УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Калянова Л.А.
Дело № 12-70/2022
73RS0025-02-2021-000736-09
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск 3
марта 2022 года
Судья Ульяновского
областного суда Жаднов Ю.М.,
при секретаре
Каминской Ю.А.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе адвоката Мифтахутдинова
А.Х., защищающего интересы Кульбетова Николая
Владимировича, на постановление судьи Чердаклинского
районного суда Ульяновской области от 20 декабря 2021 года,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от
20.12.2021 Кульбетов Н.В. привлечен к
административной ответственности по ст. 6.1.1 КоАП РФ. За совершение этого
правонарушения ему назначено административное наказание в виде
административного штрафа в размере 5000 рублей.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, адвокат Мифтахутдинов
А.Х., защищающий интересы Кульбетова Н.В., не
соглашается с постановлением судьи, полагает его подлежащим отмене. Просит
производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Кульбетова Н.В. состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы
указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела,
поскольку надлежащим образом не были установлены обстоятельства причинения
потерпевшей телесных повреждений и механизм их причинения.
Утверждает, что Кульбетов Н.В. действовал исключительно с целью самообороны
от нападений потерпевшей, которая наносила Кульбетову
Н.В. удары по лицу.
Кульбетов Н.В. защищаясь, выставил руку, о которую
ударилась потерпевшая, не удержала равновесия и упала. При этом повреждения
потерпевшей были получены от падения на асфальт.
Подробно позиция
адвоката Мифтахутдинова А.Х., защищающего интересы Кульбетова Н.В., изложена в жалобе.
Изучив доводы жалобы
и материалы дела в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ в полном объеме,
заслушав пояснения Кульбетова Н.В., полагавшего, что
вмененного ему в вину правонарушения он не совершал, прихожу к следующим
выводам.
В соответствии с ч.
1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может
быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства
по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке,
установленных законом.
Положения названной
статьи КоАП РФ в обеспечение законности при применении мер административного
принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения
административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка
привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по
делу об административном правонарушении в силу ст. 26.2 КоАП РФ являются любые
фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в
производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие
события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к
административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение
для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об
административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным
Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу
об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей,
заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных
технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно п. 3 ст.
29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела
об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно
ли составлены протокол об административном правонарушении и другие материалы
дела.
Из содержания п. 4
ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ следует, что при подготовке к рассмотрению дела об
административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о
возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов
дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае
составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными
лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела
либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при
рассмотрении дела.
КоАП РФ гарантирует
соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об
административном правонарушении в том числе при составлении протокола об
административном правонарушении.
Так, в соответствии
с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения
составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1 и
ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ.
В протоколе об административном
правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и
инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого
возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества,
адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и
потерпевшие, место, время совершения и событие административного
правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской
Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное
административное правонарушение, объяснение физического лица или законного
представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные
сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).
В силу ч. 4 ст. 28.2
КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в
отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна
быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном
правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по
содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно ч. 6 ст.
28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в
отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также
потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном
правонарушении.
В случае неявки
физического лица, или законного представителя физического лица, или законного
представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по
делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном
порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их
отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется
лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления
указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Толкование положений
ст. 1.6, и частей 4, 4.1, 6 ст. 28.2 КоАП РФ в их системной взаимосвязи
позволяет прийти к выводу о том, что внесение изменений в протокол об
административном правонарушении, производится в присутствии лица, в отношении
которого составлен протокол об административном правонарушении. В его
отсутствие такие изменения могут быть внесены в протокол об административном правонарушении
только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование
вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении
которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, указанными
выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности,
обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и
непосредственное участие его при составлении протокола по делу об
административном правонарушении и внесении изменений в указанный процессуальный
акт.
В связи с
изложенным, административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно
вносить изменения в протокол об административном правонарушении.
Из материалов дела
об административном правонарушении усматривается, что 14.07.2021 в Чердаклинский районный суд Ульяновской области поступил на
рассмотрение протокол об административном правонарушении *** от 06.07.2021,
составленный сотрудником полиции УУП ОУУП и ПДН МО МВД России «Чердаклинский» Кузнецова А.А., в отношении Кульбетова Н.В. по ст. 6.1.1 КоАП РФ.
20.07.2021 указанный
протокол об административном правонарушении и другие материалы дела были
возвращены в МО МВД России «Чердаклинский» для
устранения недостатков, в том числе, поскольку в протоколе об административном
правонарушении не в полном объеме указано событие административного
правонарушения – не указано чем был нанесен удар потерпевшей.
Впоследствии в Чердаклинский районный суд Ульяновской области вновь
поступил на рассмотрение протокол об административном правонарушении *** от
06.07.2021, составленный сотрудником полиции УУП ОУУП и ПДН МО МВД России «Чердаклинский» Кузнецова А.А., в отношении Кульбетова Н.В. по ст. 6.1.1 КоАП РФ.
Вместе с тем в
протоколе об административном правонарушении имеются исправления, касающиеся
содержания события правонарушения, а именно, первоначально Кульбетову
Н.В. вменялось, что 30.05.2021 в 10.00 часов по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, п. Мирный, ул. Рабочая дом 1, около
подъезда № 2, Кульбетов Н.В. нанес 1 удар по лицу Б***
О.П., отчего последняя упала на асфальт при этом получила телесные повреждения
и испытала физическую боль: кровоподтеки на задне-наружной
поверхности левого бедра в верхней трети, на наружной поверхности левого
локтевого сустава, два кровоподтека на задней-наружной
поверхности левого бедра в средней трети, ссадина на внутренней поверхности
левого предплечья в средней трети, которые
расцениваются как повреждения не
причинившие вред здоровью.
Впоследствии часть
текста а именно: слово «лицу» была зачеркнута и дописаны слова «левому плечу» и
проставлена запись «исправленному верить», которая была подписана лишь лицом,
внесшим исправления, сотрудником полиции Кузнецовым А.А. (л.д. 2).
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют
данные, свидетельствующие о том, что изменения в протокол об административном
правонарушении, касающиеся содержания события правонарушения, были внесены в
присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном
правонарушении. Отсутствуют и сведения об извещении Кульбетова
Н.В. о необходимости явки в орган для внесения изменений в протокол об
административном правонарушении.
Данных о том, что копия протокола об
административном правонарушении была подписана Кульбетовым
Н.В. после внесения исправлений, в материалах дела не имеется.
При давая пояснения в настоящем судебной
заседании Кульбетов Н.В. рассказал, что о внесении
изменений в протокол об административном правонарушении ему стало известно лишь
со слов адвоката. Когда внесены эти изменения в протокол об административном
правонарушении ему неизвестно. Какие-либо изменения в его присутствии в
протокол об административном правонарушении не вносились. В его адрес не
поступали повестки о вызове в полицию, для внесения изменений в протокол об
административном правонарушении.
Кроме того, данных о вручении или направлении
лицу, привлекаемому к ответственности, копии протокола об административном
правонарушении после внесения в него исправлений в материалах дела также не
имеется.
Таким образом, при
внесении в протокол об административном правонарушении изменений должностным
лицом, составившим протокол об административном правонарушении, требования КоАП
РФ соблюдены не были.
Верховный Суд
Российской Федерации в постановлениях по делам об административных
правонарушениях неоднократно обращал внимание на недопустимость внесения
должностными лицами самовольно в одностороннем порядке изменений в протоколы,
составляемые в ходе производства по делу.
Несмотря на
вышеизложенные обстоятельства, постановлением судьи Чердаклинского
районного суда Ульяновской области Кульбетов Н.В.
привлечен к административной ответственности по ст. 6.1.1 КоАП РФ.
Допущенные по
настоящему делу нарушения требований, предусмотренных КоАП РФ, являются
существенными.
Согласно ч. 3 ст.
26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об
административном правонарушении, если указанные доказательства получены с
нарушением закона.
На основании
вышеизложенного протокол об административном правонарушении подлежит признанию
недопустимым доказательством по настоящему делу об административном
правонарушении, так как составлен с нарушением вышеуказанных требований.
Кроме того, в ходе
рассмотрения дела судьёй районного суда было допущено еще и следующее
процессуальное нарушение.
Согласно п. 3 ст.
29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела
об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно
ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы,
предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы
дела.
Из содержания п. 4
ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ следует, что при подготовке к рассмотрению дела об
административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о
возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов
дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае
составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными
лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела
либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при
рассмотрении дела.
Согласно п. 4
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005
года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях», когда протокол об
административном правонарушении составлен или другие материалы оформлены
неправильно судье на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ необходимо вынести
определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других
материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
КоАП РФ не
предусматривает возможности устранить указанные нарушения путем возвращения
протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган,
должностному лицу, которые составили протокол, на стадии рассмотрения жалобы на
указанные акты, принятые по делу.
Согласно ч. 1, 4 ст.
1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те
административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной
ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из
приведенных выше положений КоАП РФ и правовой позиции, изложенной в п. 4
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005
года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях», возвращение
протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не
допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по
существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности
вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или
должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Между тем,
постановлением судьи Чердаклинского районного суда
Ульяновской области от 08.09.2021 административный материал в отношении Кульбетова Н.В. был возвращен в МО МВД России «Чердаклинский» (л.д. 61) уже после того как дело было
принято к производству Чердаклинского районного суда
Ульяновской области с назначением места и времени рассмотрения данного дела
(л.д. 59).
Полагаю, что
указанное постановление вынесено судьей районного без учета положений ст. 29.4
КоАП РФ, а также позиции, выраженной в п. 4 Постановления Пленума Верховного
Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5, согласно которым
возвращение протокола об административном правонарушении для устранения
недостатков возможно только на стадии подготовки дела к рассмотрению, до начала
разрешения дела по существу.
Как уже отмечалось
выше, данное дело было принято судьей районного суда к производству и назначено
к рассмотрению в судебном заседании, что исключало возможность возвращения
протокола об административном правонарушении для устранения недостатков.
Таким образом,
порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен.
В соответствии с п.
3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по
делу об административном правонарушении выносится решение об отмене
постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного
из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при
недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких
обстоятельствах, постановление судьи Чердаклинского
районного суда Ульяновской области от 20.12.2021 подлежит отмене, а
производство по делу – прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в
связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено
постановление.
Руководствуясь статьями 30.1 — 30.9 КоАП РФ,
р е ш и л:
Постановление судьи Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 20
декабря 2021 года, в отношении Кульбетова Николая
Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном
статьи 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
отменить.
Производство по делу
об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1
статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в
связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено
постановление.
Решение суда вступает в законную силу со дня
его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей
юрисдикции (город Самара).
Судья
Ю.М. Жаднов
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |