Безопасность О взыскании компенсации морального вреда в связи с несвоевременным обеспечением ТСР

О взыскании компенсации морального вреда в связи с несвоевременным обеспечением ТСР

203

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Можаева Е.Н.                                                  73RS0003-01-2021-005111-31

Дело № 33-2339/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             
            12 июля 2022 года

 

Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего
Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой
Е.Н., Карабанова А.С.,

при секретаре
Воронковой И.А.,

рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2-19/2022 по апелляционной
жалобе по апелляционной жалобе Байбиковой Халиси Батровны на решение
Радищевского районного суда Ульяновской области от 9 марта 2022 года, по
которому постановлено:

 

в удовлетворении
исковых требований Байбиковой Халиси Батровны к Областному государственному
казенному учреждению социальной защиты населения по Ульяновской области
отделение по Старокулаткинскому району, Областному государственному казенному
учреждению социальной защиты населения по Ульяновской области, Государственному
учреждению – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования
Российской Федерации, Областному государственному казенному учреждению
социального обслуживания «Комплексный кризисный центр» о признании незаконным
действий (бездействия) по неполному и несвоевременному обеспечению техническими
средствами реабилитации, о взыскании морального вреда, судебных расходов,
отказать.

 

Заслушав доклад
судьи Карабанова А.С., судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Байбикова
Х.Б. обратилась в
суд с уточненным в ходе
рассмотрения дела исковым заявлением к Областному государственному казенному
учреждению социальной защиты населения по Ульяновской области отделение по
Старокулаткинскому району, Государственному учреждению – Ульяновское
региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
(далее – ГУ-УРО ФСС)
о признании незаконным действий (бездействия) по
неполному и несвоевременному обеспечению техническими средствами реабилитации,
о взыскании морального вреда, судебных расходов.

В обоснование иска указано, что истица является ***,
а с 2016 года ***. С 01.01.2019 и по начало 2021 года она ни разу не получала
технические средства реабилитации и ***, которые ей необходимы 3 штуки в день.
За весь период ей выдали *** до декабря 2018 года.

Согласно индивидуальной программы реабилитации
(далее – ИПРА) от 17.04.2012 должна была получить: *** Технические средства
указаны со сроком службы, а исполнитель Министерство труда и социального
развития Ульяновской области. Также в этой карте указан срок — с 05.04.2012 и
бессрочно. В графе «протезирование и ортопедирование» отмечено выделение 2 штуки
в год –*** с 05.04.2012, но указанное средство реабилитации ей не
предоставлялось ни разу. В 2012 году, 2013 году, 2014 году она ничего не
получала и от получения не отказывалась.

В 2016 году, в связи с ухудшением состояния
здоровья ей три раза разрабатывали ИПРА: 27.01.2016, 09.03.2016, 29.11.2016. На
момент действия ИПРА указывались ТСР с указанием даты выдачи.

По ИПРА от 27.01.2016 ей были положены *** – 1
штука; *** – 1 штука; *** 1 штука. Из данного перечня ничего не получила.
Исполнитель – Главное управление труда, занятости и социального благополучия
Ульяновской области.

В соответствии с ИПРА от 09.03.2016 ей полагались ***
– 1 штука; *** (3 штуки в сутки). Исполнитель Министерство здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Согласно ИПРА от 29.11.2016 она нуждалась в
следующих технических средствах реабилитации: ***.

В ИПРА от 04.12.2020 ей рекомендованы ***

По ИПРА от 14.01.2021 ей должны предоставить
следующие ТСР: ***

Фонд социального страхования нарушает сроки
предоставления ТСР, выделяет несвоевременно, не в полном объеме и
некачественные. Несвоевременное обеспечение ведет к ухудшению состояния
здоровья, что приводит к усилению группы инвалидности.

С учетом изложенного Байбикова Х.Б. просила
признать незаконным бездействие ответчиков по неполному и несвоевременному
обеспечению ее техническими средствами реабилитации; взыскать в ее пользу
компенсацию морального вреда в размере 300 000 руб., судебные расходы в сумме
486 руб.

Судом к участию в деле в качестве
соответчиков привлечены Областное государственное учреждение социальной защиты
населения по Ульяновской области (далее – ОГКУСЗН по Ульяновской области),
Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания
«Комплексный кризисный центр», в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований относительно предмета спора, — Федеральное казенное
учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области»,
Министерство семейной и демографической политики и социального благополучия
Ульяновской области, Государственное учреждение здравоохранения
«Старокулаткинская районная больница», ООО «ТехноТрейд».

Рассмотрев спор по
существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Байбикова Х.Б. не соглашается с решением суда,
просит его отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы
приведены доводы заявленного в суде иска. Кроме того, в апелляционной жалобе
указано, что ответчик в судебном
разбирательстве в суде первой инстанции не участвовал. В решении суда много
ошибок. Суд не принял во внимание представленные ею доказательства.
Отмечает,
что ответчик на протяжении многих лет нарушает ее права, из-за чего у нее
ухудшилось здоровье, в результате чего ей установили ***.

В возражениях на апелляционную жалобу ГУ – УРО ФСС РФ просит решение суда оставить без изменения,
а апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников
процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом
апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.
1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия
приходит к следующему.

Из материалов дела
следует и судом установлено, что Байбикова Х.Б. является ***, с 1997 ей была
установлена ***, с 05.04.2012 — ***, с 29.11.2016 истица является *** (т.2
л.д.31, 37, 57).

Согласно
индивидуальной программе реабилитации и*** от 17.04.2012 № 565 Байбикова Х.Б.
нуждалась в следующих технических средствах реабилитации: *** (т.2 л.д. 54-56).

Из индивидуальной
программа реабилитации или абилитации *** от 27.01.2016 № 97.4.73/2016 усматривается
нуждаемость Байбиковой Х.Б. в следующих технических средствах реабилитации: ***
(т.2 л.д. 47-50).

Из ИПРА от 09.03.2016
№97.4.73/2016 (2) усматривается нуждаемость истца в следующих ТСР: *** (т.1 л.д.71-75).

Согласно ИПРА от 29.11.2016
№ 1567.5.73/2016 Байбикова Х.Б. нуждалась в следующих ТСР: *** (т.2 л.д.
33-36).

Из ИПРА от 04.12.2020
№ 1844.5.73/2020, следует нуждаемость Байбиковой Х.Б. в следующих ТСР: *** (т.2
л.д. 24-30).

14.01.2021
Байбиковой Х.Б. разработана новая ИПРА №2.102.Э.73/2021, действующая по
настоящее время, из которой усматривается нуждаемость Байбиковой Х.Б. в
следующих ТСР: *** (т.1 л.д. 79-86).

Судом также
установлено, что Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 № 2101-р было утверждено
соглашение, заключенное между Министерством здравоохранения и социального
развития РФ и Правительством Ульяновской области о передаче Правительству
Ульяновской области части федеральных полномочий по предоставлению мер
социальной защиты инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, а
также по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления при
наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного
проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Согласно пп. 1.1 п. 1
ст. 2 указанного Соглашения предоставление инвалидам технических средств
реабилитации по их личным заявлениям, сдаваемым ими с 01.01.2010 в
уполномоченный орган, являлись полномочиями Правительства Ульяновской области в
лице Департамента социальной защиты населения Ульяновской области, а в
последующем ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами
реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без
определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» (в настоящее
время —
ОГКУСО «Комплексный кризисный центр»).

В настоящее время
указанное соглашение расторгнуто и с 01.01.2019 полномочия в сфере обеспечения
инвалидов техническими средствами реабилитации в Ульяновской области переданы
ГУ УРО ФСС РФ, в соответствии с соглашением от 19.10.2018, заключенным между ГУ
УРО ФСС РФ и Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области.

Обращаясь в суд с
настоящим иском о взыскании компенсации морального вреда, Байбикова Х.Б.
указала, что уполномоченными органами обязанность по своевременному обеспечению
положенных ей технических средств реабилитации исполнялась ненадлежащим
образом.

Отказывая в
удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, установив, что
предусмотренные индивидуальными программами реабилитации технические средства
реабилитации, были Байбиковой Х.Б. выданы, пришел к выводу, что сторона истца
не представила суду доказательства нарушения неимущественных прав Байбиковой Х.Б.,
а также доказательств причинения ей физических и нравственных страданий
действиями (бездействиями) ответчиков.

Согласно
ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение
реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг,
предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических
средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств
федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий,
технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду,
утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со
ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации
инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа,
осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной
экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий,
включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации
медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на
восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма,
восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных
видов деятельности.

Индивидуальная
программа реабилитации инвалида  является
обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти,
органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности. 

Постановлением
Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила
обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных
категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов),
протезно-ортопедическими изделиями (далее Правила), согласно п. 4 которых
заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом
(ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в
территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по
месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида
(ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по
месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление
переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты
Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер
социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов
(далее — уполномоченный орган).

При подаче заявления
представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ,
удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также
документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).

В силу п. 5 Правил
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих
Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом,
нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим
его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме
уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим
средством (изделием).

При отсутствии
действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана)
техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в
пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду
(ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты
заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении
закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено
уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не
позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления,
указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения
инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в
рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую
выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида,
нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со
дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении
технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с
привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного
использования, — 60 календарных дней.

Из материалов дела
следует, что Байбикова Х.Б. была обеспечена следующими техническими средствами
реабилитации: ***

Из сведений,
предоставленных ГУ-УРО ФСС следует, что
Байбикова Х.Б. поставлена на учет по
обеспечению TCP в информационную базу регионального отделения на основания
заявления от 14.12.2020.

На основании заявления от 31.03.2021 Байбикова Х.Б. была обеспечена
Региональным отделением следующими TCP:

25.04.2021 — ***

09.06.2021 — ***

14.07.2021 — ***.

На основании заявления от 09.07.2021 Байбикова Х.Б. была обеспечена ГУ-УРО
ФСС *** (акт приема-передачи №1458 от 27.11.2021).

23.11.2021 было сформировано направление за №14794857, на получение ***
от которой Байбикова Х.Б. отказалась (не устраивают задние колеса, нужны шире и
без обода). Согласно ИПРА Байбиковой Х.Б. рекомендована вышеуказанная *** со
следующими параметрами: ширина *** 45 см; глубина *** 42 см; высота *** 50 см;
высота *** 18 см; высота ***: 40 см. Указания на ширину колес и прочие
параметры отсутствуют

При этом судом
установлено, что на момент подачи в Фонд заявления от 31.03.2021 государственный
контракт на поставку *** для обеспечения *** в 2021 году отсутствовал.

Такой контракт был
заключен ГУ-УРО ФСС с ООО «ТехноТрейд» 11.11.2021.

Следовательно, срок
выдачи истице направления на получение ТСР с даты заключения государственного
контракта был нарушен.

При таких
обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что вышеуказанные правила
обеспечения истца техническими средствами реабилитации не выполнены.

Вышеприведенное
законодательство гарантирует инвалидам их право на обеспечение за счет средств
федерального бюджета жизненно необходимыми средствами реабилитации, нуждаемость
в которых установлена компетентными органами и закреплена в индивидуальной
программе реабилитации.

Законодатель в целях
недопущения нарушения прав инвалидов закрепил сроки, в течение которых должны
рассматриваться заявления инвалидов об обеспечении их техническими средствами
реабилитации, сроки выдачи направлений на их получение и сроки обеспечения.

Пунктом 2 статьи 2
Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права
и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским
законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

Пунктом 1 статьи 150
Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье,
достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая
репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная
и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и
жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие
гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным
способом.

Согласно части 1
статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен
моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими
его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину
нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд
может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного
вреда.

По смыслу
приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями
наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и
морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и
причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

Согласно пунктам 1,
2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие
основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред,
причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный
имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом,
причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда,
если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть
предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В силу пункта 1
статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер
компенсации гражданину морального вреда определяются правилами,
предусмотренными главой 59 (статьи 1064 — 1101 Гражданского кодекса Российской
Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с
пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер
компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера
причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени
вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения
вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования
разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий
оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен
моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

С учетом указанных требований закона, судебная коллегия приходит
к выводу о том, что бездействие ГУ-УРО ФСС, выразившееся в не своевременном обеспечении
Байбиковой Х.Б. полагающимися ей техническими средствами реабилитации,
существенно нарушает личные неимущественные права истца, поскольку с учетом
индивидуальных особенностей, состояния здоровья истца, в отсутствие необходимых
ТСР она лишена возможности ***, испытывает затруднения с ***.

Учитывая все
вышеприведенные обстоятельства, а также принцип разумности и справедливости,
судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований
для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда в размере 3 000
руб.

В силу изложенного
решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых
требований Байбиковой Х.Б. к ГУ-УРО ФСС о взыскании компенсации морального
вреда подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном
удовлетворении заявленных требований.

На основании статьи
98 ГПК РФ с данного ответчика в пользу истца также подлежат взысканию
понесенные ею почтовые расходы, связанные с направлением копии иска сторонам, в
сумме 278 руб.

Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Радищевского
районного суда Ульяновской области от 9 марта 2022 года отменить в части отказа
в удовлетворении исковых требований Байбиковой Халиси Батровны к
Государственному учреждению – Ульяновское региональное отделение Фонда
социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации морального
вреда и судебных расходов.

Принять по делу в
указанной части новое решение, которым исковые требования Байбиковой Халиси
Батровны удовлетворить частично.

Взыскать с
Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда
социального страхования Российской Федерации в пользу Байбиковой Халиси
Батровны компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб., почтовые
расходы в сумме 278 руб.

В остальной части
решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 9 марта 2022 года
оставить без изменения, а апелляционную жалобу Байбиковой Халиси Батровны – без
удовлетворения.

Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке
в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Радищевский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 13.07.2022

 

О взыскании компенсации морального вреда в связи с несвоевременным обеспечением ТСР

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «О взыскании компенсации морального вреда в связи с несвоевременным обеспечением ТСР»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here