Об утверждении Положения о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Ульяновской области
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,
- Утвердить прилагаемое Положение о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Ульяновской области.
- Признать утратившими силу:
постановление Правительства Ульяновской области от 20.12.2006 № 366 «О системе оповещения и информирования населения на территории Ульяновской области»;
постановление Правительства Ульяновской области от 01.04.2011 № 137-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 20.12.2006 № 366»;
пункт 1 постановления Правительства Ульяновской области от 05.06.2013 № 217-П «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Ульяновской области»;
абзац 4 постановления Правительства Ульяновской области от 05.07.2013 № 283-П «О признании утратившими силу постановления и отдельных положений постановлений Правительства Ульяновской области»;
постановление Правительства Ульяновской области от 07.10.2015 № 503-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 20.12.2006 № 366»;
постановление Правительства Ульяновской области от 16.05.2016 № 225-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 20.12.2006 № 366».
- Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.
Председатель
Правительства области В.Н.Разумков
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Ульяновской области
ПОЛОЖЕНИЕ
о региональной автоматизированной системе
централизованного оповещения населения Ульяновской области
- Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет назначение, задачи и требования к региональной автоматизированной системе централизованного оповещения Ульяновской области (далее – Региональная система оповещения), порядок её задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
1.2. Региональная система оповещения входит в систему управления гражданской обороной (далее – ГО) Ульяновской области и Ульяновской территориальной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – УТП РСЧС), которая обеспечивает доведение до населения Ульяновской области, органов управления и сил ГО Ульяновской области и УТП РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации.
1.3. Региональная система оповещения состоит из взаимодействующих специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения (далее – КСЭОН), общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих её функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
1.4. Границами зон действия Региональной системы оповещения являются административные границы Ульяновской области.
1.5. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности Региональной системы оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых исполнительными органами государственной власти Ульяновской области по подготовке и ведению ГО, предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1.6. Региональная система оповещения должна соответствовать требованиям, установленным приложением № 1 к Положению о системах оповещения населения, утверждённому приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 № 578/365 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» (далее – приказ № 578/365).
На Региональную систему оповещения оформляется паспорт, образец которого приведён в приложении № 2 к Положению о системах оповещения населения, утверждённому приказом № 578/365.
- Назначение и основные задачи Региональной системы оповещения
2.1. Региональная система оповещения предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил ГО Ульяновской области, УТП РСЧС.
2.2. Основной задачей Региональной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации:
до руководящего состава ГО Ульяновской области, УТП РСЧС;
до Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области (далее – Главное управление МЧС России по Ульяновской области);
до органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ГО, при органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области;
до единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Ульяновской области;
до сил ГО Ульяновской области и УТП РСЧС;
до дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинить вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность
в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности;
а также до людей, находящихся на территории Ульяновской области.
- Порядок задействования Региональной системы оповещения
3.1. Задействование по предназначению Региональной системы оповещения планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, планом ГО Ульяновской области и защиты населения Ульяновской области и планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ульяновской области, утверждёнными в соответствии с федеральным законодательством.
3.2. Оперативная дежурная смена Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ульяновской области, получив в системе управления ГО и УТП РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждает их получение и немедленно доводит их до Губернатора Ульяновской области, руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ульяновской области (далее – КЧС Ульяновской области), а также организаций (собственников объектов, производств, гидротехнических сооружений), на территориях которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации.
3.3. Решение о включении (запуске) Региональной системы оповещения принимается Губернатором Ульяновской области.
3.4. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования Региональной системы оповещения.
В автоматическом режиме функционирования Региональная система оповещения включается (запускается) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от органов повседневного управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) Региональной системы оповещения осуществляется оперативным дежурным Областного государственного казённого учреждения «Служба гражданской защиты и пожарной безопасности Ульяновской области» (далее – ОГКУ «Служба ГЗ и ПБ Ульяновской области») с автоматизированного рабочего места при поступлении команд (распоряжений).
В ручном режиме функционирования Региональной системы оповещения:
оперативным дежурным ОГКУ «Служба ГЗ и ПБ Ульяновской области» осуществляется включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляются заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и (или) экстренной информации в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ульяновской области;
задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Приоритетный режим функционирования определяется настоящим Положением, планом ГО и защиты населения Ульяновской области и планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ульяновской области.
3.5. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала «Внимание всем!» путём включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные
и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи – сообщений объёмом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Допускается трёхкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно Центром управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ульяновской области.
3.6. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сети проводного радиовещания;
сети уличной радиофикации;
сети кабельного телерадиовещания;
сети эфирного телерадиовещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
сети связи операторов связи и ведомственные;
сети систем персонального радиовызова;
информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет»;
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
3.7. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения Региональной системой оповещения осуществляется КЧС Ульяновской области.
3.8. Порядок действий операторов связи телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется федеральным законодательством и законодательством Ульяновской области.
3.9. Постоянно действующие органы управления УТП РСЧС, органы повседневного управления УТП РСЧС, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
- Поддержание в готовности Региональной системы оповещения
4.1. Поддержание в готовности Региональной системы оповещения организуется и осуществляется исполнительными органами государственной власти Ульяновской области.
4.2. Готовность Региональной системы оповещения достигается:
наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) Региональной системы оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием, исправностью технических средств оповещения и соответствием проектной документации на Региональную систему оповещения;
готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
регулярным проведением проверок готовности Региональной системы оповещения;
своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой отслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
наличием, соответствием федеральному законодательству и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, Региональной системы оповещения.
4.3. Комплексная проверка готовности Региональной системы оповещения и КСЭОН проводится два раза в год комиссией по комплексной проверке (далее – Комиссия), в состав которой включаются представители постоянно действующих органов управления РСЧС и органов повседневного управления РСЧС регионального и муниципального уровней, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей (при наличии филиала и (или) представительства на территории Ульяновской области), задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
По решению КЧС Ульяновской области могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности Региональной системы оповещения и КСЭОН, при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом «Техническая проверка».
В ходе работы Комиссии проверяется выполнение всех требований Положения о системах оповещения населения, утверждённого приказом № 578/365, а также настоящего Положения.
По результатам комплексной проверки готовности Региональной системы оповещения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности Региональной системы оповещения, определяемая в соответствии с приложением № 3 к Положению о системах оповещения населения, утверждённому приказом № 578/365, а также уточняется паспорт Региональной системы оповещения.
Технические проверки готовности к задействованию Региональной системы оповещения и КСЭОН проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления РСЧС, организации путём передачи проверочного сигнала
и речевого сообщения «Техническая проверка» с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи
(на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала «Техническая проверка» не производится.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок Региональной системы оповещения не допускается.
4.4. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях,
не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создаётся резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Номенклатура, объём, порядок создания и использования резерва технических средств оповещения устанавливаются создающими резерв технических средств оповещения исполнительными органами государственной власти Ульяновской области.
4.5. Требования, изложенные в приложении № 1 к Положению о системах оповещения населения, утверждённому приказом № 578/365, должны быть выполнены в ходе планирования и осуществления строительства новой либо совершенствования действующей Региональной системы оповещения.
Вывод из эксплуатации действующей Региональной системы оповещения осуществляется по окончании эксплуатационного ресурса технических средств этой системы оповещения населения, завершения её модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой Региональной системы оповещения.
_______________
Приложения
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |