Безопасность Отказ в назначении пенсии

Отказ в назначении пенсии

3

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0018-01-2024-000068-57

Судья Николаева Н.М.                                                                      
  Дело № 33-4051/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                   17 сентября 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Самылиной О.П.,

при секретаре Герасимове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Леоновой Татьяны Валентиновны на решение Радищевского районного суда
Ульяновской области от 30 мая 2024 года по делу № 2-1-64/2024, по которому
постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований
Леоновой Татьяны Валентиновны (паспорт серии *** № *** выдан ***) к Отделению
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области (ИНН 7325000479 ОГРН 1027301162580) о признании решения № *** от
27.07.2022 незаконным, включении периодов работы с 06.03.2010 по 30.04.2012,
01.05.2012 по 29.04.2015, льготного исчисления периода с 01.01.2020 по
30.09.2020 в специальный стаж, назначении страховой пенсии по старости с
27.04.2022, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

 

установила:

 

Леонова Т.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании незаконным решения об
отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с
осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в
учреждениях здравоохранения, включении периодов в специальный стаж, назначении
досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что
27.04.2022 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой
пенсии по старости. Решением ОСФР по Ульяновской области от 27.07.2022 № *** ей
отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с
осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в
учреждениях здравоохранения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с
отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, с чем она не
согласна. При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости, не засчитаны периоды её работы: с 06.03.2010 по 30.04.2012
в качестве старшего фельдшера скорой медицинской помощи на 0,75 ставки; с
01.05.2012 по 29.04.2015 — в качестве старшего фельдшера скорой медицинской
помощи; с 01.01.2020 по 30.09.2020 — работа в условиях пандемии засчитана в
календарном порядке, а не в льготном (один день работы за два дня). В
соответствии с приказом от 06.03.2010 № 38 в период с 06.03.2010 по 30.04.2012
она действительно была оформлена старшим фельдшером скорой медицинской помощи
на 0,75 ставки в ***, но фактически была занята на полную рабочую ставку и
получала за отработанные часы денежные средства. В марте, апреле, мае, июне
2010 года на период отпуска она работала медицинской сестрой в хирургическом
отделении. В 2011 году замещала палатную медицинскую сестру хирургического
отделения согласно соответствующим приказам. На основании приказа от 28.04.2012
№ *** в период с 01.05.2012 по 29.04.2015 она была переведена на 1,0 ставку
старшего фельдшера скорой медицинской помощи с оплатой труда согласно штатному
расписанию. В период с 01.01.2020 по 30.09.2020 работала в условиях пандемии.
Просила суд признать решение ОСФР по Ульяновской области от 27.07.2022 №
93050/22 незаконным; включить в специальный стаж, дающий право на досрочное
назначение пенсии по старости, периоды работы с 06.03.2010 по 30.04.2012 в
должности старшего фельдшера скорой медицинской помощи на 0,75 ставки, с учетом
работы по совместительству; с 01.05.2012 по 29.04.2015 — в должности старшего
фельдшера скорой медицинской помощи; с 01.01.2020 по 30.09.2020 – в льготном
исчислении из расчета один день за два дня работы; обязать ОСФР по Ульяновской
области назначить досрочную страховую пенсию с даты обращения за ее
назначением, с 27.04.2022.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУЗ
«Радищевская РБ» и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше
решение.

В апелляционной жалобе Леонова Т.В. просит решение суда
отменить в части отказа во включении в специальный стаж в льготном исчислении
периода работы с 01.01.2020 по 30.09.2020. В обоснование жалобы указывает, что период её
работы с 01.04.2020 по 30.09.2020 подлежит включению в специальный стаж, дающий
право на досрочное назначение пенсии по старости, из расчета 1 день работы за 2
дня. Обращает внимание, что в сведениях о корректировке периодов работы
застрахованного лица, предоставленных *** в пенсионный орган для ведения
индивидуального учета от 18.06.2024, в графе «Основание» указан код «Вирус» за
периоды работы с 01.04.2020 по 08.09.2020, с 15.09.2020 по 30.09.2020.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела,
27.04.2022 Леонова Т.В., *** года рождения, обратилась в ОСФР по Ульяновской
области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на
основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» (т. 2, л.д. 18-20).

Решением ответчика от 27.07.2022 № *** Леоновой Т.В.
отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с
осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в
учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального
закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием
требуемого стажа на соответствующих видах работ (т. 2, л.д. 12 оборотная сторона-15).

В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ответчиком не засчитаны следующие
периоды работы:

— с 10.05.1996 по 15.11.1997; с 01.01.2002 по 29.06.2003 —
отпуск по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора, трех лет (дата
рождения детей ***, ***) в период работы в должности помощника врача
эпидемиолога ***, так как данные отпуска имели место после 06.10.1992;

— с 06.03.2010 по 29.04.2015 — в качестве старшего фельдшера
скорой медицинской помощи на 0,75 ставки *** в связи с невыполнением нормы
рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.

Период работы истца с 30.04.2015 по 26.04.2022 в качестве
медицинской сестры, медицинской сестры палатной хирургического отделения,
фельдшера в отделении скорой медицинской помощи *** включен в специальный стаж
в календарном исчислении.

Леонова Т.В., полагая незаконным отказ в зачете в
специальный стаж периодов работы и в назначении досрочной страховой пенсии по
старости, обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции на основании анализа и
оценки собранных по делу доказательств не усмотрел оснований для удовлетворения
иска.

Вывод суда по существу спора мотивирован, оснований не
соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Решение суда в части отказа во включении в специальный стаж
Леоновой Т.В. периодов работы с 06.03.2010 по 30.04.2012, с 01.05.2012 по
29.04.2015 лицами, участвующими в деле, не оспаривается, в связи с чем в силу
ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

Пунктом 20 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) предусмотрено,
что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста,
установленного статьей 8
данного Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность
по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в
сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах,
сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо
от их возраста с применением положений части 1.1
данной статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 400-ФЗ Списки
соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и
учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по
старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила
исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при
необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня
вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на
соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с
законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы
(деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня
вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением
правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при
назначении пенсии в период выполнения данной работы (ч. 4 ст. 30).

Постановлением Правительства Российской Федерации от
16.07.2014 № 665 «О Списках работ, производств, профессий, должностей,
специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно
назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы
(деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа
на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в
соответствии со статьей 30
Федерального закона № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по
старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья
населения в учреждениях здравоохранения применяются (пп. «н» п. 1):

Список
должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального
закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением
Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ,
профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно
назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об
утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения,
утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №
1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу,
дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по
охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения
пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья
населения», — для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с
01.11.1999 по 31.12.2001;

Список
профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный
постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении
Списка профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением
положений абзацев
четвертого
и пятого пункта
2
указанного постановления, — для учета соответствующей
деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

Перечень
учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за
выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 №
1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и
сельского хозяйства»), — для учета периодов соответствующей деятельности,
имевшей место до 01.01.1992.

Пунктом
3 названного выше постановления Правительства Российской  Федерации 16.07.2014 № 665 также установлено,
что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости в соответствии со статьями 30
и 31
Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом
20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и
учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в
соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации».

При
этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах
«м»
и «н» пункта 1
названного постановления, применяются: Положение
о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам
просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров
СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения,
здравоохранения и сельского хозяйства», — для исчисления периодов
соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992;

постановления
Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463
«Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования,
педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей
дает право на пенсию за выслугу лет» и от 06.09.1991 № 464
«Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» — для исчисления
периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по
31.10.1999 включительно;

Правила
исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с
лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные
постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об
утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую
право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране
здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за
выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», —
для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с
01.11.1999 по 31.12.2001 включительно.

Пунктом
1 постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1191 «О
порядке исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение
страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1, 2 и 20 части 1 статьи
30 Федерального закона «О страховых пенсиях», медицинским работникам,
оказывающим медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на новую
коронавирусную инфекцию COVID-19» установлено, что
периоды работы
медицинских работников, оказывающих в медицинских организациях и их структурных
подразделениях медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией
COVID-19 и подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19, засчитываются
в стаж соответствующей работы, дающей право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости в соответствии с пунктами 1,
2
и 20 части 1
статьи 30
Федерального закона «О страховых пенсиях», в следующем
порядке: день работы медицинских работников по оказанию скорой, в том числе
специализированной, медицинской помощи пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной
пневмонии, в том числе по отбору биологического материала пациентов для
лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а
также по осуществлению медицинской эвакуации пациентов с подозрением на новую
коронавирусную инфекцию COVID-19 — как 2 дня.

Факт
работы истца в период с 01.01.2020 по 30.09.2020 в должности и в учреждении,
предусмотренных соответствующим Списком от 29.10.2002 № 781, ответчиком не
оспаривался.

Из
документов, представленных в суд апелляционной инстанции, следует, что
10.09.2024 на основании сведений работодателя ОСФР по Ульяновской области
информация на индивидуальном лицевом счете Леоновой Т.В. была скорректирована,
период работы истца в *** с 18.03.2020 по 30.09.2020 отражен с кодом «КОВИД».

10.09.2024
ОСФР по Ульяновской области вынесено решение об обнаружении ошибки в решениях
от 27.07.2022 № *** и от 06.05.2024, необходимости исчисления стажа Леоновой
Т.В. как работы с «ковидными больными».

Решением
ответчика от 10.09.2024 период работы Леоновой Т.В. в должности фельдшера в
отделении скорой медицинской помощи *** с 18.03.2020 по 30.09.2020 засчитан в
стаж в льготном исчислении (2 дня за 1 день работы) в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1191.

Этим
же решением Леоновой Т.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по
старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1
ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи
с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

Ответчиком
указано, что на дату обращения (27.04.2022) у Леоновой Т.В. имеется требуемая
величина индивидуального пенсионного коэффициента; продолжительность
специального стажа составила 24 года 5 месяцев 16 дней (при требуемом не менее
25 лет).

Требуемый
стаж 25 лет истцом был выработан 11.11.2022, в связи с чем срок назначения страховой
пенсии у Леоновой Т.В. наступит 11.11.2026 (11.11.2022+48 месяцев).

Поскольку
в настоящее время ответчиком включен в специальный стаж истца в льготном
исчислении период ее работы с 18.03.2020 по 30.09.2020, оснований для
возложения на ответчика обязанности по повторному включению в стаж этого
периода не имеется.

Оснований
для зачета в льготном исчислении в специальный стаж истца периода работы с
01.01.2020 по 17.03.2020, на чем настаивала Леонова Т.В., также не имеется,
поскольку в связи с распространением в Ульяновской области новой коронавирусной
инфекции (COVID-19) режим повышенной готовности был введен Указом Губернатора
Ульяновской области от 12.03.2020 № 19 с 18.03.2020.

Из документов, представленных в суд апелляционной инстанции ***,
также не усматривается участие Леоновой Т.В. в оказании медицинской помощи
больным с новой коронавирусной инфекцией в период с января по март 2020 года,
выплаты за работу с больными коронавирусной инфекцией истец также начала
получать с апреля 2020 года.

С учетом изложенного оснований для отмены судебного решения
и назначения Леоновой Т.В. досрочной страховой пенсии по старости в
соответствии с п. 20 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» с 27.04.2022 не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса                     Российской
Федерации, судебная коллегия

 

определила: 

 

решение
Радищевского районного суда Ульяновской области                                            от
30 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу                                     Леоновой
Татьяны Валентиновны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через Радищевский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий 

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  20.09.2024.

 

 

Отказ в назначении пенсии

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Отказ в назначении пенсии»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here