УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2024-005741-41
Судья Жилкина А.А.
Дело № 33-770/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
11 марта 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Карабанова А.С., Шлейкина М.И.,
при секретаре Дементьевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу
Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 3 октября 2024 года, по гражданскому делу №
2-4190/2024, по которому постановлено:
исковые требования Новоселовой Ирины Александровны
удовлетворить частично.
Признать
право *** ГУЗ «Областной центр профилактики и борьбы со СПИД», работающей с ***,
Новоселовой Ирины Александровны на получение с 01.01.2023 ежемесячной
специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства
Ульяновской области от 31.08.2023 № 460-П «Об установлении отдельным категориям
медицинских работников медицинских организаций, подведомственных Министерству
здравоохранения Ульяновской области, специальной социальной выплаты».
Обязать
ГУЗ «Областной центр профилактики и борьбы со СПИД» включать сведения о ***,
работающей с ***, Новоселовой Ирине Александровне в реестры на получение
специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства
Ульяновской области от 31.08.2023 № 460-П «Об установлении отдельным категориям
медицинских работников медицинских организаций, подведомственных Министерству
здравоохранения Ульяновской области, специальной социальной выплаты» с
01.01.2023, направляя их в Министерство здравоохранения Ульяновской области.
Обязать
Министерство здравоохранения Ульяновской области на основании представленных
ГУЗ «Областной центр профилактики и борьбы со СПИД» реестров производить
специальную социальную выплату, предусмотренную Постановлением Правительства
Ульяновской области от 31.08.2023 № 460-П «Об установлении отдельным категориям
медицинских работников медицинских организаций, подведомственных Министерству
здравоохранения Ульяновской области, специальной социальной выплаты»
Новоселовой Ирине Александровне с 01.01.2023.
В
удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда — отказать.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения
Новоселовой И.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Новоселова И.А. обратилась в суд с измененным
в ходе рассмотрения дела иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области,
государственному учреждению здравоохранения «Областной центр профилактики и
борьбы со СПИД» (далее – ГУЗ «Центр СПИД») о признании права на получение
специальной социальной выплаты, возложении обязанности включить в реестр и
произвести выплату, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что работает в ГУЗ «Центр СПИД» в
должности ***. В соответствии с пунктом 1.3 постановления Правительства
Ульяновской области от 31.08.2023 № 460-П «Об установлении отдельным категориям
медицинских работников медицинских организаций, подведомственных Министерству
здравоохранения Ульяновской области, специальной социальной выплаты»
специалистам со средним медицинским образованием, работающим с врачами,
указанными в подпункте 1, за счет бюджетных ассигнований Ульяновской области
установлена специальная социальная выплата в размере 6500 руб. Однако
Министерство здравоохранения Ульяновской области на основании издаваемых распоряжений
включает в реестр медицинских работников для получения указанной выплаты лишь
врача-инфекциониста и медицинскую сестру, работающую с врачом-инфекционистом,
ссылаясь на то, что диспансерным наблюдением при оказании первичной
медико-санитарной помощи на основании установленных стандартов по ВИЧ-инфекции
занимается только врач-инфекционист. Однако, первичная медико-санитарная помощь
больным ВИЧ-инфекцией оказывается врачами разных специальностей.
Непосредственно в ГУЗ «Центр СПИД» первичная медико-санитарная помощь, включая
диспансерное наблюдение, оказывается всеми врачами, у каждого врача
сформирована диспансерная группа с учетом специфики и особенностей лечения
ВИЧ-инфекции. Она работает совместно с *** Е*** Д.В. С учетом измененных исковых требований просила суд признать за
ней право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением
Правительства Ульяновской области от 31.08.2023 № 460-П «Об установлении
отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций,
подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области, специальной
социальной выплаты»; обязать ГУЗ «Центр СПИД» включать ее в реестр медицинских
работников на получение специальной социальной выплаты со дня вступления
решения суда в законную силу; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской
области произвести в ее пользу специальную социальную выплату с 01.01.2023 по
день вступления решения суда в силу, и в последующем производить указанную
выплату на основании реестров медицинских работников, подаваемых ГУЗ «Центр
СПИД»; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области компенсацию
морального вреда в сумме 15 000 руб.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд
принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения
Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое
решение. В обоснование жалобы указывает,
что решение суда является незаконным и необоснованным. Обращает внимание, что
первичная медико-санитарная помощь гражданам, включая диспансерное наблюдение
граждан по основному заболеванию (состоянию) — ВИЧ-инфекция, в ГУЗ «Центр СПИД» осуществляется только лечащим
врачом-инфекционистом. Действующим
законодательством не предусмотрено установление специальной социальной выплаты ***
ГУЗ «Центр СПИД», работающей с ***. Указанная
специальная социальная выплата в ГУЗ «Центр СПИД» установлена только
врачу-инфекционисту и медицинской сестре, работающей с ним.
В возражениях на жалобу Новоселова
И.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без
удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие представителей ответчиков и третьего лица, извещенных о времени и
месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим
образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно
жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы
и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с
14.05.2020 Новоселова И.А. состоит в трудовых отношениях с ГУЗ «Центр СПИД» в
должности ***, работает с *** (том 1, л.д. 209-216).
Согласно уставу ГУЗ «Центр СПИД» (том 1, л.д. 188-202)
целью создания учреждения является внедрение и использование методов
профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции в Ульяновской области (пункт
2.1).
Как указано в п. 2.2 устава, для достижения указанных
целей учреждение осуществляет медицинскую деятельность,
организационно-методическую и профилактическую деятельность.
В соответствии с п. 1.5 устава (в редакции от 2020 года)
учредителем и собственником имущества учреждения является Ульяновская область.
Полномочия и функции собственника имущества учреждения от имени Ульяновской
области в установленном порядке осуществляет Министерство здравоохранения
Ульяновской области.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 31.08.2023 № 460-П «Об установлении
отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций,
подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области, специальной
социальной выплаты» (далее – постановление Правительства Ульяновской области №
460-П) за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области
установлена специальная социальная выплата медицинским работникам (за
исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также
случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций,
подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области, оказывающим
не входящую в базовую программу обязательного медицинского страхования скорую
медицинскую помощь, первичную медико-санитарную помощь гражданам, включая
диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию), либо
оказывающим паллиативную медицинскую помощь и работающим в отделениях выездной
патронажной паллиативной медицинской помощи взрослым и отделениях выездной
патронажной паллиативной медицинской помощи детям, в следующих размерах: 1) врачам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь
гражданам, включая диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию
(состоянию), а также врачам отделений выездной патронажной паллиативной
медицинской помощи взрослым и отделений выездной патронажной паллиативной
медицинской помощи детям: являющимся работниками медицинских организаций или их
структурных подразделений, расположенных в населенных пунктах с населением от
100 тыс. человек, — 14 500 рублей в месяц; 3) медицинским работникам,
относящимся к среднему медицинскому персоналу, работающим с врачами, указанными
в подпункте 1 данного пункта: являющимся
работниками медицинских организаций или их структурных подразделений,
расположенных в населенных пунктах с населением от 100 тыс. человек, — 6500
рублей в месяц.
Материалами
дела подтверждено, что получателями специальной социальной выплаты в
соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области №460-П в ГУЗ
«Центр СПИД» являются врачи-инфекционисты и медицинские сестры, работающие с
врачами-инфекционистами.
Новоселова
И.А., полагая, что как ***, работающая в ГУЗ «Центр СПИД» с ***, осуществляющим
диспансерное наблюдение больных с ВИЧ-инфекцией, имеет право на спорную
специальную социальную выплату, обратилась в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования Новоселовой
И.А. в части признания за ней права на
получение с 01.01.2023 ежемесячной специальной социальной выплаты,
предусмотренной постановлением Правительства Ульяновской области от 31.08.2023
№ 460-П, суд первой инстанции исходил из того, что с учетом занимаемой
должности в ГУЗ «Центр СПИД» и характера выполняемой работы истец относится к
категории специалиста со средним медицинским образованием, работающего с
врачом, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, включая диспансерное
наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию) в ГУЗ «Центр СПИД».
Однако,
данные выводы суда основаны на неправильном применении к спорным
правоотношениям норм материального права, не соответствуют обстоятельствам
дела, что в силу ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации является основанием для отмены судебного решения в части.
Частью
2 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что Правительство
Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные
гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим
работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета,
бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных
бюджетов.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной
государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских
организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения
и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо
территориальных программах обязательного медицинского страхования» с 01.01.2023
установлена специальная социальная выплата отдельным категориям медицинских
работников, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы
обязательного медицинского страхования либо территориальных программ
обязательного медицинского страхования (за исключением руководителей
медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и
внешнего совместительства), медицинских организаций, входящих в государственную
и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой
программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ
обязательного медицинского страхования, и категориям медицинских работников (за
исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также
случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций,
входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и
расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной
Республики, Запорожской области и Херсонской области.
Пунктом
14 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 рекомендовано
высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации установить за счет
средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации специальные
социальные выплаты для медицинских работников, оказывающих не входящую в
базовую программу обязательного медицинского страхования скорую медицинскую
помощь, первичную медико-санитарную помощь гражданам, включая диспансерное
наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию), а также для
медицинских работников отделений выездной патронажной паллиативной медицинской
помощи взрослым и отделений выездной патронажной паллиативной медицинской
помощи детям.
Постановление
Правительства Ульяновской области № 460-П было принято во исполнение указанных
выше положений федерального законодательства.
Как
указано в п. 2 постановления Ульяновской области № 460-П, в целях данного
постановления под первичной медико-санитарной помощью, не входящей в базовую
программу обязательного медицинского страхования, понимается первичная
медико-санитарная помощь, оказываемая лицам при заболеваниях, передаваемых
половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдроме
приобретенного иммунодефицита, больным туберкулезом, при психических
расстройствах и расстройствах поведения, в том числе вызванных употреблением психоактивных
веществ.
Этим
же постановлением Правительства Ульяновской области № 460-П утверждены Правила
осуществления отдельным категориям медицинских работников медицинских
организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области,
специальной социальной выплаты.
Частью 1 ст. 32 Федерального
закона от 21.11.2011 № 323-З «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон №323-ФЗ) установлено, что медицинская
помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам,
условиям и форме оказания такой помощи.
Часть
2 ст. 32 Федерального закона № 323-ФЗ к видам медицинской помощи относит: первичную
медико-санитарную помощь; специализированную,
в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь; скорую,
в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь; паллиативную
медицинскую помощь.
Статьей
33 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы
оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике,
диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации,
наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и
санитарно-гигиеническому просвещению населения (часть 1).
Организация
оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их
месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по
территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп
обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в
определенных организациях, с учетом положений статьи 21
данного Федерального закона (часть 2 ст. 33).
Часть
3 ст. 33 Федерального закона № 323-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.09.2024,
предусматривала, что первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается
фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним
медицинским образованием.
Частью
4 ст. 33 Федерального закона № 323-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.09.2024,
устанавливалось, что первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается
врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами,
врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).
Часть
5 ст. 33 Федерального закона № 323-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.09.2024,
предусматривала, что первичная специализированная медико-санитарная помощь
оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских
организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную,
медицинскую помощь.
Частью 1 ст. 34 Федерального закона № 323-ФЗ
в редакции, действовавшей до 01.09.2024, было установлено, что специализированная
медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя
профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в
период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования
специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую
реабилитацию.
Федеральным
законом
от 08.08.2024 № 290-ФЗ в ст. 33 Федерального закона №323-ФЗ внесены изменения,
вступившие в действие с 01.09.2024, а именно: часть 3 указанной статьи в
настоящее время предусматривает, что первичная медико-санитарная помощь
подразделяется на первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную
врачебную медико-санитарную помощь и первичную специализированную медико-санитарную
помощь.
Части
4 – 5 ст. 33 Федерального закона № 323-ФЗ утратили силу с 01.09.2024.
В
соответствии с ч. 6 ст. 33 Федерального закона № 323-ФЗ первичная
медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях
дневного стационара.
Частью 1 ст. 34 Федерального закона № 323-ФЗ
в редакции, действующей с 01.09.2024, установлено, что специализированная
медицинская помощь включает в себя профилактику, диагностику и лечение
заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и
послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных
медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Статья 37 Федерального закона № 323-ФЗ
регламентирует требования к организации оказания медицинской помощи.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального
закона № 323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи,
оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: в
соответствии с положением
об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое
утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт
1); в соответствии с порядками
оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской
Федерации всеми медицинскими организациями (пункт 2); на основе клинических
рекомендаций (пункт 3); с учетом стандартов
медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти (пункт 4).
Порядок
оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом
вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) утвержден приказом Министерства
здравоохранения Российской Федерации от 08.11.2012 №689н (далее – Порядок №
689н).
Порядок
№ 689н устанавливает правила оказания медицинской помощи взрослому населению
при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) в
медицинских организациях.
Пунктом
8 Порядка № 689н предусмотрено, что первичная медико-санитарная помощь больным
ВИЧ-инфекцией предусматривает мероприятия по профилактике, диагностике и
лечению ВИЧ-инфекции, формированию здорового образа жизни и
санитарно-гигиеническому просвещению, направленному на изменение поведения больных
ВИЧ-инфекцией, с целью обеспечения предотвращения дальнейшего распространения
ВИЧ-инфекции.
Согласно
п. 9 Порядка № 689н первичная медико-санитарная помощь больным ВИЧ-инфекцией
предусматривает: первичную доврачебную медико-санитарную помощь; первичную
врачебную медико-санитарную помощь; первичную специализированную
медико-санитарную помощь.
Пунктом
10 Порядка № 689н установлено, что в рамках оказания первичной
медико-санитарной помощи осуществляется: выявление показаний к обследованию на
ВИЧ-инфекцию; назначение обследования на ВИЧ-инфекцию с обязательным
проведением до- и послетестового консультирования; направление больного с
подозрением на ВИЧ-инфекцию к врачу-инфекционисту центра профилактики и борьбы
со СПИД.
При
направлении больного к врачу-инфекционисту врач, направляющий пациента,
представляет выписку из амбулаторной карты (истории болезни) с указанием
диагноза, сопутствующих заболеваний и имеющихся данных лабораторных и
функциональных исследований (п. 11 Порядка № 689н).
Как
указано в п. 12 Порядка № 689н, первичная медико-санитарная помощь больным
ВИЧ-инфекцией оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми
и врачами общей практики (семейными врачами), врачами-инфекционистами, а также
врачами-специалистами иных специальностей и медицинскими работниками со средним
медицинским образованием в амбулаторных условиях и в условиях дневного
стационара в медицинских организациях, осуществляющих первичную
медико-санитарную помощь.
При
оказании первичной медико-санитарной помощи больным ВИЧ-инфекцией
врач-инфекционист: устанавливает диагноз ВИЧ-инфекции; осуществляет
диспансерное наблюдение на основе установленных стандартов
медицинской помощи; проводит антиретровирусную терапию на основании решения
врачебной комиссии Центра СПИД; проводит профилактику, диагностику и лечение
вторичных заболеваний; проводит диагностику и лечение побочных реакций,
развивающихся на фоне антиретровирусной терапии; осуществляет профилактику
передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку во время беременности и родов.
Оказание
больным ВИЧ-инфекцией медицинской помощи при заболеваниях, не связанных с
ВИЧ-инфекцией, проводится соответствующими врачами-специалистами с учетом
рекомендаций врачей-инфекционистов (п. 13 Порядка №689н).
В
приложении № 4 к Порядку № 689н утверждены Правила организации деятельности
Центра профилактики и борьбы со СПИД.
Согласно
п. 2 данных Правил Центр СПИД является самостоятельной медицинской организацией
или структурным подразделением медицинской организации, оказывающей медицинскую
помощь по профилю «инфекционные болезни».
Пунктом
3 названных Правил определено, что структура и штатная численность центра СПИД
устанавливается с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением № 5 к Порядку № 689н.
В
соответствии с приложением № 5 рекомендуемые штатные нормативы Центра
профилактики и борьбы со СПИД составляют: по должности врач-инфекционист — 1 на
1000 больных ВИЧ-инфекцией или на 500 больных ВИЧ-инфекцией, находящихся на
диспансерном учете, и дополнительно 1 на 250 больных ВИЧ-инфекцией, получающих
антиретровирусную терапию или противовирусную терапию хронических вирусных
гепатитов, но не менее 2 для обеспечения двусменного графика работы центра; по
должности врач-терапевт — 1 на 4000 больных ВИЧ-инфекцией, находящихся на
диспансерном учете, но не менее 1.
Из
приведенных выше положений Устава ГУЗ «Центр СПИД» следует, что основным
заболеванием, для диагностики и лечения которого создано данное учреждение,
является ВИЧ-инфекция.
Согласно
штатному расписанию ГУЗ «Центр СПИД» на 2023 год в клинико-диагностическом
отделении учреждения было предусмотрено должностей врачей-инфекционистов 11
единиц, врача-терапевта — 1,75 единиц; медицинских сестер – 14 единиц (том 1,
л.д. 228-229).
Штатным
расписанием ГУЗ «Центр СПИД» на 2024 год в клинико-диагностическом отделении
учреждения предусмотрено должностей врачей-инфекционистов 11 единиц;
врача-терапевта — 1,75 единиц; медицинских сестер – 13,5 единиц (том 1, л.д.
226-227).
Из
приведенных нормативных положений прямо следует, что первичную
медико-санитарную помощь гражданам, включая диспансерное наблюдение граждан по
основному заболеванию (состоянию) – ВИЧ-инфекция, оказывают врачи-инфекционисты.
Врачи
иных специальностей оказывают медицинскую помощь больным ВИЧ-инфекцией при
заболеваниях, не связанных с ВИЧ-инфекцией.
Доводы
Новоселовой И.А. в суде апелляционной инстанции об участии ***, с которым она
работает в качестве ***, как в лечении ВИЧ-инфекции, так и в диспансерном
наблюдении больных с данным диагнозом, со ссылкой на положения статей 43 и 46
Федерального закона № 323-ФЗ, несостоятельны.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 43
Федерального закона № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми
заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность
для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное
наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Согласно
ч. 5 ст. 46 Федерального закона № 323-ФЗ диспансерное наблюдение представляет
собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц,
страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными
состояниями, в том числе в связи со склонностью таких лиц к совершению
общественно опасных действий, в целях своевременного выявления, предупреждения
осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и
осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке,
установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом
Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.12.2006 № 7124-РХ утверждены
Методические рекомендации по диспансерному наблюдению за пациентами с ВИЧ-инфекцией
(далее – Методические рекомендации по диспансерному наблюдению).
Как
указано в названых Методических рекомендациях, целью диспансерного наблюдения
за ВИЧ-инфицированными пациентами является увеличение продолжительности и
сохранение качества их жизни. В рамках этой цели, основными задачами являются
своевременное выявление у них показаний к назначению противоретровирусной
терапии, химиопрофилактике вторичных заболеваний, обеспечение оказания им
своевременной медицинской помощи, в том числе психологической поддержки.
Диспансерное
наблюдение за больным ВИЧ-инфекцией осуществляется специально подготовленным
врачом (как правило, инфекционистом) Центра по профилактике и борьбе со СПИДом
и инфекционными заболеваниями или врачом первичного звена (как правило,
участковым инфекционистом) под методическим руководством врача Центра СПИД.
Рекомендуется,
чтобы в Центре СПИД пациент был прикреплен к конкретному врачу, медицинской
сестре, психологу, социальному работнику. Для уменьшения нагрузки на врача
рекомендуется проводить сестринские приемы, проводимые специально
подготовленной медицинской сестрой.
В
разделе «Обследование при постановке на диспансерный учет по поводу
ВИЧ-инфекции» определены задачи обследования при постановке на диспансерный
учет по поводу ВИЧ-инфекции и указано, что прием врача инфекциониста
предварительный проводится специалистом, прошедшем обучение для работы с
больными ВИЧ-инфекцией. Цель приема — предварительное суждение о наличии
ВИЧ-инфекции, стадии и фазе заболевания, определение объема обследования. После
того как будут получены результаты лабораторных и инструментальных исследований
и проведены консультации специалистов, осуществляется диспансерный прием врача
инфекциониста повторный. Цель повторного приема — окончательное суждение о
стадии и фазе заболевания, определение плана дальнейшего наблюдения за
пациентом и его лечения на основании данных полученных на предварительном
приеме, а также на результатах лабораторных и инструментальных исследований.
При
наличии показаний проводится консультации: терапевта, психиатра
(психотерапевта, нарколога), психолога, дерматовенеролога, уролога, фтизиатра,
эндокринолога и других специалистов. Цель — выявление и лечение имеющихся у
пациента вторичных и сопутствующих заболеваний.
Проведение
противоретровирусной терапии осуществляется врачом-инфекционистом Центра по
профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями.
На
основании обследований принимается решение об эффективности и безопасности
проводимой терапии, о дальнейшей тактике ведения больного. Определяются
дополнительные обследования и лечебные мероприятия, призванные улучшить
переносимость терапии.
Диспансерный
прием врача инфекциониста с предшествующим сестринским приемом проводится
специалистом, прошедшим обучение для работы с больными ВИЧ-инфекцией.
Согласно
должностной инструкции врача-инфекциониста ГУЗ «Центр СПИД» на должность
врача-инфекциониста назначается врач, имеющий сертификат специалиста по
специальности «Инфекционные болезни».
К
обязанностям врача-инфекциониста отнесены: амбулаторный прием пациентов по
графику, утвержденному администрацией ГУЗ «Центр СПИД»; консультативный прием
лиц по направлению ЛПУ города и области, обратившихся самостоятельно, анонимно;
фиксация результатов осмотра в карте амбулаторного приема; проведение до- и
послетестового консультирования; выяснение первичного эпид.анамнеза у
серопозитивных, больных ВИЧ-инфекцией; проведение диспансерного наблюдения за
больными ВИЧ-инфекцией, серопозитивными, больными СПИД-индикаторными
заболеваниями согласно требований действующих директивных документов;
назначение специализированного лечения ВИЧ-инфекции и СПИД-индикаторных
заболеваний; проведение консультативного приема с целью решения вопроса о
необходимости госпитализации, определения места госпитализации больных
ВИЧ-инфекцией и больных СПИД-индикаторными заболеваниями, фиксирование
результатов в амбулаторной карте и листе консультации; оказание консультативной
помощи больным по приглашению врачей ЛПУ города и области с целью уточнения
диагноза, назначения лечебно-профилактических мероприятий, дополнительного
обследования и решения вопроса о госпитализации; содействие врачу-эпидемиологу
ГУЗ «Центр СПИД» в расследовании случаев ВИЧ-инфекции, заболеваний СПИДом;
ведение тщательного контроля за полным и своевременным дообследованием первично
серопозитивных лиц в курируемых районах области, поддержание деловой связи по
данному вопросу с главными врачами и нач.медами ЛПУ; выезд на дом к больным с
целью организации и проведения обследования, если они не могут по состоянию
здоровья обратиться за специализированной помощью в ГУЗ «Центр СПИД»;
представление больных ВИЧ-инфекцией и СПИД на врачебную комиссию для решения
вопроса о назначении, коррекции схемы ВААРТ, установления стадии заболевания.
Согласно
должностной инструкции врача-терапевта ГУЗ «Центр СПИД» на должность
врача-терапевта принимаются лица, окончившие высшие учебные заведения
медицинского профиля по специальности «Лечебное дело», имеющие сертификат
специалиста по специальности «Терапия» (том 2, л.д. 43-44).
К
числу обязанностей врача-терапевта отнесены в отличие от врача-инфекциониста:
проведение диспансерного наблюдения за больными с ВИЧ-инфекцией с соматическими
заболеваниями согласно требований действующих директивных документов;
своевременная диагностика и назначение квалифицированного лечения соматической
патологии (а не ВИЧ-инфекции, как у врача-инфекциониста) у больных
ВИЧ-инфекцией; своевременная диагностика, коррекция и назначение
квалифицированного лечения осложнений ВААРТ в виде соматических заболеваний;
проведение консультативного приема с целью решения вопроса о необходимости
госпитализации, определения места госпитализации больных с ВИЧ-инфекцией с
соматическими заболеваниями; представление больных ВИЧ-инфекцией и СПИД на
врачебную комиссию (а врач-инфекционист представляет больных на комиссию для
решения вопроса о назначении, коррекции схемы ВААРТ, установления стадии
заболевания).
Должностная
инструкция медицинской сестры клинико-диагностического отделения ГУЗ «Центр
СПИД» является общей для медицинских сестер, работающих в данном отделении с
различными врачами, как с врачами-инфекционистами, так и с врачом-терапевтом
(том 1, л.д. 205-207).
Из
приведенных выше положений законодательства и должностных инструкций врачей
инфекциониста и терапевта ГУЗ «Центр СПИД» усматривается, что первичную
медико-санитарную помощь гражданам, больным ВИЧ-инфекцией, включая диспансерное
наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию), каковым для ГУЗ «Центр
СПИД» является ВИЧ-инфекция, оказывают врачи-инфекционисты.
Из
медицинской документации на больных ВИЧ-инфекцией, представленной в суд первой
инстанции, следует, что больные ВИЧ-инфекцией переводятся на диспансерный учет
врача-терапевта ввиду наличия у таких больных соматической патологии (том 2,
л.д. 44), что соответствует положениям пунктов 12, 13 Порядка №689н, а не для
диспансерного наблюдения по основному заболеванию (ВИЧ-инфекция).
С
учетом изложенного выводы суда первой инстанции о том, что Новоселова И.А., как
***, работающая с ***, оказывающим первичную медико-санитарную помощь
гражданам, включая диспансерное наблюдение по основному заболеванию
(ВИЧ-инфекция), имеет право на специальную социальную выплату в соответствии с
постановлением Правительства Ульяновской области № 460-П, не соответствуют
обстоятельствам дела.
Сам
факт трудовой деятельности *** и работающей с ним *** в ГУЗ «Центр СПИД» с
больными, имеющими диагноз ВИЧ-инфекция, не является достаточным основанием для
назначения специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением
Правительства Ульяновской области № 460-П.
Таким
образом, решение суда подлежит отмене в части признания права Новоселовой И.А.
как *** ГУЗ «Центр СПИД», работающей с ***, на получение с 01.01.2023
ежемесячной специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением
Правительства Ульяновской области от 31.08.2023 № 460-П; возложении на ГУЗ
«Центр СПИД» обязанности включать сведения о *** работающей ***, Новоселовой
И.А. в реестры на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной
постановлением Правительства Ульяновской области от 31.08.2023 № 460-П, направлении
их в Министерство здравоохранения Ульяновской области; возложении на
Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности на основании
представленных ГУЗ «Центр СПИД» реестров производить специальную социальную
выплату, предусмотренную постановлением Правительства Ульяновской области от
31.08.2023 № 460-П, Новоселовой И.А. с 01.01.2023.
В
указанной части надлежит принять новое решение об отказе в удовлетворении
данных требований Новоселовой И.А.
В
части отказа в удовлетворении исковых требований Новоселовой И.А. к
Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании денежной
компенсации морального вреда решение суда является правильным, лицами,
участвующими в деле, не обжалуется, в связи с чем отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 3 октября 2024 года отменить в
части признания права Новоселовой Ирины Александровны, как *** государственного
учреждения здравоохранения «Областной центр профилактики и борьбы со СПИД»,
работающей с ***, на получение с 01.01.2023 ежемесячной специальной социальной
выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Ульяновской области от
31.08.2023 № 460-П «Об установлении отдельным категориям медицинских работников
медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения
Ульяновской области, специальной социальной выплаты»; возложения на
государственное учреждение здравоохранения «Областной центр профилактики и
борьбы со СПИД» обязанности включать сведения о ***, работающей с ***,
Новоселовой Ирине Александровне в реестры на получение специальной социальной
выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства Ульяновской области от
31.08.2023 № 460-П с 01.01.2023, направления реестров в Министерство
здравоохранения Ульяновской области; возложения на Министерство здравоохранения Ульяновской
области обязанности на основании представленных государственным учреждением
здравоохранения «Областной центр профилактики и борьбы со СПИД» реестров
производить специальную социальную выплату, предусмотренную постановлением
Правительства Ульяновской области от 31.08.2023 № 460-П, Новоселовой Ирине Александровне
с 01.01.2023.
Принять
в указанной части новое решение.
В
удовлетворении исковых требований Новоселовой Ирины Александровны к
государственному учреждению здравоохранения «Областной центр профилактики и
борьбы со СПИД», Министерству здравоохранения Ульяновской области о признании права
на получение с 01.01.2023 ежемесячной специальной социальной выплаты,
предусмотренной постановлением Правительства Ульяновской области от 31.08.2023
№ 460-П «Об установлении отдельным категориям медицинских работников
медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения
Ульяновской области, специальной социальной выплаты», включении сведений о ней
в реестры на получение указанной специальной социальной выплаты, направлении таких
реестров в Министерство здравоохранения Ульяновской области, и производстве в
пользу Новоселовой Ирины Александровны на основании реестров специальной
социальной выплаты с 01.01.2023 отказать.
В
остальной части решение суда оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по
правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.03.2025.
![]() |
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |