Безопасность О включении периода службы в армии в страховой стаж

О включении периода службы в армии в страховой стаж

4

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Жилкина А.А.                                                  73RS0001-01-2024-005901-46

Дело № 33-815/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              
   11 марта 2025 года

 

Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего
Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова
А.С., Шлейкина М.И.,

при секретаре
Герасимове А.В.,

рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 октября 2024 года, с учетом
определения того же суда от
4 декабря 2024 года об исправлении описки, по гражданскому делу № 2-4360/2024,
по которому постановлено:

 

исковые требования
Кознова Игоря Анатольевича удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Отделения Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области от 12 января 2024 г. в части отказа во включении в стаж Кознова Игоря
Анатольевича периода службы по призыву с 1 ноября 1980 г. по 19 ноября 1982 г.

Обязать ОСФР по
Ульяновской области включить в стаж Кознова Игоря Анатольевича, для назначения
досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального
закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ период службы по призыву с 1 ноября 1980
г. по 19 ноября 1982 г.

В удовлетворении остальной части требований — отказать.

 

Заслушав доклад
судьи Карабанова А.С., выслушав пояснения истца
Кознова И.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная
коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Кознов И.А.
обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области
(далее –
ОСФР
по Ульяновской области) о включении периодов работы в стаж,
назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование
требований указано, что Кознов И.А. обратился в
ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой
пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от
28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Ульяновской области от 12 января 2024 г. №
*** истцу отказано в зачете в общий и страховой стаж периодов работы и иной
деятельности на территории Республики ***: с 25 августа 1980 г. по 27 октября
1980 г. на ***; с 11 января 1983 г. по 29 апреля 1993 г. на ***; с 2 ноября
1980 г. по 19 ноября 1982 г. – военная служба по призыву.

Решением ОСФР по Ульяновской области от 6 мая 2024 г. № ***
истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с
отсутствием требуемого страхового стажа – 42 года. Рекомендовано обратиться за
назначением страховой пенсии по старости по достижению возраста 64 лет на общих
основаниях, предусмотренных частью 1 статьи 8 Федерального закона от
28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Истец с вынесенными
решениями не согласен. Считает, что указанные периоды необоснованно исключены
из его страхового стажа.

С учетом изложенного,
Кознов И.А. просил признать решения
ОСФР по Ульяновской области от 12 января 2024 г. № ***, от 6 мая 2024 г. № ***
незаконными, обязать ОСФР по Ульяновской области включить в общий страховой
стаж периоды работы и иной деятельности на территории Республики ***: с 25
августа 1980 г. по 27 октября 1980 г. на ***; с 11 января 1983 г. по 29 апреля
1993 г. на ***; с 2 ноября 1980 г. по 19 ноября 1982 г. – военная служба по
призыву; назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 30 января 2024
г.

Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной
жалобе ОСФР по Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по
делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном
объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что формуляром «О страховом
стаже», выданным региональным центром персонифицированного учета г. Д***
Агентства социального страхования и пенсий при Правительстве Республики *** и
поступившем в ОСФР по Ульяновской области 5 сентября 2024 г., подтверждены
периоды работы истца на территории Республики *** с 25 августа 1980 г. по 27
октября 1980 г., с 11 января 1983 г. по 31 декабря 1990 г., при этом период
службы по призыву с
2 ноября 1980 г. по 19 ноября 1982 г. не подтвержден. По имеющимся сведениям
продолжительность страхового стажа Кознова И.А., дающего право на назначение
страховой пенсии по старости досрочно по части 1.2 статьи 8 Федерального закона
от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составляет 38 лет
7 месяцев, что менее требуемой продолжительности 42 года. Истец приобретает
право на пенсию по старости на общих основаниях 30 января 2026 г. Требуемая
продолжительность страхового стажа и величина индивидуального пенсионного
коэффициента имеются.

Выслушав
явившихся участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах
доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено
судом и следует из материалов дела, Кознов И.А.
9 сентября 2022 г. обратился в ОСФР по Ульяновской области с документами для
заблаговременной работы по назначению страховой пенсии по старости.

Решением ОСФР по Ульяновской области от 12 января 2024 г. №
*** истцу отказано в зачете в общий страховой стаж периодов работы и иной
деятельности на территории Республики ***: с 25 августа 1980 г. по
27 октября 1980 г. на ***; с 11 января 1983 г. по 29 апреля 1993 г. на ***; с 2
ноября 1980 г. по 19 ноября 1982 г. – военная служба по призыву (л.д. 14-16).

Кроме того, 9 января
2024 г. Кознов И.А. обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о
назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2
статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.
№ 400-ФЗ «О страховых взносах» (далее – Закон № 400-ФЗ).

Решением пенсионного
органа от 6 мая 2024 г. № *** истцу отказано в назначении досрочной страховой
пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого страхового стажа. Принятый к
учету пенсионным органом страховой стаж Кознова И.А. составил 30 лет 5 месяцев
6 дней. Рекомендовано обратиться за назначением страховой пенсии по старости по
достижению возраста 64 лет на общих основаниях, предусмотренных частью 1 статьи
8 Закона № 400-ФЗ. (л.д. 17-20).

При этом в страховой
стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости ответчиком не
включены, в числе прочего, периоды работы и иной деятельности на территории
Республики ***: с 25 августа 1980 г. по 27 октября 1980 г. на ***; с 11 января
1983 г. по 29 апреля 1993 г. на ***; с 2 ноября 1980 г. по 19 ноября 1982 г. –
военная служба по призыву.

Разрешая спор по
существу, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности решения ОСФР по
Ульяновской области от 12 января 2024 г. в части отказа во включении в стаж
Кознова И.А. периода службы в армии по призыву с
1 ноября 1980 г. по 19 ноября 1982 г.

Вопреки доводам
апелляционной жалобы данные выводы суда основаны на правильном применении норм
материального права, регулирующих спорные правоотношения, и норм
процессуального права.

В соответствии с
пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с
периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11
данного закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой
приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12
февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную
службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной
службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных
веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной
гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской
Федерации, и их семей».

При исчислении
страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и
(или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу
Федерального закона «О страховых пенсиях» и засчитывались в трудовой стаж при
назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период
выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением
правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным
законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по
выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Закона № 400-ФЗ).

Статьей 70
Конституции (Основного закона) СССР от 7 октября 1977 г., действовавшей на
момент призыва Кознова И.А. на действительную срочную военную службу в ряды
Вооруженных Сил СССР, провозглашалось, что Союз Советских Социалистических
Республик есть единое союзное многонациональное государство, образованное на
основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного
самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских
Социалистических Республик. В Союзе Советских Социалистических Республик
объединялись 15 союзных республик, в том числе *** Советская Социалистическая
Республика (статья 71).

Территория СССР была
едина и включала территории союзных республик. Суверенитет СССР распространялся
на всю его территорию (статья 75 Конституции (Основной закон) СССР от 7 октября
1977 г.).

В статьей 63
Конституции (Основного закона) СССР от 7 октября 1977 г. устанавливалось, что
воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР — почетная обязанность советских
граждан.

Прохождение военной
службы гражданами СССР в спорный период
(с 1 ноября 1980 г. по 19 ноября 1982 г.) регулировалось Законом СССР от 12
октября 1967 г. № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности».

Статьями 3, 5 и 8
Закона СССР от 12 октября 1967 г. № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности»
предусматривалось, что все мужчины — граждане СССР, независимо от
происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной
принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера
занятий, места жительства, обязаны были проходить действительную военную службу
в рядах Вооруженных Сил СССР. Воинская обязанность состоит из действительной
военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР. Солдаты, матросы,
сержанты и старшины, проходившие действительную военную службу в пределах
сроков, установленных данным законом, считались состоящими на действительной
срочной военной службе.

В статье 73 Закона
СССР от 12 октября 1967 г. № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности»
закреплялось, что время нахождения граждан на действительной военной службе в
рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.

Пенсионное обеспечение
граждан СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 14 июля 1956 г. «О
государственных пенсиях» и Положением о порядке назначения и выплаты
государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3
августа 1972 г. № 590.

В соответствии с
подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты
государственных пенсий служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в
общий стаж работы.

Согласно абзацу
четырнадцатому пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты
государственных пенсий при назначении на льготных условиях или в льготных
размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на
подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на
других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных
Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к
работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая
следовала за окончанием этого периода.

Из изложенного
следует, что гражданин СССР, проходивший действительную срочную военную службу
по призыву в составе Вооруженных Сил СССР, выполнял возложенную на него
Конституцией (Основным законом) СССР обязанность советского гражданина. Период
прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР подлежал включению в трудовой
стаж гражданина независимо от места призыва его на военную службу в ряды
Вооруженных Сил СССР и места прохождения им военной службы.

При таких
обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о незаконности решения ОСФР по
Ульяновской области от 12 января 2024 г. в части отказа во включении в общий
страховой стаж Кознова И.А. периода службы в армии по призыву с 1 ноября 1980
г. по 19 ноября 1982 г. являются правильными.

Кроме того, суд
первой инстанции обязал ОСФР по Ульяновской области включить указанный период
прохождения военной службы по призыву в страховой стаж Кознова И.А., дающий
право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании части
1.2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ.

Судебная коллегия
полагает, что, разрешая заявленные требования в данной части, суд первой
инстанции неправильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона,
которые их регулируют, в связи с чем пришел к ошибочном выводу о частичном
удовлетворении исковых требований Кознова И.А.

В соответствии с
частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют
лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с
учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному
закону).

В силу части 1.2
статьи 8 Закона № 400-ФЗ лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет
(соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может
назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1
и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет
(соответственно мужчины и женщины).

Согласно части 9
статьи 13 Закона № 400-ФЗ (в редакции Федерального закона от 4 ноября 2022 г. №
419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации») при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8
настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую
пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и
(или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего
Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды
прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной
операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в
специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений
части 8 настоящей статьи.

Часть 9 статьи 13
Закона № 400-ФЗ в предыдущей редакции предусматривала, что при исчислении
страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального
закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в
страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной
деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального
закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего
Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без
применения положений части 8 настоящей статьи.

Вместе с тем,
согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 4 ноября 2022 г. № 419-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
действие положений, в том числе, Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №
400-ФЗ в редакции указанного Федерального закона, распространяется на
правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 г.

Следовательно, с
учетом данных законодательных изменений, в стаж для целей назначения пенсии по
части 1.2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ включаются периоды прохождения военной
службы по призыву после 24 февраля 2022 г.

Изложенное
свидетельствует, что законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в
отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок
исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию.

Согласно данного
порядка, применительно к рассматриваемому спору, в страховой стаж подлежат
включению только периоды, предусмотренные частью 1 статьи 11 Закона № 400-ФЗ,
то есть периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории
Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и
уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, к числу
которых не отнесены спорные периоды военной службы по призыву на территории
Республики ***.

Таким образом,
действующим правовым регулированием не предусмотрена возможность зачета в
страховой стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по
старости по части 1.2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ, периодов работы и (или) иной
деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4
названного Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, в
данном случае периода прохождения Козновым И.А. военной службы в Советской
Армии с 1 ноября 1980 г. по 19 ноября 1982 г.

С учетом
изложенного, решение суда в части возложения на ОСФР по Ульяновской области
обязанности включить в стаж Кознова И.А. для назначения досрочной страховой
пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Закона
№ 400-ФЗ периода службы по призыву с 1 ноября 1980 г. по19 ноября 1982 г.
нельзя признать законным, в связи с чем в данной части решение суда подлежит
отмене, а исковые требования Кознова И.А. – оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 11 октября
2024 года, с учетом определения того же суда от 4 декабря 2024 года об
исправлении описки, отменить в части возложения на Отделение Фонда пенсионного
и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области
обязанности включить в стаж Кознова Игоря Анатольевича для назначения досрочной
страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона
«О страховых пенсиях» периода службы по призыву с 1 ноября 1980 г. по
19 ноября 1982 г.

Принять по делу в
указанной части новое решение.

В удовлетворении
исковых требований Кознова Игоря Анатольевича к Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о включении
в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч.
1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» периода службы по призыву с
1 ноября 1980 г. по 19 ноября 1982 г. отказать.

В остальной части
решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области – без удовлетворения.

Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть
обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного
апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд
общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд
города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное
определение изготовлено 14.03.2025

 

О включении периода службы в армии в страховой стаж

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «О включении периода службы в армии в страховой стаж»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here