УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2021-004216-09
Судья Алексеева Е.В.
Дело № 33-3909/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 12
октября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Федоровой Л.Г., Чурбановой Е.В.
при секретаре Воронковой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-2748/2020 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской
области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 15 июня 2021 года,
по которому постановлено:
исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской
области — удовлетворить.
Обязать Министерство
здравоохранения Ульяновской
области обеспечить Деревянко Ивана
Ивановича, ***.1991 года рождения
лекарственным препаратом *** с торговым
наименование *** в количестве 0,8 по
каждому рецепту: от 03.03.2021 серии 732167 №3405 и от 10.02.2021
серии 732167 №2090.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения прокурора
Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор
Сенгилеевского района Ульяновской
области, действуя в интересах Деревянко И.И., обратился в суд с иском к
Министерству здравоохранения Ульяновской
области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки,
проведенной по обращению Деревянко И.И., установлено нарушение ответчиком права
на бесплатное обеспечение необходимыми лекарственными средствами Деревянко И.И., который
состоит в региональном регистре лиц, имеющих право на бесплатное
лекарственное обеспечение, является ***, *** установлена с детства. Решением врачебной
комиссии ГУЗ «Сенгилеевская
районная больница» от 27.01.2021
№6 ему рекомендовано лечение лекарственным препаратом *** с
торговым наименование ***. Деревянко
И.И. выписаны рецепты на
получение данного препарата от 03.03.2021 серии 732167 №3405 и от 10.02.2021
серии 732167 №2090. Однако, по указанным рецептам лекарственным препаратом Деревянко И.И. обеспечен не был.
Просил суд обязать Министерство здравоохранения Ульяновской
области обеспечить Деревянко И.И. лекарственным препаратом *** с торговым наименование *** в количестве
0,8 по каждому рецепту: от
03.03.2021 серии 732167 №3405 и от 10.02.2021 серии 732167 №2090,
обратить решение суда к немедленному исполнению.
Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить,
принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда
является незаконным, необоснованным, ссылаясь на то, что только выписанные
лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лекарственными
препаратами. Выражает несогласие с выводом суда, что Деревянко И.И. необходим
лекарственный препарат *** именно только по торговому наименованию ***
поскольку во время стационарного лечения в ГУЗ УОКБ данный препарат, являющийся
эксклюзивным на фармацевтическом рынке, назначался ему ввиду отсутствия иного
лекарственного препарата. Указывает, что в нарушение норм действующего
законодательства, в решении вышеуказанной комиссии не отражена информация о
результатах осмотра Деревянко И.И. в ГУЗ «Сенгилеевская РБ», о наличии
медицинских показаний, при которых возможно назначение пациенту лекарственного
препарата по торговому наименованию, а так же сведений об отсутствии его
международного непатентованного, группировочного или химического наименования.
Указывает, что 28.06.2021 проведена врачебная комиссия с целью обоснованности
назначения данного препарата Деревянко И.И., действие решения врачебной
комиссии от 27.01.2021 №6 отменено до проведения полного обследования пациента.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и
времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно
жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой
инстанции, Деревянко И.И. стоит на учете
в ГУЗ «Сенгилеевская районная больница»
с заболеванием *** Деревянко И.И.
состоит в региональном регистре лиц, имеющих право на бесплатное лекарственное
обеспечение.
По медицинским показаниям
истцу необходимо употребление
определенного ряда лекарственных
препаратов, в том числе: *** с торговым наименование *** на получение
которого выписаны рецепты от 03.03.2021
серии 732167 №3405 и от 10.02.2021 серии 732167 №2090 (л.д.33).
Названным лекарственным средством Деревянко И.И. обеспечен
не был.
Полагая права Деревянко И.И., являющегося ***, нарушенными,
прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил
фактические обстоятельства дела и, руководствуясь законом, подлежащим
применению к спорным правоотношениям, пришел к верному выводу об удовлетворении
заявленных требований.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый
имеет право на охрану здоровья. В силу ст.ст. 2, 20, 38, 39 Конституции РФ
человек, его права и свободы
являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защиты прав и свобод
человека и гражданина- обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому
гарантируется социальное обеспечение по
возрасту, в случае болезни, инвалидности.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон №
323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан
в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных
гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов
государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц
организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; недопустимость
отказа в оказании медицинской помощи.
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999
№178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение
государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно
ст.6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа
категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг
включается обеспечение в соответствии со
стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для
медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими
изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными
продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
На основании ст. 18 Федерального закона от 18.10.2007 года
за № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты РФ» полномочия по обеспечению необходимыми
лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения граждан,
имеющих право на получение государственной
социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с
ФЗ от 17.07.1999 за № 178-ФЗ «О
государственной социальной помощи» переданы органам исполнительной власти субъекта РФ.
Исполнительным органом государственной власти Ульяновской
области, участвующим на территории Ульяновской области в государственной
политике в сфере охраны здоровья
является Министерство
здравоохранения Ульяновской
области.
Исходя из Положения о
Министерстве здравоохранения Ульяновской
области к полномочиям Министерства
отнесены: обеспечение донорской кровью и (или) ее компонентами, лекарственными
препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими
изделиями, средствами дезинфекции при оказании медицинской помощи.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 декабря 2019 года № 792-П утверждена
Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи на территории Ульяновской области на 2020 год и на плановый период
2021 и 2022 годов, в соответствии с
которой бесплатное обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми
лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами
лечебного питания при оказании амбулаторной медицинской помощи осуществляется в
соответствии с законодательством.
Пунктом 34 Приказа Минздрава России № 1175н от 20.12.2012 об
утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также
форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления
указанных бланков, их учета и хранения установлено, что назначение и
выписывание лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на бесплатное их
получение в соответствии с Перечнем групп населения и категории заболеваний,
при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского
назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется работником
в случае типичного течения заболевания пациента исходя из тяжести и характера
заболеваний согласно утвержденным в установленном порядке Стандартом
медицинской помощи.
Лекарственный препарат ***
входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов
для медицинского применения на 2021 год на основании распоряжения Правительства
РФ от 12.10.2019 № 2406-р.
Исходя из приведенных
положений законодательства, Деревянко
И.И. в связи с имеющимся у него заболеванием – ***, имеет право на
обеспечение бесплатно
лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.
Само право истца на льготы в
части лекарственного обеспечения лицами, участвующим в деле, не оспаривается.
В материалах дела имеется выписка решения ВК №6 от
27.01.2021, в соответствии с которой Деревянко И.И. рекомендовано лечение ***
(л.д.23).
Приказом
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от
05.05.2012 № 502н утвержден Порядок создания и деятельности врачебной комиссии
медицинской организации, согласно п. 4.7 которого к функциям врачебных комиссий
отнесено, в том числе, принятие решения о назначении лекарственных препаратов
при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным
показаниям), не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, по
торговым наименованиям.
Таким образом, вопрос
назначения и выписывания лекарственных препаратов по торговым наименованиям
находится в исключительной компетенции врачебной комиссии медицинской
организации.
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках
территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской
Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых
населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний,
при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского
назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Как указано выше
решением Врачебной комиссией от
27.01.2021 года №6 ГУЗ «Сенгилеевская районная больница» Деревянко И.И. рекомендовано лечение
***
Поскольку ответчик не исполнил свои обязательства, суд
правомерно удовлетворил требования прокурора и возложил на Министерство
здравоохранения Ульяновской области обязанность по обеспечению Деревянко И.И.
бесплатно лекарственным препаратом *** с
торговым наименование *** в количестве 0,8 по
каждому рецепту: от 03.03.2021
серии 732167 №3405 и от 10.02.2021
серии 732167 №2090.
Доводы апелляционной жалобы, указывающие на то, что в решении
врачебной комиссии не отражена
информация о результатах осмотра пациента, о наличии медицинских показаний,
сведений об отсутствии международного непатентованного наименования и
группировочного или химического наименования лекарственного препарата, на правильность
выводов суда не влияют, поскольку указанное решение врачебной комиссии в
установленном законом порядке, на момент рассмотрения данного дела, не
оспорено.
Как не является основанием к отмене решения суда и ссылка в
апелляционной жалобе на решение врачебной комиссии, которое состоялось после
вынесения оспариваемого решения суда, поскольку принимая решение, суд исходил
из всей совокупности исследованных доказательства, в частности решения
врачебной комиссии от 27.01.2021 №6, где истцу рекомендовано лечение ***
рецептов, выписанных лечащим врачом
10.02.2021 и 03.03.2021и не обеспеченных со стороны ответчика, выписки
из истории болезни №11613, из которой следует, что истец находился на
стационарном лечении в ГУЗ УОКБ с 21.05.2018 по 04.06.2018 рекомендовано
лечение *** Стороной ответчика доказательств, свидетельствующих о незаконности
заявленных прокурором требований, не представлено. В данном случае не
состоятельна ссылка ответчика в апелляционной жалобе на решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 16.03.2020 года, которым в удовлетворении
исковых требований о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом
по выписанным рецептам по торговому наименованию *** истцу было отказано, поскольку в данном решении прямо указано на
отсутствие решения врачебной комиссии установившей нуждаемость истца в
лекарственном препарате *** с торговым наименованием *** При разрешении
настоящего спора в материалы дела представлено решение врачебной комиссии №6 от
27.01.2021.
Исходя из этого, доводы, приведенные в апелляционной жалобе,
не состоятельны и не могут повлечь отмену судебного решения.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 15 июня
2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства
здравоохранения Ульяновской области — без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 15 октября 2021 года.
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |