Безопасность Оспаривание действий должностного лица МСЧ

Оспаривание действий должностного лица МСЧ

11

У Л
Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О
Й   С У Д

 

73RS0004-01-2024-002675-59

Судья Высоцкая А.В.                                                                
    Дело №33а-3786/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     
27 августа 2024 года

 

Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,                      

судей Лифановой З.А.,
Бахаревой Н.Н.,

при секретаре
Герасимове А.В.

рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Попкова Виталия Игоревича на
решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 16 мая 2024 года по
делу №2а-1559/2024, которым постановлено:

в удовлетворении
требований административного иска Попкова Виталия Игоревича к фельдшеру
медицинской части №4 ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России по Ульяновской области Елисейкиной
Светлане Анатольевне, ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России по Ульяновской области о
возложении обязанности принять необходимые действия по заявлению о переводе в
лечебное исправительное учреждение — отказать.

 

Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., пояснения Попкова В.И., поддержавшего доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Попков В.И.
обратился в суд с административным иском к фельдшеру медицинской части №4 ФКУЗ
МСЧ-73 ФСИН России Елисейкиной С.А. о возложении обязанности принять
необходимые действия по заявлению о переводе в лечебное исправительное
учреждение.

В обоснование
требований указал, что на основании постановления мирового судьи от 07.01.2021
он обязан пройти лечение от наркомании, в связи с чем, а также с учетом
состояния своего здоровья в июле 2023 года он обратился к фельдшеру Елисейкиной
С.А. с просьбой о переводе его в лечебное исправительное учреждение, которая
сообщила, что для этого необходим прием врача-нарколога.

10.02.2024 его приял
врач-нарколог, который, ознакомившись с постановлением мирового судьи, выслушав
его доводы, пояснила, что оснований для перевода в лечебное исправительное
учреждение не имеется.

Однако судебное
постановление является обязательным для его исполнения.

Просил обязать
фельдшера медицинской части №4 ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России Елисейкину С.А. принять
необходимые действия по переводу Попкова В.И. в лечебное исправительное
учреждение.

К участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФКУЗ
МСЧ-73 ФСИН России.

Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной
жалобе и дополнениях к ней Попков В.И. не соглашается с решением суда, просит
его изменить, административные исковые требования удовлетворить в полном
объеме. В обоснование жалобы указывает, что судом неправомерно отказано в
удовлетворении ходатайства Попкова В.И. об изменении оснований и предмета
спора. Утверждает, что показания врача Б*** Д.В. о том, что он (Попков В.И.) не
нуждается в лечении, противоречат экспертизе №*** от 24.02.2024, проведенной
комиссией врачей. Считает, что указанная экспертиза должна быть принята судом
во внимание, поскольку вопрос о направлении на лечение не носит заявительного
характера, а решается комиссией врачей. Кроме того, обследование врачом Б***
Д.В. проводилось в 2023 году, то есть до проведения экспертизы по уголовному
делу. Не соглашается с мнением суда о том, что постановление мирового судьи
Адлерского района г.Сочи не является для административного ответчика
обязательным. Указывает, что данное постановление вступило в законную силу. В
этой связи доводы административного ответчика о двухлетней ремиссии Попкова
В.И. не состоятельны. Кроме того, любой судебный акт подлежит неукоснительному
исполнению. Указывает, что в колонию-поселение не могут быть переведены
осужденные, не прошедшие лечения (в том числе от наркомании), в связи с чем,
считает, что суд создает препятствия административному истцу в реализации
данного права. Обращает внимание, что уклонение осужденного от лечения является
злостным нарушением правил.

Считает, что суду к
участию в деле следовало привлечь к участию в деле ФКУ ИК-4 УФСИН России по
Ульяновской области, ФСИН России.

В судебное заседание
кроме  Попкова В.И., другие лица,
участвующие в деле, не явились, 
извещены  надлежащим образом о
времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений
ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.

Конституция
Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод;
решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов
местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть
обжалованы в суд (части 1
и 2 статьи 46).

Положения ч.1 ст.218
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют
гражданину право обратиться в суд в том числе с требованиями об оспаривании
бездействия органа государственной власти иного органа, организации, наделенных
отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица,
если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы
препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

В силу пункта 2 части
2 статьи 1
поименованного кодекса суды в порядке, предусмотренном
этим кодексом,
рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите
нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан,
возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе
административные дела об оспаривании бездействия органов государственной
власти, иных государственных органов, должностных лиц.

Согласно статье 2
Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации» охрана здоровья граждан — система мер политического,
экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе
санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых
органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
организациями, их должностными лицами и иными лицами.

Пунктом 1
Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом
Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314 (далее — Положение),
установлено, что Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные
функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в
отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых
в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и
конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и
осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по
контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении
преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за
соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

Согласно абзацу
четвертому подпункта 2 пункта 7
Положения ФСИН России осуществляет медико-санитарное
обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, федеральный
государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также применение к
осужденным принудительных мер медицинского характера и обязательного лечения.

Приказ ФСИН России от 22.05.2023 №307
утверждено штатное расписание медико-санитарной части, согласно которому
фельдшеры МЧ имеют специальные звания внутренней службы, следовательно,
являются должностными лицами уголовно-исполнительной системы, оспаривание
действий и решений которого осуществляется в порядке главы 22
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как следует из
материалов дела и установлено судом, постановлением мирового судьи Адлерского
района г.Сочи от 07.01.2021 по делу №5-3/88-21 Попков В.И. признан виновным в
совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.9 КоАП
РФ, ему назначено административное наказание в виде ареста на 7 суток.
Одновременно на             Попкова В.И.
возложена обязанность в течение 10 дней после отбытия наказания пройти
диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или)
медико-социальную реабилитацию в ФГБУЗ Наркологическое отделение «Клинической
больницы №172 ФМБА» г.Димитровграда.

17.08.2022 Попков В.И. осужден Адлерским районным судом Краснодарского
края на срок 7 лет 6 месяцев лишения свобод, начало срока — 30.08.2022, конец
срока- 14.07.2028.

Из пояснений Попкова В.И. следует, что после вынесения мировым судьей
постановления он в тот же день был взят под стражу в связи с расследованием
уголовного дела, административное наказание 
не отбывал.

В период с 07.04.2023 по 01.11.2023 отбывал наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН
России по Ульяновской области, затем переведен в СИЗО-1 УФСИН России по
Ульяновской области, где находится до настоящего времени.

Попков В.И.
обратился с просьбой к фельдшеру медицинской части №4 ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России
по Ульяновской области (дислокация в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской
области) Елисейкиной С.А. принять необходимые действия по переводу его в
лечебное исправительное учреждение, поскольку постановлением мирового судьи
Адлерского района г.Сочи от 07.01.2021 он обязан пройти лечение от наркомании.

05.12.2023 он
обратился с заявлением о приеме врачом-наркологом.

10.02.2024
врач-нарколог Б*** Д.В., осмотрев Попкова В.И., выслушав его доводы,
ознакомившись с постановлением мирового судьи, пришел к заключению о том, что
оснований для перевода Попкова В.И. в лечебное исправительное учреждение не
имеется (л.д.43).

26.02.2024 в рамках уголовного дела, по
которому Попков В.И. является потерпевшим, была проведена
судебно-психиатрическая экспертиза, согласно заключению которой Попков В.И.
страдает синдромом зависимости к нескольким наркотическим веществам средней
стадии в условиях вынужденной ремиссии в условиях, исключающих
употребление  (л.д.42).

Допрошенный в
судебном заседании суда первой инстанции в качестве свидетеля врач Б*** Д.В. пояснил,
что является врачом-психиатром-наркологом ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России, он
осуществлял осмотр Попкова В.И. в декабре 2023 г., осужденный ему пояснил, что
последний прием наркотических веществ имел место 06.01.2021, жалоб на состояние
здоровья не было, у осужденного в данном случае имеет место стойкая вынужденная
ремиссия более двух лет, что свидетельствует об отсутствии необходимости
проведения лечения в ЛИУ.

Установив
вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу
доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального
права, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к
обоснованному выводу о том, что действия фельдшера Елисейкиной С.А. не  противоречат закону, в связи с чем в
удовлетворении административного иска отказал.

С выводами районного
суда судебная коллегия соглашается.

Доводы апелляционной
жалобы являются несостоятельными, как основанные на ошибочном толковании закона
и неверной оценке фактических обстоятельств дела.

Суд удовлетворяет
требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа,
организации, лица, наделенных государственными или иными публичными
полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не
соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и
законные интересы административного истца             (ст. 227
КАС РФ).

Таким образом, для признания действий
(бездействия), решений должностного лица незаконными необходимо одновременное
наличие двух условий: несоответствия действий (бездействия), решения закону или
иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемым действием
(бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.

Вопреки доводам апелляционной жалобы,
судебная коллегия полагает, что необходимая для удовлетворения административного
иска совокупность условий, предусмотренная ст.227 КАС РФ, — несоответствие
оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и
нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца
отсутствует.

Заявление Попкова В.И.
о том, что постановление мирового судьи Адлерского района г.Сочи от 07.01.2021
по делу №5-3/88-21 вступило в законную силу 12.10.2023 материалами дела не
подтверждается. Согласно постановлению оно вступило в законную силу 19.01.2021
(л.д.7 оборот), доказательств иного в материалах дела не имеется.

Обращение
постановления по делу об административном правонарушении к исполнению
возлагается на судью, вынесшего постановление (ч.1 ст.31.3                 КоАП РФ).  

В ч.1 ст.31.9
КоАП РФ определено общее правило, согласно которому постановление о назначении
административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это
постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его
вступления в законную силу.

Следовательно, доводы заявителя о возможном
привлечении его к ответственности за уклонение от лечения несостоятельны.

Оснований для
привлечения к участию в деле ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН
России не имеется, поскольку их права и интересы постановленным по делу
решением не затрагиваются.

При таких
обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы
материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его
отмены не имеется.

Вместе с тем,
судебная коллегия отмечает, что судом по всему тексту решения допущена
опечатка, наименование административных ответчиков указано как «фельдшер
медицинской части №4 ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России по Ульяновской области Елисейкина
С.А.» и «ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России по Ульяновской области», в то время как
согласно уставу данного ФКУЗ учреждение находится в ведении ФСИН России
(л.д.26).

В этой связи
необходимо исключить по всему тексту решения из наименования административных
ответчиков слова «по Ульяновской области», что на правильность принятого
решения не влияет.

На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского
районного суда города Ульяновска от 16 мая 2024 года  изменить, исключив из наименования
административных ответчиков словосочетание «по Ульяновской области» по всему
тексту решения.

В остальной части
решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Попкова Виталия
Игоревича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 30.08.2024

 

 

Оспаривание действий должностного лица МСЧ

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Оспаривание действий должностного лица МСЧ»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here