Безопасность Об отказе предоставления отсрочки исполнения решения

Об отказе предоставления отсрочки исполнения решения

7

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0002-01-2023-002462-12

Судья Щеголева
О.Н.                                                                        
Дело № 33а-1090/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                          18
марта 2025 года

 

Судья Ульяновского
областного суда Бахарева Н.Н., рассмотрев частную
жалобу администрации города Ульяновска на определение Засвияжского районного
суда г. Ульяновска от 12 ноября 2024 года об отказе в предоставлении отсрочки
исполнения решения суда по делу № 2а-2288/2023,

 

установила:

 

администрация г.
Ульяновска обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения.

Заявление
мотивировано тем, что Засвияжским районным судом г. Ульяновска вынесено решение
от 24 мая 2023 года по делу № 2а-2288/2023 о возложении обязанности на
администрацию г. Ульяновска оборудовать контейнерные площадки для сбора твердых
коммунальных отходов, расположенные в *** твердым (асфальтовое, бетонное)
покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также
ограждением с трех сторон высотой не менее 1 м, обеспечивающим предупреждение
распространения  отходов за пределы контейнерных
площадок.

*** года СОСП по
Ульяновской области ГМУ ФССП России в отношении администрации г.
Ульяновска  возбуждено исполнительное
производство № ***. Решение суда не было исполнено в силу недостаточности
бюджетных средств и иных объективных причин.

В соответствии со
статьей 36 Устава муниципального образования «Город Ульяновск», утвержденного
решением Ульяновской Городской Думы от 23 сентября 2014 года № 119,
администрация г. Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом
муниципального образования «Город Ульяновск» и наделяется настоящим Уставом
полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочиями для
осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного
самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области.

Согласно подпункту 4
муниципальной программы «Благоустройство муниципального образования «город
Ульяновск», утвержденной постановлением администрации г. Ульяновска от 28
декабря 2023 года № 1726, с 2021 по 2023 год вывезено 251 865 куб. м  отходов в результате ликвидации последствий
чрезвычайных событий, ликвидации несанкционированных свалок, благоустроено
(оборудовано)   167 контейнерных площадок
(в том числе для раздельного сбора ТКО), из которых     4 площадки обустроены в рамках участия в
Государственной программе Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального
хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области».

В первую очередь в
муниципальные контракты включаются контейнерные площадки, подлежащие оборудованию
по предыдущим решениям судов, вступившим в законную силу.

В соответствии с
Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд» требуется проведение установленной процедуры закупок, в том
числе: подготовка технического задания, формирование и подача заявок,
проведение торгов, заключение муниципального контракта, на которую необходимо
время в течение 3-4 месяцев, после выделения денежных средств из бюджета
муниципального образования «город Ульяновск».

Таким образом,
администрация г. Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом
местного самоуправления, денежные средства которого имеют целевой характер,
используются в соответствии с местным бюджетом, утверждаемым Ульяновской
Городской Думой.

Заявитель не вправе
производить перераспределение финансовых средств из других статей бюджета,
имеющих иное целевое назначение. Дефицит средств бюджета лишает администрацию
г. Ульяновска одновременно исполнить все решения судов, выполнить работы,
связанные с оборудование (обустройством) контейнерных площадок на территории
города.

В целях исполнения
решений судов были направлены обращения в Ульяновскую Городскую Думу о
выделении финансирования от 4 апреля 2023 года, от 6 июля 2023 года, на которые
было сообщено, что указанным вопросам уделяется первоочередное внимание с
учетом складывающейся социально-экономической, противоэпидемической обстановки
и иных объективных факторов, вопросы финансирования в необходимом объеме
бюджетных обязательств муниципалитета по исполнению решений судов, оплате
штрафов и исполнительского сбора, стоят на контроле Комитета по бюджету и
налогам Ульяновской Городской Думы.

Также направлены
обращения Губернатору Ульяновской области о выделении финансирования от 4
апреля 2023 года и от 7 июля 2023 года. Таким образом, администрацией г.
Ульяновска предпринимаются меры для решения вопроса по выделению финансирования
по оборудованию (обустройству) контейнерных площадок в целях исполнения решения
судов.

В настоящее время в
отношении администрации г. Ульяновска возбуждено       23 исполнительных производства по
требованиям об обязании оборудовать контейнерные площадки, часть из которых
частично исполнены, а в полном объеме планируется их исполнить в 2024-2025
годы.

Решением Ульяновской
Городской Думы от  6 декабря 2023 года №
187 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на
2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» в бюджете муниципального образования
«город Ульяновск» на 2024 год на оборудование контейнерных площадок
предусмотрены бюджетные ассигнования на сумму более 20 млн. руб.

На основании
изложенного, администрация г. Ульяновска просила предоставить отсрочку
исполнения решения суда от 24 мая 2023 года на срок до         31 августа 2025 года.

Определением Засвияжского районного суда г.
Ульяновска от 12 ноября 2024  года
указанное заявление оставлено без удовлетворения.

В частной жалобе администрация г. Ульяновска
не соглашается с определением суда, просит заявление о предоставлении отсрочки
удовлетворить, приводя доводы аналогичные изложенным в заявлении.

В соответствии с
частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации частная жалоба рассматривается судьей суда апелляционной инстанции
единолично без извещения лиц, участвующих в деле, и без проведения судебного
заседания.

Проверив материалы
дела, изучив доводы частной жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований
для отмены определения суда первой инстанции.

В соответствии с частью 1
статьи 189
Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями
лиц, участвующих в деле, судебного         
пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или
других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда,
изменить способ и порядок его исполнения.

Кодекс административного
судопроизводства Российской Федерации не содержит исчерпывающий перечень
оснований для отсрочки исполнения решения суда, а лишь устанавливает критерии
для их определения — обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта,
наличие или отсутствие которых суду следует устанавливать в каждом конкретном
случае на основании представленных доказательств, учитывая обстоятельства дела
и интересы сторон.

Согласно части 1
статьи 358
Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта,
суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или
судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение
судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Как видно из материалов дела, решением Засвияжского районного суда             
г. Ульяновска  от 24 мая 2023
года   на администрацию г. Ульяновска
возложена обязанность оборудовать контейнерные площадки для сбора твердых
коммунальных отходов, расположенные в *** твердым (асфальтовое, бетонное)
покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также
ограждением с трех сторон высотой не менее 1 м, обеспечивающим предупреждение
распространения отходов за пределы контейнерных площадок, в соответствии с
требованиями пункта 3 СанПиН               2.1.3684-21
Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и
сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению,
атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных,
общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий» и пункта 4.4 Порядка накопления (в том числе
раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской
области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 3
марта 2017 года № 91-П (л.д. 35-40).

*** года судебным
приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств
УФССП России по Ульяновской области в отношении 
администрации г. Ульяновска 
возбуждено исполнительное производство № ***. Требования исполнительного
документа должником не исполнены (л.д. 58-59).

Отказывая администрации г. Ульяновска
в предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд первой инстанции
указал, что заявитель не представил доказательства наличия обстоятельств,
носящих объективный характер и свидетельствующих об уважительности причин
неисполнения решения суда в установленный срок или крайней затруднительности
его исполнения.

С данным выводом
суда первой инстанции суд апелляционной 
инстанции  соглашается.

Из разъяснений,
содержащихся в пункте 25
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015
года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых
вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», следует, что
основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения
исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд
обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в
установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом
конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к
которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение
должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения
решения суда по истечении срока отсрочки.

При предоставлении
отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных
интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения
решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал
существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в
том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Несмотря на то, что
отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем
обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет
реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя,
часто — на неопределенный срок.

Таким образом,
основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно
исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению
исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен
оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в
силу Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа
справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления
должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем,
чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и
должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать
требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных
прав участников исполнительного производства.

Предоставление
отсрочки или рассрочки исполнения решения при наличии соответствующих
обстоятельств является правом, но не обязанностью суда.

Вопреки доводам
частной жалобы, заявителем не представлены доказательства, подтверждающие
наличие исключительных, неустранимых обстоятельств, препятствующих исполнению
судебного акта.

Решение Засвияжского
районного суда г. Ульяновска  от 24 мая
2023 года   до настоящего времени  не исполнено. При этом заявителем каких-либо
мер, направленных на реальное исполнение судебного решения, не принято ни на
дату обращения с заявлением об отсрочке, ни на дату рассмотрения настоящей
частной жалобы.

Доводы заявителя, в том числе относительно
недостаточного финансирования, не опровергают выводы суда об отсутствии
оснований для отсрочки исполнения решения суда.

Кроме того, следует учитывать, что длительное
неисполнение решения суда нарушает права неопределенного круга лиц на
обеспечение, в том числе, благоприятной среды жизнедеятельности.

Нарушений норм
материального и процессуального права при решении вопроса об отсрочке
исполнения судебного решения, влекущих отмену судебного постановления, судом
первой инстанции допущено не было.

При таких
обстоятельствах оснований для отмены определения  не имеется.

Руководствуясь
статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судья

определила:

 

определение
Засвияжского районного суда города Ульяновска от 12 ноября 2024 года оставить
без изменения, частную жалобу администрации города Ульяновска – без
удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.

 

Судья

 

 

Об отказе предоставления отсрочки исполнения решения

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Об отказе предоставления отсрочки исполнения решения»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here