У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
73RS0018-01-2021-000085-55
Судья Корсакова И.М.
Дело № 33а-1581/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
19 апреля 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Пулькиной Н.А.,
судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.
при секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Агентства ветеринарии Ульяновской области на решение
Радищевского районного суда Ульяновской области от 1 февраля 2022 года по делу
№2а-1-5/2022, по которому постановлено:
уточненное административное исковое
заявление Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Волжской
межрегиональной природоохранной прокуратуры, поданному в защиту прав и законных
интересов неопределенного круга лиц, к Агентству ветеринарии Ульяновской
области, руководителю Агентства ветеринарии Ульяновской области – главному
государственному ветеринарному инспектору Ульяновской области Пелевиной Нине
Ивановне, областному государственному бюджетному учреждению «Новоспасский центр
ветеринарии и безопасности продовольствия» о признании незаконным бездействия,
выразившегося в не обеспечении безопасности сибиреязвенных захоронений, о
признании незаконным и отмене распоряжения, возложении обязанности обеспечить
безопасность сибиреязвенных захоронений – скотомогильников, расположенных в
ст.Рябина и с.Паньшино Радищевского района Ульяновской области, в
с.Усть-Кулатка Старокулаткинского района Ульяновской области удовлетворить частично.
Восстановить Ульяновскому
межрайонному природоохранному прокурору Волжской межрегиональной
природоохранной прокуратуры, действующему
в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, срок на обращение
с административным исковым заявлением к Агентству ветеринарии Ульяновской
области, руководителю Агентства ветеринарии Ульяновской области – главному
государственному ветеринарному инспектору Ульяновской области
Пелевиной Нине Ивановне, областному государственному бюджетному учреждению «Новоспасский
центр ветеринарии и безопасности продовольствия» о признании незаконным
бездействия, выразившегося в не обеспечении безопасности сибиреязвенных
захоронений, о признании незаконным и отмене распоряжения, возложении
обязанности обеспечить безопасность сибиреязвенных захоронений –
скотомогильников, расположенных в ст.Рябина и Паньшино Радищевского района
Ульяновской области, в с.Усть-Кулатка Старокулаткинского района Ульяновской
области.
Признать незаконным бездействие
Агентства ветеринарии Ульяновской области, руководителя Агентства ветеринарии
Ульяновской области – главного государственного ветеринарного инспектора
Ульяновской области Пелевиной Нины Ивановны в непринятии мер по реализации
полномочий по организации
и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных
и их лечению на территории Ульяновской области, по защите населения Ульяновской
области от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов,
решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, выразившееся в
необеспечении безопасности сибиреязвенных захоронений — скотомогильников, расположенных в ст.Рябина и
с.Паньшино Радищевского района Ульяновской области, в с.Усть-Кулатка
Старокулаткинского района Ульяновской области.
Признать незаконным распоряжение
руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области № 776-р от 20 декабря
2019 года «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории
Инзенского, Николаевского, Кузоватовского, Карсунского, Радищевского,
Старокулаткинского, Сурского, Цильнинского районов Ульяновской области,
безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» в части, касающейся
скотомогильников, расположенных в ст.Рябина и с. Паньшино Радищевского района
Ульяновской области, в с.Усть-Кулатка Старокулаткинского района Ульяновской
области, с даты его вынесения.
Обязать Агентство ветеринарии
Ульяновской области обеспечить безопасность сибиреязвенных захоронений –
скотомогильников, расположенных
в ст.Рябина и с.Паньшино Радищевского района Ульяновской области, в с.Усть-Кулатка
Старокулаткинского района Ульяновской области: установить ограждения по всему
периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, обозначить их
предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва».
В удовлетворении административных
исковых требований Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора
Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, поданному в защиту прав и
законных интересов неопределенного круга лиц, к областному государственному
бюджетному учреждению «Новоспасский центр ветеринарии и безопасности
продовольствия» отказать.
В удовлетворении административных
исковых требований Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора
Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, поданному в защиту прав и
законных интересов неопределенного круга лиц, к Агентству ветеринарии
Ульяновской области об отмене распоряжения руководителя Агентства ветеринарии
Ульяновской области № 776-р от 20 декабря 2019 года «О ликвидации
неиспользуемых скотомогильников на территории Инзенского, Николаевского,
Кузоватовского, Карсунского, Радищевского, Старокулаткинского, Сурского,
Цильнинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном
отношении» отказать.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя
Агентства ветеринарии Ульяновской области – Каракозовой Н.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,
возражения прокурора Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры —
Разорвиной Е.А., полагавшей решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Ульяновский межрайонный
природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры
Ульяновский обратился в суд
с иском, уточненным в ходе судебного заседания, в защиту прав и законных
интересов неопределенного круга лиц к Агентству ветеринарии Ульяновской
области, областному государственному бюджетному учреждению «Новоспасский центр
ветеринарии и безопасности продовольствия» (далее — ОГБУ «Новоспасский центр
ветеринарии») о признании незаконным бездействия, выразившегося
в не обеспечении безопасности сибиреязвенных захоронений, о признании
незаконным и отмене распоряжения, возложении обязанности обеспечить
безопасность сибиреязвенных захоронений – скотомогильников, расположенных
в ст.Рябина и с.Паньшино Радищевского района Ульяновской области, в
с.Усть-Кулатка Старокулаткинского района Ульяновской области.
В обоснование требований указал, что распоряжением
руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области Пелевиной Н.И. № 776-р
от 20.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории
Инзенского, Николаевского, Кузоватовского, Карсунского, Радищевского,
Старокулаткинского, Сурского, Цильнинского районов Ульяновской области,
безопасных в ветеринарно-санитарном отношении»
(далее – распоряжение) принято решение о ликвидации скотомогильников,
расположенных в с.Станция Рябина и с.Паньшино Радищевского района, в
с.Усть-Кулатка Старокулаткинского района Ульяновской области, организованы
мероприятия по ликвидации вышеуказанных скотомогильников как неиспользуемых и
безопасных в ветеринарно-санитарном отношении.
Прокурор полагал,
что распоряжение является незаконным и подлежащим отмене, поскольку оформленные
в соответствии с установленными требованиями ветеринарно-санитарные карточки на
скотомогильники (биотермическую яму) содержат сведения о том, что захоронения
являются сибиреязвенными, в них захоронены животные, павшие от сибирской язвы в
1968, 1977, 1983 годах.
Заместителем
Волжского межрегионального природоохранного прокурора руководителю Агентства
ветеринарии Ульяновской области
31.01.2020 внесен протест на
распоряжение, отклоненный Агентством
ветеринарии Ульяновской области по
результатам рассмотрения.
Просил восстановить срок на
обращение с административным исковым заявлением в части признания незаконным
распоряжения руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области № 776-р от
20.12.2019 «О ликвидации скотомогильников на территории Инзенского,
Николаевского, Кузоватовского, Карсунского, Радищевского, Старокулаткинского,
Сурского, Цильнинского районов Ульяновской области, безопасных в
ветеринарно-санитарном отношении»; признать незаконным бездействие Агентства
ветеринарии Ульяновской области в непринятии мер по реализации полномочий по
организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней
животных и их лечению на территории Ульяновской области, по защите населения
Ульяновской области от болезней, общих для человека и животных, за исключением
вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, выразившееся
в необеспечении безопасности указанных
сибиреязвенных захоронений; признать незаконным и отменить распоряжение
руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области № 776-р от 20.12.2019 в
части скотомогильников, расположенных в с. Станция Рябина Радищевского района
Ульяновской области, с. Паньшино Радищевского района Ульяновской области,
с.Усть-Кулатка Старокулаткинского района Ульяновской области; обязать Агентство
ветеринарии Ульяновской области обеспечить безопасность вышеуказанных
сибиреязвенных захоронений, установив
ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных,
обозначить их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва».
К участию в деле в качестве административного ответчика
привлечена главный государственный ветеринарный инспектор Ульяновской
области Пелевина Н.И., в качестве
заинтересованных лиц — Правительство Ульяновской области, МУ администрации МО
«Радищевский район» Ульяновской области, администрации МО «Калиновское сельское
поселение» Радищевского района Ульяновской области, Управления Роспотребнадзора
по Ульяновской области, Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республики и
Ульяновской области, МУ администрация МО «Старокулаткинский район» Ульяновской
области, областное государственное бюджетное учреждение «Николаевский центр
ветеринарии и безопасности продовольствия».
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Агентство ветеринарии Ульяновской
области, повторно приводя доводы, ранее
изложенные в суде первой инстанции, выражает несогласие с выводами суда об
исходящей от объектов биологической опасности, просит отменить решение ввиду неправильного применения норм
материального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам
дела и принять по делу новое решение об отказе прокурору в удовлетворении
административного искового заявления в полном объеме.
В обоснование жалобы
указано, что прокурором пропущен срок для обращения в суд с означенным
административным иском, податель жалобы не соглашается с выводом судов о
наличии оснований для восстановления прокурору срока на подачу
административного искового заявления.
Прокурор не представил доказательств нарушения прав
неопределенного круга лиц, поскольку объекты, на которые указывает прокурор,
представляет собой не сибиреязвенные скотомогильники, а места сжигания трупов
животных, погибших от сибирской язвы. Таким образом, доводы административного
иска не соответствуют содержанию норм Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской
язвы», кроме того, вступившие в действие с 1 января 2021 года Ветеринарные
правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов,
утвержденные приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 № 626, не предусматривают осуществления
мероприятий, указанных в административном исковом заявлении.
На местах сжигания
трупов животных произведены отборы проб почвы, впоследствии проведены
лабораторные исследования на наличие спор возбудителя сибирской язвы,
биологическая безопасность указанного места подтверждена.
Ссылки в решение
суда на ветеринарно-санитарные карточки на скотомогильники, базу данных
сибиреязвенных захоронений, акты обследования состояния сибиреязвенного
скотомогильника, акты ветеринарно-санитарного освидетельствования, акты о
проведении ликвидации неиспользуемого сибиреязвенного скотомогильника не могут
служить основанием для удовлетворения административных исковых требований
прокурора, так как наименование «сибиреязвенный скотомогильник» не
соответствует достоверным сведениям об объектах.
Указывает также на
то, что ввиду изменений, внесенных в Федеральный закон «Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации», у Агентства ветеринарии
Ульяновской области с 01.01.2020
отсутствуют полномочия по осуществлению надзорных мероприятий за
скотомогильниками на территории Ульяновской области, кроме того, все нормативные
правовые акты, указанные в административном исковом заявлении, признаны
утратившими силу или отменены.
Полагает, что
исполнение решения суда приведет к неправомерному расходованию средств
областного бюджета на объекты, не находящиеся в государственной собственности
Ульяновской области.
Кроме того,
приведены доводы о невозможности определения точных географических координат
ликвидированных объектов, их границ и площади
Полагает, что суд необоснованно рассмотрел дело и вынес
решение, поскольку имеется решение Радищевского районного суда Ульяновской
области от 13.04.2021 по делу № 2а-1-58/2021, вступившее в законную силу
27.07.2021, принятое по административному иску о том же предмете.
Указывает, что суд необоснованно отказал в удовлетворении
ходатайства Агентства ветеринарии по Ульяновской области о назначении судебной
экспертизы.
В возражениях на апелляционную жалобу Ульяновский
межрайонный природоохранный прокурор просит решения суда оставить без
изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции кроме прокурора и представителя Агентства
ветеринарии Ульяновской области другие лица, участвующие в деле, не явились,
извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся
лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений
относительно апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации в
случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей
компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о
признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций,
лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту
прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые
решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту,
нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц,
создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных
интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением
руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области Пелевиной Н.И. №776-р от
20.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории
Инзенского, Николаевского, Кузоватовского, Карсунского, Радищевского,
Старокулаткинского, Сурского, Цильнинского районов Ульяновской области,
безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» принято решение о ликвидации, в
том числе скотомогильников в ст.Рябина и Паньшино Радищевского района
Ульяновской области, в с.Усть-Кулатка Старокулаткинского района Ульяновской
области.
Указанным распоряжением ОГБУ «Новоспасский центр
ветеринарии» было поручено организовать и провести мероприятия по ликвидации
вышеуказанных скотомогильников, как неиспользуемых, безопасных в
ветеринарно-санитарном отношении.
Согласно актам о проведении ликвидации неиспользуемого
сибиреязвенного скотомогильника (захоронения золы после сжигания трупа
животного, павшего от сибирской язвы) от 25.12.2019, 26.12.2019 и
27.12.2019 ликвидированы сибиреязвенные
скотомогильники в ст.Рябина и Паньшино Радищевского района Ульяновской области,
в с.Усть-Кулатка Старокулаткинского района Ульяновской области.
В соответствии с требованиями п.7.3. «Ветеринарно-санитарных
правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных
Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 №13-7-2/469 на указанные скотомогильники были
оформлены ветеринарно-санитарные карточки.
Согласно ветеринарно-санитарной
карточке в скотомогильнике (биотермической яме), площадью 300 кв.м,
расположенном на расстоянии 1,5 км от с.Усть-Кулатка Старокулаткинского района
Ульяновской области, в 1983 году захоронен зольный остаток после сжигания трупа
животного, павшего от сибирской язвы. Из актов обследования состояния
указанного скотомогильника следует, что его проверка осуществлялась в 2015,
2016, 2017, 2018 году.
Из ветеринарно-санитарной карточки
следует, что в скотомогильнике (биотермической яме), площадью 100 кв.м,
расположенном на расстоянии
3000 м от с.Паньшино Радищевского района Ульяновской области, в 1977
году захоронены остатки от сожжения 2 голов молодняка крупного рогатого скота,
павших от сибирской язвы. Проверка его состояния осуществлялась в 2010, 2015,
2016, 2017, 2018 году.
Согласно ветеринарно-санитарной
карточке в скотомогильнике (биотермической яме), площадью 100 кв.м,
расположенном на расстоянии 2500 м от ст.Рябина Радищевского района Ульяновской
области, в 1968 году захоронены остатки от сожжения 1 головы молодняка крупного
рогатого скота, павшей от сибирской язвы. Проверка его состояния осуществлялась
в 2010, 2015, 2016 году.
Как видно из базы данных
сибиреязвенных захоронений в Приволжском федеральном округе Российской
Федерации (кадастр стационарно неблагоприятных по сибирской язве пунктом и
сибреязвенных захоронений), согласно которой по адресу: Ульяновская область,
Радищевский район, с.Паньшино, расположен скотомогильник (сибиреязвенное
захоронение), год падежа (захоронения) двух животных – 1977, способ утилизации
– сжигание, зольный остаток; по адресу: Ульяновская область, Радищевский район,
ст. Рябина, расположен скотомогильник (сибиреязвенное захоронение), год падежа
(захоронения) животного – 1968, способ утилизации – сжигание, зольный остаток;
по адресу: Ульяновская область, Старокулаткинский район, с.Усть-Кулатка,
расположен скотомогильник (сибиреязвенное захоронение), год падежа
(захоронения) животного – 1983, способ утилизации – сжигание, зольный остаток.
Решениями Радищевского районного
суда Ульяновской области от 08.05.2008 на МО «Калиновское сельское поселение»
возложена обязанность принять меры к постановке на регистрационный учет
бесхозяйное имущество – скотомогильники (сибиреязвенное захоронение),
расположенные в 3 км
от с.Паньшино Радищевского района Ульяновской области, в 2,5 км от с.Рябина
Радищевского района Ульяновской области, возложена обязанность привести
указанные скотомогильники в соответствии с требованиями «ветеринарно-санитарных
правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 04.12.1995 № 13-7-2/469.
За МУ Калиновское сельское
поселение Радищевского района Ульяновской области было зарегистрировано право
собственности на сибиреязвенные захоронения, назначение: сибиреязвенные
захоронения площадью 38,3 кв.м в 570 метрах западнее с.
Паньшино, в 550 метрах южнее д.7 по ул. Лесная ст. Рябина. Указанные объекты
недвижимости сняты с кадастрового учета 19 и 20 января 2021 года соответственно.
Постановка на регистрационный учет
скотомогильника (сибиреязвенного захоронения) в с.Усть-Кулатка
Старокулаткинского района Ульяновской области не производилась.
По информации ФКУЗ «Ставропольский противочумный институт»
Роспотребнадзора захоронения зольного остатка, оставшегося от
сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы, относятся к почвенным
очагам сибирской язвы, как и все места захоронения трупов животных, павших от
сибирской язвы, в соответствии с пунктом 2.8.4 санитарно-эпидемиологических
правил СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы». Захоронения зольного
остатка, оставшегося от сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы,
могут представлять эпизоотическую и/или эпидемическую опасность, так как при
отклонении от правил сжигания трупов в зольном остатке могут сохраняться
жизнеспособные споры возбудителя сибирской язвы, что подтверждается случаями
выделения жизнеспособного возбудителя из зольного остатка. Лабораторное
подтверждение отсутствия сибиреязвенного микроба в почве захоронения не может
достоверно свидетельствовать о безопасности подобного захоронения, так как
отбор проб почвы по существующим схемам не может гарантировать, что в пробы
попали все возможные области локализации спор в почве захоронения. Прекращение
осуществления в отношении зольного захоронения, оставшегося после сжигания
трупа животного, павшего от сибирской язвы, мероприятий, предусмотренные
пунктом 7.1 санитарно-эпидемиологических правил
СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы»,
влечет ухудшение безопасных и благоприятных условий жизнедеятельности человека,
ухудшение санитарии эпидемиологической обстановки в области.
Распоряжением руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской
области Пелевиной Н.И. № 776-р от 20.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых
скотомогильников на территории Инзенского, Николаевского, Кузоватовского,
Карсунского, Радищевского, Старокулаткинского, Сурского, Цильнинского районов
Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» принято
решение о ликвидации, в том числе скотомогильников, расположенных в ст.Рябина
и Паньшино Радищевского района
Ульяновской области, в с.Усть-Кулатка Старокулаткинского района Ульяновской
области.
Распоряжение исполнено реально.
31.01.2020 заместителем природоохранного прокурора руководителю
Агентства ветеринарии Ульяновской области был внесен протест №07-33-2020 на указанное
распоряжение, по результатам рассмотрения которого он был отклонен.
Принимая решение по делу, суд пришел к выводу о том, что
ликвидация скотомогильников, расположенных в ст. Рябина и Паньшино Радищевского района Ульяновской
области, в с.Усть-Кулатка Старокулаткинского района Ульяновской области,
противоречит требованиям Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10.
Профилактика сибирской язвы», утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.05.2010 №56,
Федеральному закону от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», нарушает гарантированные Конституцией Российской
Федерации и федеральными законами права и законные интересы неопределенного
круга лиц в области охраны окружающей среды, обеспечения безопасности населения
и сельскохозяйственных животных при обращении с биологическими отходами и
устранение негативного воздействия биологических отходов на окружающую среду,
создает угрозу распространению сибирской язвы, возникновения чрезвычайной
ситуации.
Также суд пришел к выводу о том, что 3-хмесячный срок для
обращения в суд с настоящим иском был пропущен прокурором по уважительной
причине (в связи с проведением проверочных мероприятий), и восстановил его.
С данными выводами районного суда судебная коллегия соглашается.
Так, в соответствии со ст.ст.1, 8 Федерального закона от
30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения —
состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует
вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные
условия его жизнедеятельности; инфекционные заболевания — инфекционные
заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено
воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей
инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего
человека, животного к здоровому человеку.
Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой
не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п.2.1 Санитарных правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика
сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
13.05.2010 № 56 сибирская язва (Anthrax)
представляет собой острую зоонозную особо опасную бактериальную инфекционную
болезнь, возбудитель которой относится ко II-й группе патогенности. Болезнь у
человека чаще всего протекает в кожной форме, в отдельных случаях осложняется
сибиреязвенным сепсисом; может развиться генерализованная инфекция,
проявляющаяся в легочной и кишечной формах.
Основными источниками возбудителя сибирской язвы для человека являются
сельскохозяйственные животные (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, верблюды,
свиньи), больные сибирской язвой. Резервуаром возбудителя сибирской язвы служит
почва и другие объекты окружающей среды, содержащие возбудителя в споровых и
вегетативных формах (п.2.3 СП 3.1.7.2629-10).
Почвенными очагами сибирской язвы считаются места захоронения трупов
животных, павших от сибирской язвы (например — скотомогильники, биотермические
ямы, «моровые поля») (п.2.8.4 СП 3.1.7.2629-10).
Обеспечение
санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных
условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и
благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно п.2 ст.2
которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду
с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством
которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их
последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое
регулирование (ст.6 названного Федерального закона).
Согласно постановлению правительства Ульяновской области от 17.07.2013
№ 302-П «Об утверждении порядка ликвидации неиспользуемых, запрещенных к
эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области»,
принятому во исполнение Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-I «О ветеринарии»,
Федерального закона
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 3, 26.3
Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации», действовавшему на дату принятия
оспариваемого распоряжения Агентства ветеринарии Ульяновской области и на дату
принятия решения суда по настоящему административному делу, земляные
скотомогильники и биотермические ямы, в которые захоранивались трупы животных,
павших от сибирской язвы, (сибиреязвенные скотомогильники) не подлежат
ликвидации независимо от сроков давности.
В силу приведенных норм права у административного ответчика Агентства
ветеринарии по Ульяновской области отсутствовали основания для принятия
распоряжения от №776-р от 20.12.2019 о ликвидации неиспользуемых скотомогильников,
расположенных в ст. Рябина и Паньшино
Радищевского района Ульяновской области, в с.Усть-Кулатка Старокулаткинского
района Ульяновской области.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не приняты во внимание
нормы санитарного законодательства, в соответствии с которыми животные, павшие
от сибирской язвы, подлежали захоронению только путем сжигания, в спорном
скотомогильнике захоронена зола сожженных животных, которая не представляет
опасности, ликвидированные места захоронений не являются сибиреязвенными
скотомогильниками, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они
противоречат материалам дела и приведенным нормам права.
Факт захоронения в скотомогильниках трупов животных, павших от
сибирской язвы, установлен ветеринарными карточками, представленными в
материалы дела. Ссылка Агентства ветеринарии Ульяновской области на то, что в
соответствии с требованиями санитарного законодательства захоронение животных,
павших от сибирской язвы, производилось путем сжигания, не свидетельствует о
наличии оснований для ликвидации спорного сибиреязвенного скотомогильника,
поскольку в соответствии с п.2.8.4 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской
язвы. Санитарно-эпидемиологические правила» захоронения зольных остатков павших
от сибирской язвы животных считаются сибиреязвенными захоронениями, являются
почвенными очагами сибирской язвы, представляющими
эпизоотолого-эпидемиологическую опасность, и не подлежат ликвидации вне
зависимости от срока давности формирования захоронения.
При отклонении от правил сжигания трупов в зольном остатке могут
сохраняться жизнеспособные споры возбудителя сибирской язвы.
Лабораторные исследования, по результатам которых установлено
отсутствие сибиреязвенного микроба в почве захоронений, не может
свидетельствовать о безопасности захоронений в силу приведенных выше норм
права, кроме того отсутствуют основания считать, что пробы взяты во всех
возможных местах локализации спор.
Прекращение осуществления в отношении зольного захоронения, оставшегося
после сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы, мероприятий,
предусмотренных п.7.1 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы.
Санитарно-эпидемиологические правила», влечет ухудшение
санитарно-эпидемиологической обстановки и как следствие ухудшение безопасных
условий жизнедеятельности человека.
Ссылка в жалобах на то, что в настоящее время не предусмотрено ведение
ветеринарно-санитарных карточек на скотомогильники, не опровергает
установленные судом обстоятельства и выводы суда о том, что спорные захоронения
являются сибиреязвенными и не подлежали ликвидации.
Несогласие Агентства ветеринарии по Ульяновской области с решением суда
о возложении на него обязанности по обеспечению безопасности скотомогильников и
их ограждению не свидетельствует о необоснованности решения в данной части.
В соответствии с п.5.5 Методических
рекомендаций МР 3.1.0232-21 «Определение эпидемиологической опасности почвенных
очагов сибирской язвы», утвержденных Федеральной службой по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека 01.03.2021, организация и
порядок установления эпидемиологической опасности почвенных очагов сибирской
язвы в целях предупреждения осложнения ситуации, предусматривает следующие
условия содержания почвенных очагов сибирской язвы: обустройство в виде
ограничения доступа на территорию объекта, размещение на ограждении земельного
участка специальных опознавательных знаков.
Согласно
п.1.1 Положения об Агентстве ветеринарии Ульяновской области, утвержденного
постановлением Правительства Ульяновской области от 19.01.2017 № 1/19-П Агентство ветеринарии Ульяновской
области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской
области, осуществляющим задачи в области ветеринарии и уполномоченным от имени
Ульяновской области в порядке и пределах, определенных законодательством
Российской Федерации и законодательством Ульяновской области, осуществляющим
полномочия собственника имущества областных государственных бюджетных
учреждений ветеринарии, являющихся организациями, входящими в систему
государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
Агентство
организует ликвидацию скотомогильников в соответствии с постановлением
Правительства Ульяновской области от 17.07.2013 №302-П «Об утверждении Порядка
ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых
скотомогильников на территории Ульяновской области», реализует полномочия по
защите населения Ульяновской области от болезней, общих для человека и
животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению
Российской Федерации. Реализует в процессе осуществления деятельности,
связанной с профилактикой и борьбой с заразными болезнями животных, в том числе
общими для человека и животных, проведением ветеринарно-санитарных мероприятий,
а также с обеспечением биологической безопасности продукции животного и
растительного происхождения, мероприятия, направленные на выявление и оценку
рисков, управление ими (п.п. 2.5, 2.6,
2.25 Положения об Агентстве).
В соответствии с ч.ч.2 и 3 ст.227 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации в
случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия
(бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо
решений, совершения каких-либо действий, суд указывает в решении на
необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного
действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений
прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку требования административного истца о признании незаконным и
отмене распоряжения Агентства ветеринарии по Ульяновской области от 20.12.2019
№ 776-р о
ликвидации неиспользуемых скотомогильников удовлетворены, суд обоснованно
возложил на данного административного ответчика обязанность по обеспечению их
безопасности.
Вопреки доводам апелляционной
жалобы у суда первой инстанции имелись основания для восстановления
прокурору срока на подачу настоящего административного иска.
Как видно из материалов дела, прокурором принимались досудебные меры,
направленные на отмену оспариваемого распоряжения: внесен протест. Впоследствии
прокурор обращался с административным иском о признании незаконным данного
распоряжения в Ленинский районный суд г.Ульяновска, обжаловал в апелляционном
порядке определение суда о возвращении административного иска.
Более того, обращение прокурора в суд направлено на защиту прав и
законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Выявленное прокурором нарушение санитарно-экологического законодательства и,
соответственно нарушение прав неопределенного круга лиц, носит длящийся
характер, создает возможную угрозу распространения эпидемии в будущем.
Довод апелляционной
жалобы о том, что прокурор не представил суду доказательств нарушения прав
неопределенного круга лиц исходящей от объектов биологической опасностью
опровергается материалами дела. Лабораторные исследования, по результатам
которых установлено отсутствие сибиреязвенного возбудителя в почве захоронений
не может свидетельствовать о полной безопасности захоронений, поскольку
отсутствуют основания считать, что пробы взяты во всех возможных местах
локализации возбудителя сибирской язвы.
Принятие закона, которым изменяется порядок ликвидации неиспользуемых
скотомогильников, не может служить основанием для отмены решения суда в части
признания незаконным и отмены оспариваемого распоряжения Агентства ветеринарии
по Ульяновской области, поскольку, как указано выше, распоряжение и действия по
ликвидации скотомогильника были приняты в нарушение действовавшего правового
регулирования, запрещающего ликвидацию сибиреязвенных скотомогильников и
биотермических ям независимо от сроков давности захоронений.
Вопреки доводам,
содержащимся в апелляционной жалобе факт
захоронения в скотомогильниках трупов животных, павших от сибирской язвы,
установлен ветеринарными карточками.
Доводы Агентства
ветеринарии по Ульяновской области о
том, что захоронение животных, павших от сибирской язвы, производилось путем
сжигания, не свидетельствует о наличии оснований для ликвидации сибиреязвенных
скотомогильников, поскольку захоронения зольных остатков павших от сибирской
язвы животных считаются сибиреязвенными захоронениями, являются почвенными
очагами сибирской язвы, представляющими эпизоотолого-эпидемиологическую
опасность и не подлежат ликвидации вне зависимости от срока давности
формирования захоронения. При отклонении от установленных правил сжигания
трупов животных в зольном остатке могут сохраняться жизнеспособные споры
возбудителя сибирской язвы.
Кроме того, согласно
пункту 3.9 Методических рекомендаций МР 3.1.0232-21.
Профилактика инфекционных болезней. Определение эпидемиологической опасности
почвенных очагов сибирской язвы, утвержденных Роспотребнадзором 01.03.2021,
выделяют следующие способы захоронений трупов и останков животных, павших от
сибирской язвы:
неорганизованные
сибиреязвенные захоронения (далее — СЯЗ) (стихийные захоронения, в т.ч.
зарывание в почву без сожжения);
организованные СЯЗ
(старые скотомогильники с захоронением в земляных ямах, скотомогильники с
захоронением зольных останков без информации о способе сожжения,
скотомогильники с захоронением в яме после сожжения в крематории/печи,
биотермические ямы).
По способам
захоронений максимальную потенциальную опасность представляют собой «моровые
поля», неорганизованные СЯЗ, в том числе вновь выявленные и произведенные без
участия ветеринарных специалистов. Средняя опасность характерна для СЯЗ,
организованных в 1950 — 1995 гг., а также земляных ям с захоронением зольных
останков сожженных животных. Минимальную опасность представляют биотермические
ямы (ямы Беккари).
Таким образом,
названные Методические рекомендации рассматривают скотомогильники с
захоронением зольных останков без информации о способе сожжения как имеющие
среднюю опасность, что подтверждает правильность выводов судов.
Указания в
апелляционной жалобе на то, что координаты скотомогильников не определены на
местности, что будет препятствовать исполнению решения суда, не опровергают
выводов судов о том, что спорные захоронения являются сибиреязвенными и не
подлежали ликвидации, а также не свидетельствует о законности оспариваемого
распоряжения Агентства.
Административными
ответчиками проводились мероприятия по отбору проб почвы с территорий
скотомогильников, что указывает на их осведомленность о местах нахождения
спорных сибиреязвенных захоронений. Кроме того, описание местоположения
скотомогильников содержится в ветеринарно-санитарных карточках. При наличии
каких-либо препятствий к исполнению решения суда в указанной части, они могут
быть устранены посредством обращения за разъяснением решения суда.
Поскольку решение Радищевского районного суда
Ульяновской области от 13.04.2021
было отменено 10.12.2021 по заявлению Агентства ветеринарии по
Ульяновской области о пересмотре решения суда по новым обстоятельствам, у суда
не имелось оснований для отказа в принятии административного иска.
Доводы апелляционной
жалобы о том, что судами неправомерно отклонено ходатайство о назначении
по административному делу судебной
экспертизы, основанием для отмены решения не являются, поскольку назначение
по делу судебной экспертизы в силу положений
ст.77
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является
правом, а не обязанностью суда.
Судом
верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен
материальный закон, регулирующий спорные правоотношения. Оснований для отмены
решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309 – 310 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 1
февраля 2022 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу Агентства ветеринарии Ульяновской области – без
удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 22.04.2022
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |