает исполнение решения на орган государственной
власти субъекта – Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области, правопреемником которого в настоящее время
является Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.
Считает размер компенсации
завышенным, не отвечающим требованиям разумности и справедливости.
Кроме того, указывает на то,
что нарушение установленных законодательством РФ сроков исполнения судебного акта само по себе не означает
нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Указывает, что Министерство
систематически проводит работу по приобретению в государственную собственность
Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством
проведения электронных торгов.
В целях финансовой поддержки
детей-сирот, временно не получивших жилые помещения, в соответствии с
Постановлением Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014г. № 466-П
«О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на наём (поднаем)
жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а
также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей на территории Ульяновской
области» определена сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 5 тысяч
руб.
Таким образом, в действиях
Министерства отсутствует нарушение права на исполнение судебного акта в
разумный срок. Министерством принимались необходимые меры для исполнения
решения суда в разумный срок.
В Законе Ульяновской области
от 27 ноября 2020 года № 141-ЗР «Об областном бюджете Ульяновской области на
2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрены средства в целях
предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, лицам из их числа по договорам специализированных жилых помещений.
Кроме того, согласно части 2
статьи 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие
новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на
исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться
только с начала очередного финансового года при условии включения
соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в
текущем финансовом году после внесения соответствующих изменении в закон
(решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных
поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным
статьям расходов бюджета.
Заслушав пояснения истца,
исследовав материалы дела, обозрев
материалы гражданского дела Ленинского районного суда г.Ульяновска №
2-2597/2018 и исполнительное производство № 42113/20/73017-ИП, суд приходит к
следующему.
В соответствии с частями 1-3
статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за
нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение
судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане
Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские,
иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе
сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета
спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в
разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на
средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего
на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и
организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными
полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или)
требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о
присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим
Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение
права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если
такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с
заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и
непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При
этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков
исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на
исполнение судебного акта в разумный срок.
Присуждение компенсации за
нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от
наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по
исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного
самоуправления и их должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 2
данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.
В силу части 8 статьи 3
указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о
присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в
разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению
судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному
исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления
обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или)
требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со
дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения
судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания
производства по исполнению судебного акта.
В соответствии с частью 1
статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов
осуществляется в разумные сроки.
Как разъяснено в пункте 55
постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых
вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за
нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение
судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности
исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд
ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о
направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных
пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в
орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по
исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица
исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или
должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных
актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5
статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8
статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
В силу разъяснений, данных в
пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия
органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по
исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они
производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
При этом необходимо
учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного
исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных
статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или
взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены
обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли
задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением
заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета
(часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт
12 статьи 242.5 БК РФ).
Судом установлено, что
решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 6 июля 2018 года по
гражданскому делу № 2-2597/2018 удовлетворены исковые требования прокурора
Железнодорожного района г.Ульяновска,
действовавшего в интересах Сорокина Е.Д., — на Министерство строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (далее –
Министерство) возложена обязанность обеспечить Сорокина Е.Д. специализированным жилым
помещением по договору найма специализированного жилого помещения в
границах МО «город Ульяновск» Ульяновской области.
Решение суда вступило в
законную силу 2 октября 2018 года.
12 ноября 2018 года
исполнительный лист был получен
Сорокиным Е.Д., однако предъявлен к исполнению 3 августа 2020 года.
5 августа 2020 года в МОСП
по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской
области было возбуждено исполнительнее производство.
В рамках данного
исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении
должника неоднократно выносились требования об исполнении судебного решения,
устанавливались новые сроки исполнения, с должника взыскан исполнительский
сбор, должник неоднократно привлекался к административной ответственности по
части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях.
На основании Постановления Правительства
Ульяновской области № 25/557-П от 16 ноября 2018 года полномочия в рамках
обеспечения детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями специализированного
жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения с 1 января
2019 года осуществляет Министерство строительства и архитектуры Ульяновской
области.
Определением Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 10 сентября 2019 года произведена замена должника в исполнительном
производстве с Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области на Министерство
строительства и архитектуры Ульяновской области.
До настоящего времени
решение суда должником не исполнено.
С административным исковым
заявлением о присуждении компенсации Сорокин Е.Д. обратился в суд 25 октября 2021 года, т.е. в
установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ и частью 4 статьи
250 КАС РФ срок.
Период неисполнения
судебного решения с даты возбуждения исполнительного производства – 5 августа
2020 года по день рассмотрения настоящего иска составляет 1 год 3 мес. 25 дней.
Принимая во внимание
изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок
исполнения судебного решения нельзя признать разумным.
Приведенные Министерством финансов Ульяновской
области в качестве причин, препятствующих исполнению решения суда,
обстоятельства свидетельствуют о том, что должником принимались определенные
меры по исполнению решения суда, однако эти действия нельзя признать
своевременными, достаточными и эффективными.
При таких обстоятельствах
Сорокин Е.Д. имеет право на присуждение
компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии с пунктом 5
части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о
присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок
судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти,
органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными
государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц,
государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования
имущественного характера и (или) требования неимущественного характера,
интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального
образования представляют соответствующий финансовый орган и главный
распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 3 части 2
статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации
за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта,
предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской
Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными
государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской
Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных
служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и
муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного
характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется
соответствующим финансовым органом.
Как разъяснено в пункте 63 постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта
2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении
компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на
исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части решения о
присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок
или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание
денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице
соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета
бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, компенсация
за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть
взыскана с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области
за счет средств бюджета Ульяновской области.
При определении размера компенсации,
суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в
соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований
заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение,
продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также
с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по
правам человека.
Учитывая обстоятельства
дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его
последствий для взыскателя, суд считает необходимым присудить Сорокину Е.Д.
компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в
размере 15 000 руб., которая подлежит зачислению на расчетный счет
административного истца.
В силу части 4 статьи 4
Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда в части
присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь
статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Сорокина
Егора Дмитриевича удовлетворить частично.
Взыскать с Ульяновской области в лице
Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской
области в пользу Сорокина Егора Дмитриевича
компенсацию за нарушение права на
исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15 000 руб.
(пятнадцать тысяч руб.) с перечислением денежных средств на расчетный счет
Сорокина Егора Дмитриевича № ***, открытый в Ульяновском отделении № 8588 ПАО
«Сбербанк», ИНН банка 7707083893, БИК
банка 047308602, КПП 732502002, кор. счет № 30101810000000000602.
В удовлетворении остальной части заявленных
требований Сорокину Егору Дмитриевичу отказать.
Решение подлежит исполнению Министерством
финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.
Решение суда о присуждения компенсации
подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Четвертый
апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение
месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Трифонова Т.П.
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |