УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2023-002367-59
Судья Жилкина А.А.
Дело № 33-4502/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
26 сентября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего
Герасимовой Е.Н.,
судей Карабанова А.С., Сычевой О.А.,
при секретаре Воронковой
И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 23 июня 2023 года по делу № 2-2703/2023, по которому
постановлено:
исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска
в интересах Ерыкова Александра Юрьевича удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить Ерыкова
Александра Юрьевича *** в соответствии с ИПРА от 07.12.2022.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Ерыкова
Александра Юрьевича, в счёт компенсации морального вреда 3000 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Ерыкова
А.Ю., прокурора Макейкиной Е.В., полагавших решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор Ленинского района г. Ульяновска в интересах Ерыкова
А.Ю. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФ РФ по
Ульяновской области) об обеспечении техническими средствами реабилитации,
взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что Ерыков
А.Ю. является инвалидом. В соответствии с индивидуальной программой
реабилитации инвалида (далее – ИПР) № *** от 07.12.2022 Ерыков А.Ю. подлежит
обеспечению техническими средствами реабилитации (далее – ТСР), такими как: ***.
Ерыков А.Ю. обращался к ответчику по вопросу обеспечения указанными ТСР, однако
их не получил. Просил возложить на ответчика обязанность обеспечить Ерыкова
А.Ю. *** согласно ИПР *** от 07.12.2022, взыскать
компенсацию морального вреда в
сумме 30 000 руб.
Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше
решение.
В апелляционной жалобе ОСФ РФ по Ульяновской области считает
решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает,
что сформировать Ерыкову А.Ю. направления на получение ТСР по действующим
государственным контрактам не представилось возможным по причине отсутствия
свободных единиц. Обращает внимание, что ОСФ РФ по Ульяновской области приняло
все зависящие от него меры, направленные на обеспечение Ерыкова А.Ю. ТСР. Полагает,
что со стороны истца не представлены доказательства того, что в результате
действий отделения Ерыков А.Ю. был лишен принадлежащего ему права на
обеспечение ТСР, и реализация его права была возможна исключительно путем
предоставления ему отделением ТСР в натуре.
Ерыков А.Ю. не воспользовался равнозначным способом обеспечения ТСР.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность компенсации
морального вреда за нарушение имущественных прав. Просит учесть, что выплата
компенсации морального вреда в пользу истца будет произведена из бюджетных
средств, выделенных на обеспечение инвалидов техническими средствами
реабилитации и на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные средства
реабилитации, что повлечет в дальнейшем ущемление прав других получателей
технических средств реабилитации (инвалидов).
Доказательств причинения физических страданий Ерыкову А.Ю.
в результате действий ОСФ РФ по Ульяновской области,
выразившихся в несвоевременном обеспечении инвалида ТСР, не представлено.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие
участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства
судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ерыков
А.Ю. является инвалидом ***
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации от
07.12.2022 Ерыков А.Ю. нуждается в ТСР, в том числе в ***
Материалами дела подтверждено, что по заявлению Ерыкова А.Ю.
от 13.03.2023 он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в обеспечении
спорными ТСР.
Поскольку Ерыков А.Ю. не был обеспечен ТСР, в которых
нуждается, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным
правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об
удовлетворении иска.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
Государственную политику в области социальной защиты
инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам
равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских,
экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также
в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и
международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от
24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации»
(далее – Федеральный закон № 181-ФЗ).
Статья 5.1 Федерального закона № 181-ФЗ
предусматривает ведение федерального реестра инвалидов, который является
федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета
сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе
инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях
организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о
проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых
инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях
использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления
государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных
законодательством Российской Федерации.
Оператором
федерального реестра инвалидов является Фонд пенсионного и социального
страхования Российской Федерации.
Функционирование
федерального реестра инвалидов осуществляется с применением
программно-технических и иных средств, обеспечивающих совместимость и
взаимодействие с другими информационными системами, используемыми для
предоставления государственных услуг в электронной форме.
В
федеральный реестр инвалидов включаются следующие сведения о лице, признанном
инвалидом, в том числе: его фамилия, имя, отчество (при его наличии); пол; дата рождения; место рождения; сведения
о гражданстве; данные паспорта (иного документа, удостоверяющего личность);
сведения об индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов и о
программах реабилитации инвалидов, инвалидность которых наступила вследствие
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая
сведения о рекомендованных в них реабилитационных мероприятиях, технических
средствах реабилитации инвалидов, об услугах и о результатах выполнения этих
программ.
Принятие
органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными
органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные
услуги, решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об
оказании им государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав
инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации,
осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в
федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в
федеральном реестре инвалидов на основании представленных заявителем документов.
Согласно
ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ государство гарантирует
инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических
средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду
за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых
инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В
соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная
программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения
уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями
медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида
реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы,
сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других
реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных
или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей
инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа
реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими
органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также
организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое
средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если
инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный
счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического
средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.
В
соответствии с Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств
реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением
Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р, ТСР, в которых
нуждается истец, относятся к техническим средствам, предоставляемым инвалидам с
освобождением от платы.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240 утверждены Правила
обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий
граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов),
протезно-ортопедическими изделиями.
Согласно п. 4 названных Правил заявление о предоставлении технического
средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим
его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту
пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в
исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида
(ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с
заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и
высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением
полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты
инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В
силу п. 5 Правил от 07.04.2008 уполномоченный орган рассматривает заявление,
указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок,
а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании
паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в
7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме
документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом,
указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала,
о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При
наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим
средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 данных Правил, одновременно с
уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану)
направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в
отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации,
обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В направлении
уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в
пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида
(ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины
срока действия указанного контракта, а также коды технических средств (изделий)
в каталоге, подлежащих предоставлению инвалиду (ветерану).
При
отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида
(ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным
в пункте 4 данных Правил, уполномоченный
орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные данным
пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта,
при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства
(изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной
системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом
(ветераном) заявления, указанного в пункте 4 Правил.
Срок
обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного
производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией,
в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для
инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7
календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую
выдано направление, а в отношении технических средств (изделий),
изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и
предназначенных исключительно для личного использования, — 60 календарных дней.
Поскольку
на момент принятия обжалуемого судебного решения истец не был обеспечен спорным
ТСР, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность по
обеспечению истца данным средством реабилитации.
Принятие
ответчиком мер в целях исполнения судебного решения не является основанием для
его отмены.
Правильным
является решение суда и в части взыскания с ответчика в пользу истца,
являющегося инвалидом, денежной компенсации морального вреда.
Пунктом
1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и
здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя,
деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища,
личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания
и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага,
принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и
непередаваемы иным способом.
Как указано в ст. 151 Гражданского кодекса
Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред
(физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные
неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину
нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд
может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При
определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание
степень вины нарушителя и иные заслуживающие
внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и
нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина,
которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1101 Гражданского
кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется
в денежной форме (пункт 1).
Размер
компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера
причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени
вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения
вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования
разумности и справедливости.
Характер
физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических
обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных
особенностей потерпевшего (пункт 2).
Статья 39 Конституции Российской Федерации
гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
Исходя из предназначения социального
государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством,
должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку,
включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать
благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности
условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами
нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное
обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов
техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на
компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан
неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными
правами.
Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской
Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с необеспечением
инвалида техническими средствами реабилитации, ему были причинены нравственные
страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для
взыскания с Фонда в пользу истца компенсации причиненного морального вреда в
разумном размере.
Доводы
апелляционной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, так как не
основаны на законе и материалах дела.
Взысканная в пользу истца сумма компенсации
морального вреда определена судом с учетом всех заслуживающих внимание
обстоятельств, требований разумности и справедливости. Оснований для снижения
данной суммы по доводам апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не
усматривает.
Реализация альтернативных способов
обеспечения ТСР, предусмотренных законом, на что обращено внимание в жалобе,
является правом инвалида, тогда как обеспечение инвалидов ТСР в натуре –
обязанностью уполномоченного органа.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 июня 2023 года оставить без
изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.09.2023.
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |