


Имя Александра Николаевича Блохинцева хорошо знают и помнят ульяновцы. Он был увлеченным краеведом-исследователем. Им написано более ста статей по истории родного края, опубликованных в местной и центральной печати. Блохинцев открывал и вводил в наше краеведение многие новые имена. Результатом многолетних исследований краеведа стала брошюра «Симбирск 18 в.», а также книга «И жизни след оставили своей». Она вышла двумя изданиями в 1980 г. и в 1985 г. Оба издания сразу же стали библиографической редкостью. Во втором издании книги 224 страницы, 30 очерков, 576 примечаний, в именном указателе 515 имен. Огромный труд! Недаром рецензент книги, кандидат исторических наук, краевед С.Л. Сытин писал А.Н. Блохинцеву: «Поздравляю со вторым издание Вашей прекрасной книги! Удовлетворение от Вашей прекрасной книги всеобщее!»
А.Н.Блохинцев был не только краеведом-исследователем, но и просветителем. Им были прочитаны сотни лекций. Он прекрасно владел любой аудиторией. Его яркие, глубокие выступления на Пушкинских, Ивашевских, Огаревских праздниках приковывали внимание многих сотен людей. И неудивительно, что именно его пригласили вести цикл передач «Беседы о родном крае» на областном телевидении. Теперь его слушала и смотрела многотысячная аудитория.
Разнообразие и новизна материала, доверительный тон бесед привлекли к передаче внимание телезрителей. У передачи появились свои «болельщики», которые не пропускали ни одной беседы, живо обсуждали их, делились с автором своими впечатлениями.
Почти 25 лет посвятил Александр Николаевич делу охраны памятников истории и культуры. Он стоял у истоков областного отделения Общества охраны памятников, много лет был ответственным секретарем, а затем заместителем председателя этого общества.
Выйдя на пенсию, А.Н.Блохинцев продолжал активно работать. В областном архиве хранятся его дневниковые записи «Хроника пенсионера». Он занимался в архиве и областной библиотеке, продолжал печататься, читал лекции, выступал на семинарах, консультировал всех, кто к нему обращался. Он резко протестовал против переноса памятников И.А.Гончарову и К.Марксу, уничтожения металлической ограды и ворот у дома Языковых, попытки снести ограду вокруг Карамзинского сквера, писал о фактически отсутствовавшей государственной охране памятников в области, внес предложения о реставрации Языковского парка. Уже потеряв зрение, продиктовал две статьи для краеведческих записок музея. Диктовал поразительно: медленно, спокойно, ровным голосом, фразы абсолютно отшлифованы, причем, называл имена, даты и ни разу не ошибся. Обычно он сидел, положив скрещенные руки на стол, немного опустив голову, и создавалось впечатление, что он читает какой-то невидимый собеседнику текст.
Свой’ личный архив А.Н.Блохинцев передал Ульяновскому областному государственному архиву, там создан его личный фонд. А это — неопубликованные статьи, выступления, переписка, воспоминания, материалы о работе в художественном фонде, городском экскурсионном бюро, обществе охраны памятников, подробности о встречах с интересными людьми.
В 1986 г. Александр Николаевич закончил свои воспоминания «Жизнь и работа». В коротком вступлении он писал: «В этих строках будет немного описания семьи, родителей, моих странствий и главное описание моей работы, что было содержанием и смыслом моей жизни».
М.М. Савич, краевед.
«Мономах», №1(8), 1997 г.
![]() |
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |

