УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2021-009734-42
Судья Бирюкова О.В.
Дело № 33-1256/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 20 апреля 2022
года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Карабанова
А.С., Герасимовой Е.Н.,
при секретаре Воронковой
И.А.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5142/2021 по апелляционной
жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 29 ноября 2021 года, по которому
постановлено:
исковые требования
военного прокурора Ульяновского гарнизона — удовлетворить.
Взыскать с
Федерального государственного казённого учреждения «428 военный госпиталь»
Министерства обороны Российской Федерации в пользу Абрамова Дмитрия Викторовича
стимулирующую выплату по программе «Дорожная карта» за апрель 2020 года в
размере 22 483,95 руб.
Заслушав доклад
судьи Карабанова А.С., пояснения прокурора Прокопчика С.А., возражавшего против
доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Военный прокурор
Ульяновского гарнизона, действуя в интересах Абрамова Д.В., обратился в суд с
иском к Федеральному государственному казённому учреждению 428 военный
госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «428 военный
госпиталь» Минобороны России) о взыскании выплаты стимулирующего характера за
апрель 2020 года в размере 22 483 руб. 95 коп.
Требования
мотивированы тем, что 01.01.2015 между филиалом № 4 ФГКУ «428 военный
госпиталь» Минобороны России и Абрамовым Д.В. заключен трудовой договор
№ 232, в соответствии с которым последний принят на работу в названный
филиал на должность ***. В соответствии с пунктами 2.1 и 3.2 вышеуказанного
трудового договора работник имеет право на своевременную и в полном объеме
выплату заработной платы. Работодатель обязан обеспечивать работнику
своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Согласно пунктам
5.1,5.1.1 трудового договора работнику устанавливается должностной оклад
(тарифная ставка) 10940 руб. в месяц, ежемесячная процентная надбавка от
должностного оклада за работу во вредных условиях труда в размере 15 процентов
(1641 руб.), процентная надбавка за выслугу лет.
В соответствии с
пунктами 5.2 и 5.3 вышеуказанного трудового договора, работодатель имеет право
на выплату других стимулирующих выплат в соответствии с коллективным договором,
размер заработной платы может быть пересмотрен по соглашению сторон, новые
условия договора оформляются в письменном виде, подписываются сторонами и
являются неотъемлемой частью трудового договора.
13.07.2018 между
филиалом № 4 ФГКУ «428 военный госпиталь» Минобороны России и Абрамовым Д.В. заключено
дополнительное соглашение № 113, в соответствии с пунктом 5.1.3 которого
работнику производятся выплаты стимулирующего характера, в том числе по Указу
Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по
реализации государственной социальной политики» в размере 100 % средней
заработной платы в субъекте Российской Федерации, в зависимости от выполнения
показателей и критериев оценки эффективности деятельности и выполнения плана
мероприятий «Дорожная карта». В целях оценки эффективности деятельности каждого
работника в апреле 2020 года составлены протоколы расчета баллов для «Дорожной
карты» гражданского персонала лабораторного отделения, согласно которым Абрамову
Д.В. с учетом эффективности рабочей деятельности в апреле 2020 года начислено
8,6 баллов.
В соответствии с
Приказом начальника филиала № 4 ФГКУ «428 военный госпиталь» Минобороны России
от 23.04.2020 № 75, Абрамов Д.В. с 07.05.2020 уволен из лечебного учреждения по
собственному желанию на основании пункта 3 части 1 статьи 77 ТК РФ. Вместе с
тем, вышеуказанная стимулирующая надбавка Абрамову Д.В. за эффективную работу в
апреле 2020 года не выплачена.
С учетом изложенного
военный прокурор Ульяновского гарнизона просил суд, взыскать с ФГКУ «428
военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Абрамова
Д.В. стимулирующую выплату по программе «Дорожная карта» за апрель 2020 года в
размере 22 483 руб. 95 коп.
Рассмотрев
заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе Министерство обороны РФ просит решение суда отменить и принять по делу
новое решение.
В обоснование жалобы
указывает на нарушение судом норм процессуального законодательства, поскольку
данное гражданское дело рассмотрено без участия Министерства обороны РФ. Вместе
с тем, в силу статей 6, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации Минобороны
России является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых
подведомственным учреждениям, включая военные госпитали. Ссылаясь на нормы
действующего трудового законодательства также отмечает, что система оплаты
труда включает фиксированный размер оплаты труда с учетом квалификации,
сложности, количества и качества выполненной работы, доплаты, надбавки
компенсационного характера, доплаты и надбавки стимулирующего характера.
Стимулирующие выплаты зависят от усмотрения работодателя. Условия, размеры и
порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера
работникам организаций Министерства обороны РФ регламентируется специальными
нормами права. Порядок формирования и использования фонда оплаты труда
гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных сил РФ
утвержден приказом Министра обороны РФ от 18.09.2019 №545, которым определены виды
выплаты стимулирующего характера по всем должностям. Премии и стимулирующие
выплаты работникам, устанавливаемые за счет экономии фонда оплаты труда и
средств от приносящей доход деятельности, при формировании фонда оплаты труда
не учитываются. В соответствии с п.2 приложения №2 к указанному Приказу размеры
выплат надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы и премии
по результатам работы работникам организаций Министерства обороны РФ
определяются приказами должностных лиц, наделенных в отношении работников
полномочиями работодателя. Размеры, период, за который они назначаются,
определяются работодателем. При этом не выплата данных денежных средств не
может рассматриваться как лишение части заработной платы, определенной трудовым
договором.
В возражениях на
апелляционную жалобу военный прокурор Ульяновского гарнизона просит решение
суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определением
Ульяновского областного суда от 12 апреля 2022 года судебная коллегия перешла к
рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены
решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о
правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В силу части 5 статьи 330 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований,
предусмотренных частью
четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции
рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета
особенностей, предусмотренных настоящей главой.
О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции
выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам,
участвующим в деле, и сроков их совершения.
Согласно части 1 статьи 43 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие
самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело
на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного
постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по
отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также
по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда. Третьи лица, не
заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, пользуются
процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, за
исключением права на изменение основания или предмета иска, увеличение или
уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, а также
на предъявление встречного иска и требование принудительного исполнения решения
суда.
Как следует из материалов дела, разрешая
исковые требования Военного прокурора Ульяновского гарнизона, действующего в
интересах Абрамова Д.В., к ФГКУ «428 военный госпиталь» Минобороны России о
взыскании выплаты стимулирующего характера, суд вопрос о привлечении Министерства обороны РФ
к участию в деле в качестве третьего лица не разрешил и участию в деле указанное лицо не привлек.
Между тем, учитывая, что в силу статей 6, 158
Бюджетного кодекса Российской Федерации Минобороны России является главным
распорядителем бюджетных средств, выделяемых на стимулирующие выплаты в рамках
выполнения плана мероприятий «Дорожная карта», постановленное по делу судебное
решение затрагивает права и законные интересы указанного лица и может повлиять
на его права и обязанности.
Следовательно, при
рассмотрении настоящего дела судом допущено существенное нарушение норм
процессуального права, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
В соответствии со
статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом
извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Суд апелляционной
инстанции, рассмотрев дело по правилам производства в суде первой инстанции,
приходит к следующему.
В статье 22
Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель обязан
соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты,
содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия
коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном
размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в
соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами
внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В статье 129
Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата (оплата
труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации
работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а
также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в
том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых
климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному
загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты
(доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные
выплаты).
В силу статьи 135
Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику
устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного
работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты
труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и
надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях,
отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера
и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями,
локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2
статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пп.
«е» п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики» Правительство Российской Федерации должно
обеспечить повышение к 2018 году средней заработной платы персонала,
обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг, имеющего высшее
медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, — до 200 процентов
от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Согласно
распоряжению Правительства РФ от 28.12.2012 № 2599-р «Об утверждении плана
мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы,
направленные на повышение эффективности здравоохранения» целью «дорожной карты»
«Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности
здравоохранения» является повышение качества медицинской помощи на основе
повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.
Результатом успешной реализации «дорожной карты» является выполнение целевых
показателей структурных преобразований системы оказания медицинской помощи,
основных показателей здоровья населения и уровня заработной платы работников
медицинских организаций, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации
от 7.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной
политики».
В соответствии с. п.
1 приказа Министра обороны РФ от 02.06.2014 № 380 «Об утверждении Плана
мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности мероприятий по охране
здоровья военнослужащих и отдельных категорий граждан» целью Плана мероприятий
«дорожной карты» «Повышение эффективности мероприятий по охране здоровья
военнослужащих, отдельных категорий граждан» является укрепление здоровья
военнослужащих и отдельных категорий граждан, в том числе снижение показателей
заболеваемости, путем повышения качества предоставляемых им медицинских услуг
на основе повышения эффективности деятельности военно-медицинских организаций
Министерства обороны, в штате которых состоят работники, занимающие должности
младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для
предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического)
персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских
услуг), врачи, а также работники медицинских организаций, имеющие высшее
медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие
медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг).
Реализация «дорожной
карты» позволяет установить действенные механизмы зависимости уровня оплаты
труда медицинских работников ВМО от объема и качества предоставляемых
военнослужащим и отдельным категориям граждан медицинских услуг.
Повышение качества
оказываемых военнослужащим и отдельным категориям граждан медицинских услуг
невозможно обеспечить без привлечения высококвалифицированных специалистов. При
этом одним из основных компонентов реформирования отраслей бюджетной сферы
(включая здравоохранение) является оплата труда, которая рассматривается в
современных условиях как эффективный инструмент управления персоналом в целях
повышения качества оказываемых услуг.
«Дорожной картой»
устанавливаются показатели деятельности, направленной на повышение
эффективности работы ВМО в целом, ее филиалов и структурных подразделений, а
также руководителей и медицинских работников. При этом в отношении неэффективно
функционирующих ВМО принимаются решения по их реорганизации, реорганизации их
филиалов и структурных подразделений или реорганизации программ, в соответствии
с которыми функционируют ВМО.
Результатом успешной
реализации «дорожной карты» является повышение эффективности деятельности ВМО
путем достижения ими целевых показателей, включая основные показатели
(индикаторы) состояния здоровья военнослужащих и отдельных категорий граждан, и
повышение оплаты труда медицинских работников по результатам деятельности ВМО.
Условиями доведения
бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и субсидий до ВМО в
рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597
являются:
наличие собственных
«дорожных карт» у ВМО, ее филиалов и территориально обособленных структурных
подразделений;
наличие в положении
об оплате труда медицинских работников ВМО и в коллективных договорах показателей
эффективности деятельности медицинских работников, утвержденных
соответствующими руководителями;
наличие в положении
об оплате труда медицинских работников ВМО норм оплаты труда медицинских
работников, определенных положениями Указа Президента Российской Федерации от
07.05.2012 № 597, и норм по использованию дополнительных средств на
стимулирующие выплаты медицинским работникам в соответствии с показателями и
критериями эффективности их деятельности;
заключение
дополнительного соглашения к трудовому договору руководителя (начальника), в
котором устанавливаются его обязанности по достижении в 2014 и последующих
годах показателей соотношения средней заработной платы медицинских работников и
средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации, или
заключение трудового договора в соответствии со статьей 275 Трудового кодекса
Российской Федерации;
наличие
положительной динамики в достижении целевых показателей деятельности ВМО
(выполнение целевых показателей, установленных «дорожными картами»).
Как следует из
материалов дела, 01.01.2015 Абрамов Д.В. был принят на работу в филиал № 4 ФГКУ
«428 военный госпиталь» Минобороны России на должность ***, между сторонами
заключен трудовой договор от 01.01.2015 № 392 (л.д. 46-51).
В соответствии с
пунктами 2.1 и 3.2 вышеуказанного трудового договора работник имеет право на
своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Работодатель обязан
обеспечивать работнику своевременную и в полном объеме выплату заработной
платы.
Согласно пунктам
5.1,5.1.1 трудового договора работнику устанавливается должностной оклад
(тарифная ставка) 10940 руб. в месяц, ежемесячная процентная надбавка от
должностного оклада за работу во вредных условиях труда в размере 15 процентов
(1641 руб.), процентная надбавка за выслугу лет.
В соответствии с
пунктами 5.2 и 5.3 вышеуказанного трудового договора, работодатель имеет право
на выплату других стимулирующих выплат в соответствии с коллективным договором,
размер заработной платы может быть пересмотрен по соглашению сторон, новые
условия договора оформляются в письменном виде, подписываются сторонами и
являются неотъемлемой частью трудового договора.
13.07.2018 между
филиалом № 4 ФГКУ «428 военный госпиталь» Минобороны России и Абрамовым Д.В. заключено
дополнительное соглашение № 113, в соответствии с пунктом 5.1.3 которого
работнику производятся выплаты стимулирующего характера, в том числе по Указу
Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по
реализации государственной социальной политики» в размере 100 % средней
заработной платы в субъекте Российской Федерации, в зависимости от выполнения
показателей и критериев оценки эффективности деятельности и выполнения плана
мероприятий «Дорожная карта» (л.д. 55-57).
В соответствии с
Приказом начальника филиала № 4 ФГКУ «428 военный госпиталь» Минобороны России
от 23.04.2020 № 75, Абрамов Д.В. с 07.05.2020 уволен из лечебного учреждения на
основании пункта 3 части 1 статьи 77 ТК РФ (по инициативе работника).
В целях реализации
системы начисления и выплаты медицинским работникам филиала № 4 ФГКУ «428
военный госпиталь» Минобороны России стимулирующих выплат по программе
«дорожная карта» приказом от 13.12.2019 в данном учреждении здравоохранения
утверждено Положение о расчете премии по результатам оценки деятельности
сотрудников лечебного учреждения согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 №
597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (л.д.
64-129).
Указанным Положением
предусмотрено, что с целью установления действенных механизмов зависимости
уровня оплаты труда лиц гражданского персонала филиала госпиталя от объема и
качества представляемых медицинских услуг в филиале госпиталя создана
двухуровневая оценка эффективности деятельности гражданского персонала. Первый
уровень – структурные подразделения госпиталя, второй уровень – госпитальная
комиссия. При выполнении целевых показателей «дорожной карты» медицинские
подразделения распределяются в четырехуровневом рейтинге. Коечные отделения,
выполнившие плановые показатели, распределяются в соответствии с достигнутыми
результатами с первое по третье место, остальным подразделениям присваивается
четвертое место. Премия выплачивается при выделении бюджетных средств вышестоящим
довольствующим органом из сумм, распределенных целенаправленно по существующим
должностным категориям.
Таким образом,
материалами дела подтверждается, что в филиале № 4 ФГКУ «428 военный госпиталь»
Минобороны России были созданы все необходимые условия доведения бюджетных
ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и субсидий, предусмотренные
приказом Министра обороны РФ от 02.06.2014 № 380.
Вопреки доводам
апелляционной жалобы Минобороны РФ о том, что стимулирующие выплаты зависят от
усмотрения работодателя, а их виды, условия, размеры и порядок осуществления
утверждены приказом Министра обороны РФ от 18.09.2019 № 545, указанный приказ Министра
обороны РФ к спорным правоотношениям применению не подлежит, поскольку условия,
размер и порядок выплаты стимулирующих выплат по программе «дорожной карты» регламентированы
приказом Министра обороны РФ от 02.06.2014 № 380.
Как установлено
судебной коллегией, в целях оценки эффективности деятельности работников
Учреждения ответчика в апреле 2020 года составлены протоколы расчета баллов для
«Дорожной карты» гражданского персонала лабораторного отделения, согласно
которым Абрамову Д.В. с учетом эффективности его рабочей деятельности в апреле
2020 года подлежали начислению 8,6 баллов.
В соответствии с
пунктом 6 протокола заседания комиссии по премированию сотрудников филиала
госпиталя за апрель 2020 года итоговую сумму выплаты каждому врачу следует
определять по формуле: количество баллов работника * коэффициент отделения*
2 686,80 руб. + 0,05 руб.
Исходя из этого сумма
стимулирующей выплаты для Абрамова Д.В. за апрель 2020 года должна была
составить 22 843 руб. 95 коп.
Согласно письму ФГКУ
«428 военный госпиталь» Минобороны России от 14.05.2020 в целях сохранения
достигнутого соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий
работников учреждений здравоохранения и уровнем средней заработной платы в
соответствующем регионе, установленного Указом Президента Российской Федерации
от 07.05.2012 № 597, по итогам работы за 2020 год филиалу № 4 было выделено на
повышение уровня оплаты труда работникам, имеющим высшее медицинское
образование – 834 468 руб. 20 коп. (л.д. 63).
Из ответа филиала №
4 ФГКУ «428 военный госпиталь» Минобороны России а запрос суда первой инстанции
следует, что денежные средства на стимулирующие выплаты по программе «дорожной
карты» за апрель 2020 года поступили в филиал 14.05.2020, то есть уже после
увольнения истца из Учреждения ответчика (л.д. 153).
Таким образом,
полагающаяся Абрамову Д.В. стимулирующая выплата за апрель 2020 года в сумме 22 843
руб. 95 коп. выплачена ему не была, при этом оснований для отказа в
причитающейся ему выплате по делу не установлено.
С учетом
изложенного, исковые требования военного прокурора Ульяновского гарнизона
подлежат полному удовлетворению.
Руководствуясь статьей
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 29 ноября 2021 года отменить.
Принять по делу
новое решение, которым исковые требования военного прокурора Ульяновского
гарнизона, действующего в интересах Абрамова Дмитрия Викторовича,
удовлетворить.
Взыскать с Федерального государственного
казённого учреждения «428 военный госпиталь» Министерства обороны Российской
Федерации в пользу Абрамова Дмитрия Викторовича стимулирующую выплату по
программе «Дорожная карта» за апрель 2020 года в размере 22 483 руб. 95 коп.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть
обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный
суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский
районный суд города Ульяновска
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено 21.04.2022.
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |