УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2021-010151-52
Судья Бирюкова О.В.
Дело № 33-1475/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 26 апреля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Карабанова
А.С., Федоровой Л.Г.,
при секретаре Воронковой
И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе
администрации города Ульяновска, Управления имущественных
отношений, экономики и развития конкуренции
администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 10 декабря 2021 года с учетом определения того же суда от 4
февраля 2022 года об исправлении описки по делу № 2-5303/2021, которым
постановлено:
исковые требования Трунова Алексея Александровича, Трунова
Дмитрия Александровича удовлетворить частично.
Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность
предоставить Трунову Алексею
Александровичу, Трунову Дмитрию Александровичу благоустроенное жилое помещение,
соответствующее установленным правилам и нормам, общей площадью не менее 14,71
кв.м в городе Ульяновске.
В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Трунова
А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Трунов А.А., Трунов Д.А. обратились в суд с иском,
уточненным в ходе судебного разбирательства, к администрации города Ульяновска,
Управлению имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации
г.Ульяновска о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое
помещение по договору социального найма. В обоснование иска указали, что на
основании ордера им выделена комната площадью 14,71 кв.м в квартире по адресу: ***. Они зарегистрированы и постоянно
проживают в указанном жилом помещении. Жилой дом призван аварийным и подлежащим
сносу. Меры по расселению граждан ответчиком до настоящего времени не приняты,
а дальнейшее проживание в указанном жилом доме представляет опасность для их
жизни и здоровья. Просили возложить на администрацию города Ульяновска
обязанность предоставить им благоустроенное жилое помещение, соответствующее
установленным нормам и правилам, общей площадью не менее 14,71 кв.м в
г.Ульяновске.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление
жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города
Ульяновска и, рассмотрев заявленные требования по существу, принял приведенное
выше решение.
В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска,
Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции
администрации города Ульяновска считают решение суда незаконным и подлежащим
отмене. В обоснование жалобы указывают, что спорный многоквартирный дом
включен в адресный перечень домов, подлежащих расселению в рамках реализации
Областной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории
Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года
аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в
процессе их эксплуатации, в 2019-2025 годах», утвержденной постановлением
Правительства Ульяновской области от 28 марта 2019 года № 131-П. По
условиям Программы жители данного дома
подлежат поэтапному расселению в 2023-2024 годах. Поскольку сроки,
установленные в Программе для переселения граждан из аварийного жилого
помещения, не истекли, оснований для удовлетворения иска не имеется. Обращают
внимание, что действующее жилищное законодательство предусматривает порядок
предоставления жилых помещений по договору социального найма. Наличие одного
лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального
найма, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для
внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору
социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса
Российской Федерации при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий. При
разрешении спора и удовлетворении иска судом не было принято во внимание, что
истцы малоимущими в установленном порядке не признаны. Поскольку истцы до 1
января 2005 года не состояли в очереди нуждающихся в улучшении жилищных
условий, и не приняты на такой учет после указанной даты, оснований для
удовлетворения исковых требований не имеется. Ранее судебным постановлением
Труновым было отказано в иске к администрации г.Ульяновска о предоставлении
жилого помещения во внеочередном порядке.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие истца Трунова Д.А., представителей ответчиков и третьих лиц,
извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной
инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы
Трунов А.А. и Трунов Д.А. зарегистрированы по адресу*** (л.д. 9).
Жилое помещение площадью 14,71 кв.м в доме *** было
предоставлено матери истцов – Труновой Э.Ю., на основании ордера № 325 от 13
мая 1996 года, выданного администрацией Железнодорожного района г. Ульяновска,
на состав семьи три человека (Трунова Э.Ю., Трунов А.А. – сын, Трунов Д.А. –
сын) (л.д. 10).
Заключением межведомственной комиссии от 3 ноября 2016 года
установлены основания для признания многоквартирного дома *** аварийным и
подлежащим сносу в соответствии с п. 33 Положения о признании помещения жилым
помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома
аварийным т подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (л.д. 37).
Постановлением администрации города Ульяновска от 20
сентября 2018 года №1814 многоквартирный дом *** признан аварийным и подлежащим
сносу.
Согласно приложению к данному постановлению планируемый срок
отселения граждан из спорного многоквартирного дома – 2022 год; планируемый
срок сноса дома – 2023 год (л.д. 36).
Многоквартирный дом *** включен в областную адресную
программу «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области,
из многоквартирных домов, признанных до 1 января 20017 года аварийными и
подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их
эксплуатации в 2019-2023 годах», утвержденную постановлением Правительства Ульяновской
области от 28 марта 2019 года № 131-П (далее – Программа переселения).
Согласно техническому заключению (отчету) АО «Имущественная
Корпорация Ульяновской области (Ульяновское областное БТИ)» от 7 декабря 2021
года техническое состояние основных строительных конструкций многоквартирного
жилого дома *** в соответствии с ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила
обследования и мониторинга технического состояния» характеризуется как
аварийное. Эта категория технического состояния строительной конструкции или
здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания,
характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об
исчерпании несущей устойчивости и опасности обрушения и (или) характеризующаяся
кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта. Существует
вероятность обрушения элементов перекрытия и наружной обшивки здания. В связи с
высоким физическим износом несущих конструкций жилого дома, в пределах 61-80%
(ветхое состояние), и снижением до аварийного уровня его надежности, прочности
и устойчивости строительных конструкций, жилой дом подлежит сносу (л.д.
137-200).
Трунов Д.А. и Трунов А.А., ссылаясь на то, что
многоквартирный жилой дом ***, признан аварийным и подлежащим сносу, проживание
в нем представляет опасность, обратились в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным
правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном
удовлетворении иска.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
В
соответствии со статьей 40
Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может
быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного
самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для
осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам,
нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из
государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с
установленными законом нормами.
Федеральный
закон
от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон № 185-ФЗ) в целях
создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения
качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования
эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих
технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления
финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным
образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов,
переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем
коммунальной инфраструктуры (статья 1).
В пункте 3
статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из
аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий
в соответствии со статьями 32,
86,
частями 2
и 3 статьи 88
Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального
закона № 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан
из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом
государственной власти субъекта Российской Федерации.
Частью
2 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ предусмотрено, что региональная адресная
программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна
содержать, в частности: перечень многоквартирных домов,
признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и
подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их
эксплуатации (пункт 1); срок переселения граждан из каждого многоквартирного
дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1
данной части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане
из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального
образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или
реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или
реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого
муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы
их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную
силу решения суда (пункт 2).
Порядок
переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86
— 89
Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86
Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если дом, в котором
находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит
сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом
местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома,
предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального
найма.
В
соответствии со статьей 89
Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с
выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86
— 88
данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно
быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного
пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению
отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного
пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое
жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в
границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на
территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях,
предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в
качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном
учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если
наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали
квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на
получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же
числа комнат, в коммунальной квартире.
Согласно
разъяснениям, содержащимся в пункте 37
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №
14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении
Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое
благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86
— 88
Жилищного кодекса Российской Федерации, судам надлежит учитывать, что
предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение
должно отвечать требованиям статьи 89
Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным
применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по
общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным
требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и
члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире,
им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа
комнат, в коммунальной квартире.
Судам
необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по
основаниям, перечисленным в статьях 86
— 88
Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение
по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому,
предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому
иные обстоятельства (названные, например, в части 5
статьи 57, статье 58
Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых
помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых
помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с
выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право
состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не
отпали основания состоять на таком учете (статья 55
Жилищного кодекса Российской Федерации).
Предоставление
гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный
характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены
по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки
зрения безопасности.
Материалами
дела подтверждено, что жилой дом *** в рамках реализации программы по
переселению граждан был включен в перечень многоквартирных домов, признанных до
1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, о
чем указано выше.
Разделом
4 Программы переселения установлены критерии
очередности участия муниципальных образований Ульяновской области в Программе,
согласно которым в первоочередном порядке подлежат переселению граждане
из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального
образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или
реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или
реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого
муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы
их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную
силу решения суда.
Дом ***
включен в приложение № 1 к Программе «Перечень многоквартирных домов,
признанных в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и
подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их
эксплуатации, на 2019-2023 годы» под номером 118, где в отношении данного дома
указано, что он признан аварийным 16 декабря 2016 года; планируемая дата
окончания переселения – 30 декабря 2023 года; площадь застройки
многоквартирного дома 366 кв.м; площадь земельного участка – 366 кв.м;
земельный участок не сформирован.
В
приложении № 5 к Программе «Перечень многоквартирных домов, признанных в
установленном порядке до 1 января 2017
года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции с физическим износом в
процессе эксплуатации, с объемами бюджетных ассигнований на финансовое
обеспечение мероприятий программы на 2019-2023 годы» дом *** указан дважды: под
номерами перечня 14 и 141.
По строке номер 14 указаны реквизиты
документа, подтверждающего признание многоквартирного дома аварийным — № 3330
от 16 декабря 2016 года; планируемая дата окончания переселения – 4 квартал
2020 года; планируемая дата сноса многоквартирного дома – 4 квартал 2021 года;
число жителей, планируемых к переселению – 5; количество расселяемых жилых
помещений – одно, из муниципальной собственности площадью 45,79 кв.м.
По строке номер 141 указаны те же реквизиты
документа, подтверждающего признание многоквартирного дома аварийным — № 3330
от 16 декабря 2016 года; планируемая дата окончания переселения – 4 квартал
2023 года; планируемая дата сноса многоквартирного дома – 4 квартал 2024 года;
число жителей, планируемых к переселению – 24; количество расселяемых жилых
помещений – 8, из которых 2 помещения площадью 71,44 кв.м – частная
собственность, 6 помещений площадью 210,78 кв.м – муниципальная собственность.
Из содержания Программы следует, что в
отношении спорного многоквартирного дома установлены различные сроки сноса дома
и переселения жителей, при этом планируемые сроки 2020 и 2021 годов истекли,
однако администрацией города Ульяновска не принято мер по переселению
граждан из аварийного дома.
Доводы
апелляционной жалобы об отсутствии оснований для предоставления истцам жилого
помещения до истечения сроков переселения, установленных указанной выше
Программой, несостоятельны.
Согласно правовой
позиции, изложенной в разделе III Обзора судебной практики по делам, связанным
с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и
подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда
Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет
установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет
опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным
основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и
техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть
поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Согласно техническому заключению (отчету) обследования несущих конструкций жилого дома
по адресу: ***, составленного АО
«Имущественная Корпорация Ульяновской области» от 7 декабря 2021 года №
3254, экспертом установлено, что несущие
и ограждающие конструкции объекта в целом не обеспечивают безопасное пребывание
граждан. Существует риск получения травм жильцами при передвижении внутри и
около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом. Трещины в кирпичных дымоходах приводят к
утечке дыма и угарного газа от дровяных печей в помещения квартир; создают
угрозу возгорания элементов крыши.
Кроме того,
постановлением Правительства Ульяновской области от 11 июня 2021 года № 232-П в
Программу были внесены изменения, сроки реализации Программы сокращены до
декабря 2023 года.
Утверждения
в жалобе об отсутствии у истцов права на предоставление жилого помещения по
договору социального найма в связи с тем, что они не признаны малоимущими и не
состоят на учету нуждающихся, не могут быть приняты во внимание, так как
предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья
регулируется специальными нормами, в связи с чем признание граждан малоимущими
и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о
предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86
— 89
Жилищного кодекса Российской Федерации, не требуется.
Таким
образом, отсутствие у истцов статуса малоимущих при наличии установленной
угрозы их жизни и здоровью, не является основанием для отказа в предоставлении
жилого помещения взамен аварийного.
То
обстоятельство, что ранее истцам было отказано в иске о предоставлении вне очереди
жилого помещения, основанием к отмене судебного решения также не является,
поскольку жилищные отношения носят длящийся характер, и в настоящее время дальнейшее проживание истцов в аварийном доме
представляет опасность для жизни и здоровья.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом верно.
В
силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной
жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 10
декабря 2021 года с учетом определения того же суда от 4 февраля 2022 года об
исправлении описки оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации
города Ульяновска, Управления имущественных отношений, экономики и развития
конкуренции администрации города Ульяновска – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей
юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.04.2022.
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |