УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
73RS0024-02-2021-001660-06
Судья Шапарева Н.А.
Дело № 33а-1720/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 26
апреля 2022 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой З.А.
и Васильевой Е.В.,
при секретаре
Насыбулловой Э.Ф.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №2
УФСИН России по Ульяновской области» на решение Ульяновского
районного суда Ульяновской области от 13 января 2022 года, с учетом определения
того же суда об исправлении описки от 28 февраля 2022 года, по делу
№2а-2-59/2022, по которому постановлено:
Административное
исковое заявление
прокурора Ульяновской прокуратуры по надзору
за соблюдением законов
в исправительных учреждениях области
в защиту прав
и законных интересов
неопределенного круга лиц
к Федеральному казенному
учреждению «Исправительная колония №2 УФСИН России по Ульяновской области»,
Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области о
возложении обязанности устранить
нарушения норм действующего законодательства в
сфере материально-бытового обеспечения,
удовлетворить.
Обязать Федеральное
казенное учреждение «Исправительная колония
№2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» в
течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить
нарушения в сфере материально-бытового
обеспечения, а также безопасности работников и иных лиц, а именно:
произвести ремонт в
общежитиях отрядов №№ 2.1, 2.2, 3.2, 4.1, 4.2, 5.1, 5.2, 9, 10.1 и 10.2
(комната отдыха отряда № 2.1, лестничный марш и камера хранения личных вещей
повседневного пользования отряда № 2.2, лестничный марш отряда №3.2, комнаты
для умывания отрядов №№ 4.1 и 4.2, комната для умывания и коридор жилой зоны
отряда №5.1, комната быта отряда № 5.2, душевая комната отряда № 9, лестничный
марш, комната для умывания и санузел, спальное помещение, комната для хранения
продуктов питания и приема пищи отряда №10.1, комната для хранения продуктов
питания и приема пищи и спальное помещение отряда № 10.2);
произвести ремонт в
камерах штрафного изолятора №№ 2, 4, 5, 14 и коридоре штрафного изолятора;
произвести ремонт в
помещении для раздевания банно-прачечного комплекса;
произвести ремонт в
кладовой комнате магазина;
произвести ремонт в
душевой комнате, сушилке, горячем цехе, обеденном зале и посудомоечном цехе
здания столовой;
произвести ремонт в
помещениях швейного участка и участка №1 производственного цеха №1 промышленной
зоны;
произвести замену
оконных блоков в общежитии отряда №2.2;
обеспечить исправное
состояние средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (системы
пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при
пожаре), смонтированных в помещениях отрядов №№ 2, 3, 5, 9, 10, а также
работоспособность прибора приемно-контрольный пожарный «Орион-Про», расположенного в дежурной
части;
обеспечить наличие планов эвакуации в общежитиях отрядов
№№ 2.1, 2.2, 4.2, 5.1, 10.1, 10.2, а также знаков пожарной безопасности «Выход»
в спальном помещении отрядов №№ 4.1, 4.2, 5.2;
обеспечить
функционирование подсветки знака пожарной безопасности «Выход», а также
работоспособность кнопки пожарной сигнализации в помещении моечной столовой.
Обязать Федеральное
казенное учреждение «Исправительная колония
№2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» в
течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу
обеспечить запас вещевого обеспечения для осужденных, отбывающих наказание в
учреждении, согласно приказу Минюста России от 03.11.2013 № 216 «Об
утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц,
содержащихся в следственных изоляторах», а именно: головных уборов зимних
(размеры 58, 60, 62), головных уборов летних (размеры 54, 58, 60, 62), курток
утепленных (размеры 58, 60), костюмов (размеры 48, 50, 52, 58), сорочек верхних
(размеры 48, 54, 56, 58), свитеров трикотажных (всех размеров), белья
нательного (48, 54, 56, 58), белья нательного теплого (всех размеров), маек
(всех размеров), трусов (размеры 52, 54, 56), носков хлопчатобумажных (всех
размеров), носков полушерстяных (размеры 40, 42, 46), брюк утепленных (всех
размеров), ботинок комбинированных (размеры 40, 41, 46), сапог мужских
комбинированных зимних (всех размеров), полуботинок летних (размеры 40, 41, 42,
43, 44, 45, 46), пантолетов литьевых (размеры 45, 46), матрацев в количестве
100 шт. и наволочек подушечных верхних в количестве 100 шт.
В случае
недостаточности либо отсутствии
денежных средств у
Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления
Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» для проведения
вышеуказанных работ обязать
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области
обеспечить выполнение мероприятий в целях устранения указанных нарушений путем
доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств).
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., пояснения представителя ФКУ ИК-2 УФСИН России по
Ульяновской области – Тремасовой С.К., поддержавшей доводы апелляционной
жалобы, возражения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда не
подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Ульяновская
прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях
области в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с административным иском к ФКУ «Исправительная
колония №2 УФСИН России по Ульяновской области», УФСИН России по Ульяновской
области о понуждении к устранению нарушений в сфере материально-бытового
обеспечения.
Требования
мотивированы тем, что проведенной Ульяновской прокуратурой по надзору за
соблюдением законов в исправительных учреждениях области проверкой совместно с
прокуратурой Ульяновской области в мае, июле, августе, сентябре и октябре 2021
года выявлены нарушения требований УИК РФ и иных законов в ФКУ ИК-2 УФСИН
России по Ульяновской области.
В частности, не было обеспечено исправное состояние средств обеспечения
пожарной безопасности и пожаротушения (системы пожарной сигнализации и системы
оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре). Нормы санитарного законодательства в
ИК-2 не соблюдались, деятельность по развитию материальной базы должным образом
не осуществлялась. В ряде помещений требовался ремонт: замена оконных блоков,
оборудование напольного покрытия; в комнатах для умывания и в спальной секции
имелись многочисленные подтеки и отслоения штукатурки на стенах и потолках, наличие
грибка и плесени. На стенах и потолках в душевой комнате, сушилке, горячем
цехе, обеденном зале и посудомоечном цехе здания столовой имелись
многочисленные трещины и отслоения штукатурки. Помимо этого на стенах в
обеденном зале столовой имелись участки с отслоением керамической плитки.
Материально-бытовое обеспечение осужденных также не соответствовало
предъявляемым требованиям. На момент проверки на вещевом складе учреждения не
имелось всего необходимого размерного ряда полуботинок летних, головных уборов
летних, костюмов, свитеров трикотажных (всех размеров), белья нательного, белья
нательного теплого (всех размеров), маек (всех размеров), трусов, носков
хлопчатобумажных (всех размеров), носков полушерстяных, брюк утепленных (всех
размеров), матрацев и других.
Подробно все
выявленные нарушения перечислены в административном исковом заявлении.
В этой связи 10.06.2021 и 28.09.2021 прокуратурой области начальнику
УФСИН России по Ульяновской области, а 23.07.2021, 27.08.2021 и 15.10.2021
Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных
учреждениях области начальнику ИК-2 вносились представления, по результатам
рассмотрения которых сообщалось об устранении выявленных нарушений
законодательства и привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной
ответственности.
Контрольная проверка
с выездом в исправительное учреждение показала, что требования прокуратуры в
полном объеме не исполнены, администрацией ИК-2 длительное время не принимаются
меры к устранению ранее выявленных прокуратурой нарушений в сфере
материально-бытовых условий осужденных и обеспечения их вещевым довольствием,
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также пожарной
безопасности, в результате чего имеется реальная угроза причинения вреда жизни
и здоровью осужденных, сотрудников уголовно-исполнительной системы и граждан,
посещающих учреждение.
Уточнив в ходе
судебного разбирательства исковые требования, прокурор просил обязать ФКУ «Исправительная колония №2 УФСИН
России по Ульяновской области» в течение 6 (шести) месяцев со дня
вступления решения в законную силу устранить нарушения в части надлежащего
материально-бытового обеспечения, а также безопасности работников и иных лиц. Обязать
ФКУ «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения
наказаний по Ульяновской области» в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления
решения суда в законную силу обеспечить запас вещевого обеспечения для
осужденных, отбывающих наказание в учреждении, согласно приказу Минюста России
от 03.11.2013 №216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к
лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах». Обязать УФСИН
России по Ульяновской области обеспечить выполнение мероприятий в целях
устранения указанных нарушений путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов
бюджетных обязательств).
К участию в
деле в качестве
соответчика привлечено Управление Федеральной
службы исполнения наказаний по Ульяновской
области.
Рассмотрев заявленные требования
по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области не
соглашается с решением суда, считает его незаконным и необоснованным, не
соответствующим обстоятельствам дела. Просит принять по делу новое
решение, которым отказать прокурору в удовлетворении административного иска.
В
обоснование доводов жалобы указывает на то, что ФКУ ИК-2 является казенным учреждением, финансируемым за счет средств
федерального бюджета. Денежные средства выделяются в пределах суммы необходимых
затрат на основании соответствующей заявки в УФСИН России по Ульяновской области.
Без соответствующего финансирования исполнить решение суда не представляется
возможным. Сроки исполнения решения суда необходимо исчислять с момента
доведения лимитов бюджетных обязательств, а не с даты вступления решения суда в
законную силу. Установленный судом 6-месячный срок для исполнения решения.
Обращает внимание на то, что учредителем ФКУ ИК-2 является Российская
Федерация, а полномочия собственника осуществляет ФСИН России.
В
возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ульяновской прокуратуры по надзору
за соблюдением законов
в исправительных учреждениях области просит решение суда оставить
без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель УФСИН России по Ульяновской области
в судебное заседание апелляционной инстанции не
явился, извещен надлежащим образом о рассмотрении дела.
Судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, согласно ст.150, ст.306
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее,
судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
По делу установлено, что ФКУ ИК-2 УФСИН
России по Ульяновской области является учреждением уголовно-исправительной
системы, учредителем является Российская Федерация, полномочия собственника в
отношении федерального имущества, переданного Учреждению на праве оперативного
управления, осуществляет ФСИН России. Учреждение является участником бюджетного
процесса — получателем бюджетных средств.
В соответствии со ст. 38 Закона РФ №5473-1
«Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения
свободы», ст.21 УИК РФ и Положением об управлении Федеральной службы исполнения
наказания по Ульяновской области, утвержденным приказом ФСИН России от
11.06.2015 №518, контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, и
следственных изоляторов возложен на федеральный и территориальный органы
уголовно-исполнительной системы.
Положениями ст.5.12 Устава ФКУ ИК-2 УФСИН
России по Ульяновской области предусмотрено, что при недостаточности у
Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН
России и УФСИН России по Ульяновской области.
В соответствии с положениями названного
Устава, ч.1 ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее по тексту УИК РФ),
при исполнении наказаний осужденным обеспечивается законность применения
средств их исправления, правовая защита и личная безопасность; гарантируются
права и свободы граждан Российской Федерации, закрепленные в Конституции
Российской Федерации. Обязанностью учреждения, исполняющего наказание в виде
лишения свободы, является реализация права осужденных на охрану их прав и
свобод, личную безопасность, где они отбывают наказание.
Проведенной
Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных
учреждениях области проверкой соблюдения уголовно-исполнительного и иного
законодательства в ФКУ ИК-2 УФСИН России
по Ульяновской области установлено, что в
ФКУ ИК-2 не обеспечено исправное состояние средств обеспечения пожарной
безопасности и пожаротушения (системы пожарной сигнализации и системы оповещения
и управления эвакуацией людей при пожаре), прибор приемно-контрольный пожарный
«Орион-Про» находился в неисправном состоянии. Кроме того,
установлены нарушения норм санитарного законодательства: оконные блоки в отряде
№ 2.2 из-за износа требовали замены. В комнате воспитательной работы с
осужденными отряда № 7.2 отсутствовало напольное покрытие. При входе в жилую
секцию отряда № 5.1 напольное покрытие было повреждено (отколота плитка).
Нуждалось в ремонте и напольное покрытие в отрядах №№ 2.1, 3.2, 4.1, 4.2 и
10.2. Текущего ремонта требовали помещения отрядов №№ 3.2, 4.1, 4.2, 5.1, 5.2,
10.1 и 10.2 (в комнатах для умывания многочисленные подтеки и отслоения
штукатурки на стенах и потолках, наличие грибка и плесени, в спальной секции
отряда № 10.2, на лестничном марше отряда № 4.2 наличие на потолках грибка и
плесени).
Материально-бытовое
обеспечение осужденных также не соответствовало предъявляемым требованиям. На
момент проверки на вещевом складе учреждения не имелось полуботинок летних
(размеры 39, 43-45), головных уборов летних (размеры 58, 60), костюмов (размеры
48, 50, 52, 58, 60), свитеров (размеры 48-54), в связи с чем не исполнялись
требования ч. 4 ст. 82 УИК РФ. Проведенная в августе 2021 года проверка
показала, что на стенах и потолках в душевой комнате, сушилке, горячем цехе,
обеденном зале и посудомоечном цехе здания столовой имелись многочисленные
трещины и отслоения штукатурки. Помимо этого на стенах в обеденном зале
столовой имелись участки с отслоением керамической плитки. Планы эвакуации в
общежитиях отрядов №№ 2.1, 2.2, 4.2, 5.1, 10.1, 10.2, а также знаки пожарной
безопасности «Выход» в спальном помещении отрядов №№ 4.1, 4.2, 5.2
отсутствовали. Подсветка знака пожарной безопасности «Выход», а также кнопка
пожарной сигнализации, расположенные в помещении моечной кухонной и столовой
посуды столовой, находились в неисправном состоянии. Установлено наличие множественных повреждений
линолеума, подтеков и отслоений штукатурки на стенах и потолках, а также грибка
и плесени в общежитиях отрядов №№ 2.1, 2.2, 3.2, 4.1, 4.2, 5.1, 5.2, 10.1 и
10.2 (комната отдыха отряда №2.1, лестничный марш и камера хранения личных
вещей повседневного пользования отряда № 2.2, лестничный марш отряда № 3.2,
комнаты для умывания отрядов №№ 4.1 и 4.2, комната для умывания и коридор жилой
зоны отряда № 5.1, комната быта отряда № 5.2, лестничный марш, комната для
умывания и санузел, спальное помещение, комната для хранения продуктов питания
и приема пищи отряда № 10.1, комната для хранения продуктов питания и приема пищи
и спальное помещение отряда № 10.2), а также в помещении для раздевания
банно-прачечного комплекса, кладовой комнате магазина и в помещении участка № 1
производственного цеха № 1 промышленной зоны ИК-2 необходим ремонт. Оконные
блоки в отряде № 2.2 из-за износа также не заменены.
Материально-бытовое
обеспечение осужденных не соответствовало предъявляемым требованиям. На момент
проверки (20.09.2021) на вещевом складе учреждения не имелось головных уборов
зимних (размеры 58, 60, 62), головных уборов летних (размеры 56, 58, 60, 62),
курток утепленных (размер 58), костюмов (размеры 48, 50, 52), сорочек верхних
(размеры 48, 50, 54, 56), свитеров трикотажных (всех размеров), белья
нательного (50, 52, 54, 56, 58), белья нательного теплого (всех размеров), маек
(всех размеров), трусов (размеры 52, 54, 56), носков хлопчатобумажных (всех
размеров), носков полушерстяных (размеры 42, 43, 45), брюк утепленных (всех
размеров), сапог мужских комбинированных зимних (размеры 43, 44, 45),
полуботинок летних (размеры 40, 41, 42, 43, 44), пантолетов литьевых (размеры
39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46), матрацев.
Проведенная в октябре
2021 г. проверка показала, что в камерах штрафного изолятора №№ 2, 4, 5, 14 и
коридоре штрафного изолятора, в помещениях банно-прачечного комбината, в
душевой отряда № 9, в помещениях столовой и швейного участка повреждено
напольное, настенное и потолочное покрытие, а в отряде № 9 не было обеспечено
исправное состояние систем автоматической пожарной сигнализации.
В этой связи 10.06.2021 и 28.09.2021 прокуратурой области начальнику
УФСИН России по Ульяновской области, а 23.07.2021, 27.08.2021 и 15.10.2021
Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных
учреждениях области начальнику ИК-2 вносились представления, по результатам
рассмотрения которых сообщалось об устранении выявленных нарушений
законодательства и привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной
ответственности.
Очередная
контрольная проверка с выездом в исправительное учреждение показала, что
требования прокуратуры в полном объеме не исполнены, а администрацией ИК-2
длительное время не принимаются меры к устранению ранее выявленных прокуратурой
нарушений в сфере материально-бытовых условий осужденных и обеспечения их
вещевым довольствием, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а
также пожарной безопасности, в результате чего имеется реальная угроза
причинения вреда жизни и здоровью осужденных, сотрудников
уголовно-исполнительной системы и граждан, посещающих учреждение.
Данные обстоятельства
сторонами не оспаривались
в ходе судебного
разбирательства в суде первой инстанции.
По выявленным прокуратурой многочисленным нарушениям
действующего законодательства
Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных
учреждениях области начальнику ФКУ ИК-2 вносились представления об устранении
нарушений уголовно-исполнительного и иного законодательства.
Согласно ответу на представления учреждением в адрес УФСИН России по
Ульяновской области направлялись заявки на выделение денежных средств для
устранения выявленных нарушений, за 2021 год учреждению было выделено 85 000
руб. (бюджет). В то
время как согласно
локально-сметному расчету на
ремонт в отрядах №№2.1, 2.2.,
10.1 и
10.2 требуется
4 800 000 руб. 00 коп.,
на ремонт в
отрядах №№ 3.2, 4.1, 4.2, 5.1, 5.2., 9,
столовой, камерах ШИЗО №2, 4, 5, 14 и
коридоре — 1 800 000
руб. 00 коп.
До настоящего
времени выявленные нарушения в сфере материально-бытового обеспечения
администрацией ИК-2 не устранены ввиду отсутствия финансирования. Объем и виды
необходимых работ сторонами по существу не оспариваются.
Оценив
представленные сторонами доказательства в обоснование своих доводов и
возражений, установив, что представление прокурора об устранении нарушений
требований федерального законодательства ответчиками исполнены не были, суд
первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административный иск
прокурора подлежит удовлетворению.
С данными выводами
судебная коллегия соглашается.
Как верно указано
судом, согласно ст. 10
УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные
интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления,
их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При
исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской
Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным,
уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 9
Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих
уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение
функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее
сотрудникам в соответствии с настоящим Законом
и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии с п.
13 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом
Президента РФ от 13.10.2004 №1314, финансирование расходов на содержание
центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений,
исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и
учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности
уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств,
предусмотренных в федеральном бюджете.
Согласно п.4.3
Устава ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области осуществляет доведение
бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств в отношении учреждения
(л.д.63).
Приказом Минюста
России от 28.09.2001 №276 утверждена Инструкция по технической эксплуатации
зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, согласно
которой ведение систематических наблюдений и технических осмотров состояния
зданий и сооружений, находящихся в оперативном управлении колонии, возложено на
исправительное учреждение.
При этом п.16.2
данного приказа предусмотрено, что распределение средств на ремонт между
учреждениями производит начальник территориального органа
уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с ч.
4 ст. 82 УИК РФ администрация исправительного учреждения обязана обеспечить
осужденных одеждой установленного образца. Форма одежды определяется
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 99
УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные
принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и
климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом,
зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой,
одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).
Вопреки доводам
апелляционной жалобы, отсутствие финансирования не освобождает административных
ответчиков от возложенной на них законом обязанности по материально-бытовому
обеспечению осужденных, обеспечении им надлежащих условий содержания.
Довод заявителя о
недостаточности предоставленного судом срока для исполнения решения основанием
для отмены решения суда не является, а вопрос отсрочки исполнения судебного решения может быть
разрешен судом, принявшим решение, в порядке ст.189 КАС РФ.
При таких обстоятельствах решение суда
является правильным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь
ст.309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Ульяновского
районного суда Ульяновской области от 13 января 2022 года, с учетом определения
того же суда об исправлении описки от 28 февраля 2022 года,
оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного
учреждения исправительная колония №2 УФСИН России по Ульяновской области – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в
законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести
месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по
правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий Судьи
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |