У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0004-01-2021-013068-66
Судья Киреева Е.В.
Дело № 33а-1718/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 26
апреля 2022 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой
Е.В., Лифановой З.А.,
при секретаре
Насыбулловой Э.Ф.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального
территориального управления Федерального агентства по управлению
государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области на
решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 13 января 2022 года, с
учетом определения того же суда об исправлении описки от 25 февраля 2022 года,
по делу №2а-65/2022, по которому постановлено:
административный иск прокурора Заволжского района г.Ульяновска удовлетворить.
Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального
агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и
Ульяновской области включить защитные сооружения, расположенные по адресу:
г.Ульяновск, 6 проезд Инженерный, д.1 (защитное сооружение №107-73) и
г.Ульяновск, 18-й проезд Инженерный, д.5 (защитное сооружение №108-73) в реестр
объектов федеральной собственности, принять меры по государственной регистрации
права собственности в реестр объектов федеральной собственности и возложить
обязанность по их государственной регистрации.
Заслушав
доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора Данилова Е.В., не согласившегося с
доводами апелляционной жалобы, полагавшего решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Заволжского района г.Ульяновска
обратился в суд с административным иском в защиту интересов Российской
Федерации и неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному
управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в
Республике Татарстан и Ульяновской области (далее – МТУ Росимущества в
Республике Татарстан и Ульяновской области) о возложении обязанности включить
защитные сооружения в реестр объектов федеральной собственности, принять меры
по государственной регистрации права собственности.
В обоснование административного иска указал,
что прокуратурой района совместно с отделом надзорной деятельности по
г.Ульяновску Главного управления Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий по Ульяновской области (далее — ГУ МЧС России по Ульяновской области) проведена
проверка соблюдения законодательства, регулирующего сохранность и использование
объектов гражданской обороны (убежищ), расположенных на территории Заволжского
района г.Ульяновска, в ходе которой выявлены нарушения, требующие прокурорского
вмешательства.
В ходе проверки установлено, что по адресу:
г.Ульяновск, 6 проезд Инженерный, д.1 и г.Ульяновск, 18-й проезд Инженерный,
д.5, расположены защитные сооружения гражданской обороны (далее также – ЗС ГО)
№107-73 и №108-73, соответственно.
Сведения о данных убежищах содержатся в
перечнях защитных сооружений гражданской обороны ГУ МЧС России по Ульяновской
области и администрации города Ульяновска.
Указанные ЗС ГО не числятся в реестрах
государственной или муниципальной собственности.
Согласно выписке из ЕГРН от 24.09.2021
защитному сооружению №107-83 присвоен кадастровый номер 73:24:021106:113, оно
имеет площадь 1459 кв.м, расположено по адресу: г.Ульяновск, 6-й проезд
Инженерный, д.1 Данный объект недвижимости поставлен на кадастровый учет на
основании технического паспорта защитного сооружения, содержащегося в
реестровом деле земельного участка с кадастровым номером 73:24:021106:68.
По данным филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по
Ульяновской области информации о защитном сооружении гражданской обороны
№108-73 в ЕГРН не содержится, реестровое, кадастровое и регистрационные дела на
данный объект не заводились.
Согласно межевому плану от 21.07.2020,
подготовленному кадастровым инженером Идиятовой О.В., являющейся членом
саморегулируемой организации кадастровых инженеров Ассоциация «Союз кадастровых
инженеров», в ходе проведенных кадастровых работ установлено отсутствие связи
объекта недвижимости с кадастровым номером 73:24:021106:113 с земельным
участком с кадастровым номером 73:24:021106:68, расположенным по адресу:
г.Ульяновск, 6-й проезд Инженерный, д.1.
Из заключения кадастрового инженера следует,
что объект недвижимости с кадастровым номером 73:24:021106:113 находится на
земельном участке с кадастровым номером 73:24:021106:34. Между тем прокурорская
проверка показала, что защитное сооружение с кадастровым номером
73:24:021106:113 фактически находится по адресу: г.Ульяновск, 6-й проезд
Инженерный, д.1
На земельном участке с кадастровым номером
73:24:021106:34 расположено защитное сооружение гражданской обороны №108-73.
В результате отсутствия контроля со стороны
МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области вышеуказанные
защитные сооружения в настоящее время пришли в негодность и не готовы к приему
укрывающихся.
Прокурор просил возложить на
административного ответчика обязанность включить защитные сооружения,
расположенные по адресу: г.Ульяновск, 6 проезд Инженерный, д.1 (защитное
сооружение №107-73) и г.Ульяновск, 18-й проезд Инженерный, д.5 (защитное
сооружение №108-73) в реестр объектов федеральной собственности, принять меры
по государственной регистрации права собственности на данные объекты.
К участию в деле в качестве заинтересованных
лиц привлечены Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, ГУ
МЧС по Ульяновской области, Агентство государственного имущества и земельных
отношений Ульяновской области, Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской
области, АО «Завод КПД 2», ЗАО «Завод ГСИ», Ассоциация «Союз кадастровых
инженеров».
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе МТУ Росимущества в
Республике Татарстан и Ульяновской области не соглашается с решением суда,
просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении
административного иска прокурора.
Указывает, что защитные сооружения
гражданской обороны, расположенные по адресам: г.Ульяновск, 6 проезд Инженерный,
д.1 и г.Ульяновск, 18-й проезд Инженерный, д.5, не относятся к собственности
Российской Федерации. Сведения об указанных объектах в МТУ Росимущества в
Республике Татарстан и Ульяновской области не подавались. Сведения от ГУ МЧС
России по Ульяновской области о наличии указанных защитных сооружений в МТУ
Росимущества не поступали.
В адрес МТУ Росимущества в Республике
Татарстан и Ульяновской области не поступало обращений по вопросу включения в
реестр федеральной собственности данных защитных сооружений.
Согласно Положению, утвержденному приказом
Росимущества №458 от 19.12.2016, у МТУ Росимущества отсутствуют полномочия в
сфере гражданской обороны, в том числе по содержанию и поддержанию в постоянной
готовности защитных сооружений.
Указывает, что спорные объекты находятся в
непригодном для эксплуатации состоянии. Возможность списания защитного
сооружения с учета не может быть поставлена в зависимость от его наличия либо
отсутствия в реестре федерального имущества.
МТУ Росимущество не обладает сведениями о
собственниках или владельцах убежищ. Учитывая, что строительство защитных
сооружений осуществлялось в период 80-х годов, можно предположить, что объекты
гражданской обороны могли быть приватизированы и исключены из государственной
собственности. Постановление Верхового Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 не
относит защитные сооружения исключительно к федеральной собственности,
существует возможность нахождения спорных объектов в муниципальной
собственности.
Полагает, что постановлением Правительства РФ
от 18.09.1992 №737 все имущество было передано в государственную собственность
Ульяновской области.
Обращает внимание на то, что по результатам
проверки убежищ выявлены нарушения Правил эксплуатации защитных сооружений
гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 №583, Порядка
содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное
время, утвержденного приказом МЧС РФ от 21.07.2005 №575. Техническое состояние
убежищ на предмет соответствия строительным нормам и правилам в части прочности
и безопасности несущих и других конструкций объекта не исследовались.
В заседание суда апелляционной инстанции не
явились представители административного ответчика и заинтересованных лиц, о
месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия с учетом положений ст.150,
ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы, обсудив доводы
апелляционной жалобы, проверив правильность принятого по делу решения в порядке
ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения
суда в связи со следующим.
В соответствии с п.1, п.5 ст.214 Гражданского
кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской
Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской
Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве
собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям,
городам федерального значения, автономной области, автономным округам
(собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к
федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации
осуществляется в порядке, установленном законом.
Абзацем 4 статьи 7 Федерального закона от
12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрена обязанность федеральных
органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке,
установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов,
необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в
военное время.
Уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере
управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 05.06.2008 №432 «О
Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое
осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные
органы.
Согласно п.2, п.8 Порядка создания убежищ и
иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 29.11.1999 №1309, к объектам гражданской обороны
относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские
помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные
пункты, станции обеззараживания одежды, транспорта, а также иные объекты,
предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Федеральные органы исполнительной власти по
согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций,
находящихся в сфере их ведения; осуществляют контроль за созданием объектов
гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к
использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской
обороны.
Как установлено судом, в Заволжском районе
г.Ульяновска по адресу: 6 проезд Инженерный, д.1 и 18-й проезд Инженерный, д.5,
расположены защитные сооружения гражданской обороны №107-73 и №108-73,
соответственно.
Согласно паспорту убежища №107-73 защитное
сооружение гражданской обороны принято в эксплуатацию 29.02.1982, его
вместимость составляет 2500 чел., общая площадь — 1459,65 кв.м, общий объем —
5261 куб.м. В качестве эксплуатирующей убежище организации указано АО «Завод
КПД-2».
Согласно паспорту убежища №108-73 ЗС ГО
принято в эксплуатацию в октябре 1980 года, его вместимость составляет 900
чел., общая площадь — 852,78 кв.м, общий объем — 3221,5 куб.м. В качестве
эксплуатирующей убежище организации указано АО «Завод КПД-2».
Сведения о данных ЗС ГО имеются в перечнях
защитных сооружений гражданской обороны ГУ МЧС России по Ульяновской области и
администрации города Ульяновска. Убежища включены в реестр защитных сооружений гражданской
обороны ГУ МЧС России по Ульяновской области под инвентарным номерами №107-73 и
№108-73.
В реестре муниципального имущества, реестре
имущества Ульяновской области и Российской Федерации данные ЗС ГО не значатся.
Ранее защитные сооружения находились в хозяйственном ведении АО «Завод КПД-2»
В соответствии с п.3
постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О
разграничении государственной собственности в Российской Федерации на
федеральную собственность, государственную собственность республик в составе
Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов,
городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты
государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 — 3 к настоящему
Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от
ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную
собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на
основании предложений их верховных советов, Советов народных депутатов.
Убежища являются объектами гражданской
обороны, которые не поименованы в Приложениях 1 — 3 к настоящему постановлению,
и относятся к объектам федеральной собственности.
Согласно Указу Президента Российской
Федерации от 24.12.1993 №2284 (ред. от 28.09.2017, с изм. от 08.09.2021) «О
Государственной программе приватизации государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации» приватизация ЗС ГО запрещена (пункт
2.1.37).
Общий порядок передачи имущества из
федеральной собственности в муниципальную собственность определен ч.11 ст.154
Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу
некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных
законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с названной нормой имущество,
находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в
собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности,
подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации
или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в
федеральной собственности не допускается, в том числе в результате
разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами
местного самоуправления. Решение о передаче имущества из федеральной
собственности в муниципальную принимается федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не
установлено Правительством Российской Федерации.
Разрешая спор, суд исходил из того, что
указанные защитные сооружения относятся к объектам гражданской обороны, в связи
с чем в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991
№3020-1 являются федеральной собственностью; доказательств выбытия (передачи)
спорных объектов из владения Российской Федерации иным лицам — в собственность
субъекта РФ либо муниципальную собственность по делу не представлено.
Действия, которые суд обязал выполнить МТУ
Росимущества по Республике Татарстан и Ульяновской, области направлены на
сохранение объектов гражданской обороны, необходимых для выживания населения в
военное время. Эти действия отнесены к компетенции федерального органа
исполнительной власти, исполняющего правомочия собственника данного имущества,
которым является административный ответчик.
Доводы административного ответчика в
апелляционной жалобе о том, что в МТУ Росимущества по Республике Татарстан и
Ульяновской области не поступали сведения о наличии спорных ЗС ГО, об
отсутствии у полномочий по содержанию и поддержанию в постоянной готовности
защитных сооружений, не освобождает административного ответчика в силу
приведенных норм права от обязанности по совершению действий по включению ЗС ГО
в реестр федеральной собственности.
То обстоятельство, что спорные объекты
находятся в непригодном для эксплуатации состоянии, также не освобождает
административного ответчика от выполнения установленной законом обязанности по
учету ЗС ГО, относящихся к федеральной собственности.
Ссылка в жалобе о возможном списании
защитного сооружения с учета и, как следствие, отсутствие необходимости для
включения его в реестр федерального имущества, является несостоятельной,
поскольку данные вопросы подлежат разрешению в порядке исполнения решения суда.
Другие доводы апелляционной жалобы, были
предметом рассмотрения суда, и в решении им дана оценка, с которой судебная
коллегия соглашается.
Судом верно определены обстоятельства,
имеющие значение для дела, решение суда основано на полной и объективной оценке
представленных доказательств, надлежащем применении и толковании норм
материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения.
Оснований для удовлетворения апелляционной
жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.309 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского
районного суда г.Ульяновска от 13 января 2022 года с учетом определения того же
суда об исправлении описки от 25 февраля 2022 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального
агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и
Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 04.05.2022.
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |