У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0001-01-2024-000429-69
Судья Бирюкова О.В.
Дело №33а-4059/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
17 сентября 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой
Е.В., Бахаревой Н.Н.
при секретаре
Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации города
Ульяновска, Львова Андрея Викторовича на решение Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 3 апреля 2024 года по делу №2а-1048/2024, которым
постановлено:
административный иск
прокурора Ленинского района г. Ульяновска – удовлетворить.
Признать незаконным
Постановление администрации города Ульяновска от 02.03.2021 №210 «О признании
многоквартирных домов аварийными и подлежащими реконструкции» в части
установления срока проведения реконструкции, отселения физических и юридических
лиц, проживающих в доме №*** по ул*** в г.Ульяновске до 31.12.2030.
Обязать
администрацию города Ульяновска установить срок проведения реконструкции
аварийного дома №*** по ул.*** в г.Ульяновске и отселения из него жителей до
31.12.2025.
Заслушав доклад
председательствующего судьи Пулькиной Н.А., пояснения Львова А.В.,
поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Зотова Д.Д., полагавшего
решение суда законным и обоснованным, Тутаева К.М., Тутаевой Д.А., полагавших
решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
прокурор Ленинского
района г. Ульяновска, действующий в интересах несовершеннолетнего ***.,
обратился в суд с административным иском к администрации города Ульяновска о
признании частично незаконным постановления администрации города Ульяновска,
установлении (изменении) срока проведения реконструкции и отселения жителей.
В обоснование
требований указал, что по результатам проверки законности установления сроков
отселения жителей аварийных домов и сноса таких домов прокуратурой Ленинского
района г. Ульяновска было установлено, 24.10.2019 межведомственной комиссией
администрации г. Ульяновска дано заключение №66 о выявлении оснований для
признания многоквартирного дома № *** по ул. *** в г. Ульяновске
аварийным и подлежащим сносу.
В этой связи
администрацией г. Ульяновска вынесено постановление № 210 от 02.03.2021 «О
признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими реконструкции», в
перечень которых включен дом №*** по ул. *** в г. Ульяновске, срок
реконструкции и отселения граждан установлен до 31.12.2030.
Согласно выводам
заключения эксперта по результатам обследования дома №*** по ул. *** в г.
Ульяновске, проведенному в 2019 году АНО ОС «***», износ фундамента дома
составляет 70%, стен 90%, перекрытий 80%, пола 80%, отмостки 100%. Таким
образом, строение не отвечает требованиям существующих строительных норм и
представляет опасность для людей, дальнейшая эксплуатация дома невозможна.
Аварийное, непригодное для проживания состояние жилого дома подтверждается
также заявлением ***., актом обследования, проведенного Агентством
государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области.
Проведенная прокуратурой
района в январе 2024 года проверка с привлечением специалиста Агентства
показала, что выявленные дефекты и повреждения свидетельствуют о невозможности
дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации жилого многоквартирного дома.
Полагает, что установленный
срок отселения жильцов дома является неразумным и чрезвычайно длительным,
нарушает права граждан на благоприятную среду проживания, грозит обрушением и
может повлечь причинение вреда их жизни и здоровью
Просил признать
незаконным Постановление администрации города Ульяновска от 02.03.2021 №210 «О
признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими реконструкции» в части
установления срока проведения реконструкции, отселения физических и юридических
лиц, проживающих в доме №*** по ул.*** в г.Ульяновске до 31.12.2030. Обязать
администрацию города Ульяновска установить срок проведения реконструкции
указанного аварийного дома и отселения из него жителей до 31.12.2025.
К участию в деле в
качестве заинтересованных лиц привлечены Управление муниципальной
собственностью администрации г.Ульяновска, Управление архитектуры и
градостроительства администрации г.Ульяновска, Жданюк О.М., Министерство ЖКХ и
строительства Ульяновской области, Министерство имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области, Агентство государственного строительного и
жилищного надзора Ульяновской области, финансовое управление администрации
г.Ульяновска, автономная некоммерческая организация
«Ульяновскстройсертификация», Филиппов Г.Г., Филиппов А.Г., Киселев Д.П.,
Сурков Ю.А., Мокеева А.А. в лице законного представителя Исаевой (Мокеевой)
А.А., Джураева Л.Н., Солодовников Л.А., Новоженина В.Н. в лице законного
представителя Новожениной М.С., Жданюк А.М., Мясников Л.В., Мясникова В.В.,
Мясников Г.В. в лице законных представителей Мясникова В.Е., Новожениной М.С.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация г.Ульяновска не
соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об
отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование жалобы
указывает, что определение срока отселения физических и юридических лиц
относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления.
Возложение на администрацию обязанности установить новый срок отселения граждан
противоречит правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре
законодательства и судебной практики Верхового Суда РФ за 2 квартал 2009 года,
пунктам 1, 8, 9 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ, Положению, утвержденному
Постановлением Правительства от 28.01.2006 №47. При этом конкретные сроки, в
которые производится отселение жителей аварийного дома, а также требования о
незамедлительном отселении в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу,
законодательство не содержит.
Утверждает, что
жители аварийного многоквартирного дома вправе обратиться в Управление
муниципальной собственностью администрации города Ульяновска в случае
необходимости предоставления им для временного проживания жилых помещений
маневренного фонда.
Полагает, что
административное исковое заявление подано с нарушением процессуального срока.
В апелляционной
жалобе заинтересованное лицо Львов А.В. не соглашается с решением суда, просит
его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы
указывает, что он является собственником нежилых помещений первого этажа
аварийного дома.
Утверждает, что
перенос срока реконструкции и отселения дома на более ранний срок влияет на его
предпринимательские планы и влечет для него неблагоприятные последствия,
связанные с использованием своей собственности.
Полагает, что плохое
состояние части дома (слева от арки) вызвано ненадлежащим уходом за имуществом
некоторых собственников. Утверждает, что выводы суда о возможности внезапного
обрушения дома основаны на акте Агентства государственного и строительного
надзора Ульяновской области от 15.01.2024, составленного на основе визуального
осмотра и документов обследования дома специалистами в 2015 году. Однако
обращает внимание, что в данных документах речь о риске внезапного обрушения
дома не ведется, а лишь указано на его плохое состояние.
Отмечает, что АНО ОС
«***» проводила в 2019 году осмотр только второго этажа левой части дома,
которая стоит на своем фундаменте и имеет свои несущие конструкции, не
связанные с правой частью дома.
Обращает внимание,
что строительно-техническая экспертиза, которая могла бы достоверно оценить
риск разрушения дома, не проводилась.
В судебное заседание
другие лица, участвующие в деле, не явились,
извещены надлежащим образом о
времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений
ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к
следующему.
В силу п.3, п.4 ч.2 ст. 310 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены решения
суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой
инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
нарушение или неправильное применение норм материального права или норм
процессуального права.
Такие нарушения
допущены судом первой инстанции при рассмотрении дела.
В соответствии с
положениями ч.1 ст.39, ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в
суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений,
действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными
или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов
иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не
соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные
интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их
прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены
какие-либо обязанности.
Согласно пунктам 6 и
8 ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и
органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия
для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль
за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии
со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный
контроль.
К полномочиям
органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу п.8 ч.1
ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится, в частности, признание
многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые
помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта
Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В соответствии с ч.3 ст.15 Жилищного кодекса
Российской Федерации многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим
сносу или реконструкции по основаниям
и в порядке,
которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о
признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для
проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее —
Положение).
В соответствии с п.7
Положения признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания
граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих
целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома
установленным в Положении требованиям.
По результатам
работы комиссия принимает одно из решений, приведенных в п. 47 Положения.
При этом указанная норма разделяет решения о
выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим
реконструкции и о выявлении оснований для признания многоквартирного дома
аварийным и подлежащим сносу.
24.10.2019
межведомственной комиссией администрации г. Ульяновска принято заключение № 66
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома № *** по ул. *** в г. Ульяновске аварийным и подлежащим
реконструкции (том 1 л.д. 27-29).
Администрацией г.
Ульяновска 02.03.2021 вынесено постановление № 210 «О признании многоквартирных домов
аварийными и подлежащими реконструкции», в перечень которых включен дом №*** по ул. *** в г. Ульяновске, срок реконструкции
установлен до 31.12.2030 (том 1 л.д. 25-26).
В постановлении от
02.03.2021 № 210 также указано: по истечении срока (31.12.2030) в случае
непроведения собственниками помещений в аварийных многоквартирных домах их
реконструкции, Управлению имущественных отношений, экономики и развития
конкуренции администрации города Ульяновска осуществить процедуру изъятия
земельных участков, на которых расположены аварийные жилые дома, для
муниципальных нужд.
В силу ст.1
Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией
объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов)
понимается изменение параметров
объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей,
площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта
капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих
строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением
замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие
показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных
элементов.
К объектам капитального строительства
относятся здание (в том числе многоквартирный дом), строение, сооружение и
объекты незавершенного строительства, кроме некапитальных строений, сооружений
(пункт 10
статьи 1 ГрК РФ и часть 6
статьи 15 ЖК РФ).
Оспаривая
постановление администрации города Ульяновска от 02.03.2021 № 210, считая, что
срок 31.12.2030 является неразумным, прокурор просил признать его незаконным
для реконструкции и отселения граждан из многоквартирного дома №*** по ул. ***,
а также просил обязать администрацию города Ульяновска установить срок
проведения реконструкции и отселения до 31.12.2025.
Суд первой
инстанции, разрешая требования прокурора, удовлетворил их в том виде, как они
были заявлены.
Между тем, ни
прокурором, ни районным судом не принято во внимание, что в оспариваемом
постановлении не идет речь об отселении граждан из аварийного дома, срок
установлен лишь для проведения собственниками помещений в доме его реконструкции.
Таким образом,
выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с
чем решение о признании незаконным постановления в части установления срока
отселения и возложении обязанности на администрацию города Ульяновска обязанность
по установлению нового срока для отселения граждан является незаконным и
подлежащим отмене с принятием решения об отказе в удовлетворении иска в этой
части.
В силу ч.10 ст.32 Жилищного кодекса
Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской
Федерации порядке
многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является
основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома
аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в
указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В
случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или
реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен
указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно
подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых
помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в
порядке, предусмотренном частями 1
— 3,
5
— 9
настоящей статьи.
Как следует из
заключения межведомственной комиссии, в основу принятого решения было положено
заключение от 2019 года о техническом состоянии несущих конструкций лишь
фрагмента здания (жилые помещения на 2 этаже) по ул. ***, *** в г. Ульяновске
(том 1 л.д. 15-24).
Акт обследования
жилого дома от 15.01.2024 составлен единолично специалистом Агентства
государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области,
результаты зафиксированы после визуального осмотра здания (том 1 л.д. 50-51).
Ряд собственников
жилых помещений в доме возражали против сокращения срока, поскольку их жилые и
нежилые помещения являются пригодными, представлены фотоматериалы, на которых
зафиксированы фрагменты здания дома и жилых помещений в нем.
Оценивая
разумность установленного администрацией г. Ульяновска срока для проведения
реконструкции – 31.12.2030, судебная коллегия отмечает, что, поскольку
реконструкция проводится силами собственников помещений в многоквартирном доме,
необходимо учитывать их реальные возможности, принимая во внимание не только
состояние дома и возможность выполнения реконструкции, но и соблюдение принципов
разумности и справедливости.
По
мнению судебной коллегии, административный иск прокурора не направлен на защиту
прав и законных интересов собственников помещений многоквартирного дома,
поскольку ограничивает их периодом времени, которого явно будет недостаточно
для проведения реконструкции дома.
Приведенные
обстоятельства судом первой инстанции во внимание не приняты.
В этой связи
судебная коллегия приходит к выводу, что отсутствуют основания считать срок
проведения реконструкции жилого дома по ул.***, *** в г. Ульяновске,
установленный в постановлении администрации г. Ульяновска от 02.03.2021 № 210,
до 31.12.2030, неразумным.
Данный срок согласуется с областной адресной программой
«Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из
многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, в 2018 —
2030 годах», утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области от
21.11.2017 № 573-П.
С учетом изложенного
решение суда о признании незаконным постановления в части установления срока реконструкции
и возложении обязанности на администрацию города Ульяновска обязанность по
установлению нового срока для проведения реконструкции подлежит отмене с
принятием решения об отказе в удовлетворении иска в этой части.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 3 апреля 2024 года отменить, принять по делу
новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления
прокурора Ленинского района
г. Ульяновска к администрации г. Ульяновска о признании незаконным
постановления администрации г. Ульяновска от 02.03.2021 №210 «О признании
многоквартирных домов аварийными и подлежащими реконструкции» в части
установления срока проведения реконструкции, отселения физических и юридических
лиц, проживающих в доме №*** по ул.*** в г.Ульяновске до 31.12.2030, возложении
обязанности установить срок проведения реконструкции указанного аварийного дома
и отселения из него жителей до 31.12.2025 отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 19.09.2024.
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |