Безопасность О признании права на специальную выплату медицинским работникам

О признании права на специальную выплату медицинским работникам

6

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Борисова
Е.С.                                                 73RS0001-01-2024-005754-02

Дело № 33-769/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                            
     11 марта 2025 года

 

Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего
Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова
А.С., Шлейкина М.И.,

при секретаре
Дементьевой Е.В.,

рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения
Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 4
октября 2024 года по гражданскому делу
№ 2-4199/2024, по которому постановлено:

 

Исковые требования Идрисовой Елены Владимировны к
Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению
здравоохранения «Областной центр профилактики и борьбы со СПИД» о признании
права на получение специальной социальной выплаты, возложении обязанности
включить в реестр и произвести выплату удовлетворить.

Признать право *** ГУЗ «Областной центр
профилактики и борьбы со СПИД», работающей с врачом ***, Идрисовой Елены
Владимировны на получение с 01.01.2023 ежемесячной специальной социальной
выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства Ульяновской области от
31.08.2023 №460-П «Об установлении отдельным категориям медицинских работников
медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения
Ульяновской области, специальной социальной выплаты».

Обязать ГУЗ «Областной центр профилактики и борьбы
со СПИД» включать сведения об *** ГУЗ «Областной центр профилактики и борьбы со
СПИД», работающей с врачом ***, Идрисовой Елене Владимировне в реестр медицинских
работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в
соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 31.08.2023
№460-П «Об установлении отдельным категориям медицинских работников медицинских
организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области,
специальной социальной выплаты», направляя их в Министерство здравоохранения
Ульяновской области.

Обязать Министерство
здравоохранения Ульяновской области производить специальную социальную выплату
в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 31.08.2023
№460-П «Об установлении отдельным категориям медицинских работников медицинских
организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области,
специальной социальной выплаты» с 01.01.2023, Идрисовой Елене Владимировне.

 

Заслушав доклад
судьи Карабанова А.С., выслушав пояснения истца Идрисовой Е.В., возражавшей
против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Стерлядевой Е.В., полагавшей
решение подлежащим отмене, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Идрисова Е.В. обратилась в суд с иском к
Министерству здравоохранения Ульяновской области,
государственному учреждению здравоохранения
«Областной центр профилактики и борьбы со СПИД»

(далее – ГУЗ Центр СПИД)
о признании права на получение специальной
социальной выплаты, возложении обязанности включить в реестр и произвести
выплату.

Требования мотивированы тем, что на основании заключенного между Идрисовой Е.В. и ГУЗ Центр СПИД трудового договора от 6 декабря 2022 г.

№ *** истец была принята на должность ***
клинико-диагностического отделения.

Постановлением Правительства Ульяновской области от
31
августа 2023 г.

460-П «Об установлении отдельным
категориям медицинских работников медицинских организаций, подведомственных
Министерству здравоохранения Ульяновской области, специальной социальной
выплаты» установлена за счет бюджетных ассигнований областного бюджета
Ульяновской области специальная социальная выплата медицинским работникам медицинских
организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области,
оказывающим не входящую в базовую программу обязательного медицинского
страхования скорую медицинскую помощь, первичную медико-санитарную помощь
гражданам, включая диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию.

Однако
Министерств
ом здравоохранения Ульяновской
области утверждены только две категории медицинских работников, имеющих право
на получение
указанной специальной
социальной выплаты, а именно: врач-инфекционист и медицинская сестра,
работающая с врачом-инфекционистом.

Вместе с тем, в ГУЗ Центр СПИД оказывается первичная медико-санитарная
помощь гражданам, включая диспансерное наблюдение граждан по основному
заболеванию (ВИЧ-инфекция) не только врачами-инфекционистами, но и
врачом-терапевтом, врачом-гинекологом и врачом-педиатром, врачом-лаборантом,
врачами-эпидемиологами.

Истица
работает совместно с врачом акушером-***.

На оснований п. 2.4 должностной инструкции ***
клинико-диагностического отдела ГУЗ
Центр СПИД в ее функциональные обязанности входит проведение
диспансерного наблюдения за беременными, больными ВИЧ-инфекцией и проведение
профилактического гинекологического осмотра женщин, стоящих на диспансерном
учете в ГУЗ
Центр СПИД.

С учетом уточнения исковых требований Идрисова Е.В. просила суд признать за ней
право на получение специальной социальной выплаты
,
предусмотренной п
остановлением Правительства Ульяновской области от 31августа 2023 г. 460-П, с 1 января 2023 г.,
обязать ГУЗ Центр СПИД включать ее в реестр медицинских работников на получение
специальной социальной выплаты со дня вступления решения суда в законную силу,
обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области
выплатить в ее пользу специальную социальную выплату с 1 января 2023 г. по день
вступления решения суда в законную силу, обязать Министерство здравоохранения
Ульяновской области производить ей специальную социальную выплату на основании
реестров медицинских работников, подаваемых ГУЗ Центр СПИД ежемесячно.

Судом
к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных
требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Ульяновской
области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеуказанное
решение.

В апелляционной жалобе
Министерство здравоохранения Ульяновской области просит отменить решение суда.
В обоснование своей позиции указывает на необоснованность принятого судом
первой инстанции решения, отмечая, что первичную медико-санитарную помощь по
заболеванию ВИЧ-инфекция осуществляет лечащий врач-инфекционист, в связи с чем ***
ГУЗ Центр СПИД не предусмотрено установление указанной специальной социальной
выплаты. Данная выплата полагается врачу-инфекционисту и медицинской сестре,
работающей с ним.

В возражениях на
апелляционную жалобу Идрисова Е.В. просит оставить решение суда без изменения,
жалобу – без удовлетворения.

Выслушав явившихся
участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.
1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом установлено и
материалами дела подтверждается, что ГУЗ Центр СПИД является медицинским
учреждением, осуществляющим профилактику, диагностики и лечение ВИЧ-инфекции в
Ульяновской области.

С 6 декабря 2022 г.
Идрисова Е.В. состоит в трудовых отношениях с
ГУЗ Центр СПИД на основании трудового договора от 6 декабря 2022 г., по
условиям которого она была принята на работу в клинико-диагностическое
отделение на должность *** (т. 1, л.д. 116-122).

Обращаясь в суд с
настоящим иском, Идрисова Е.В. указала, что как *** ГУЗ Центр СПИД имеет право
на специальную социальную выплату, предусмотренную Постановлением Правительства
Ульяновской области от 31августа 2023 г. № 460-П «Об установлении отдельным
категориям медицинских работников медицинских организаций, подведомственных
Министерству здравоохранения Ульяновской области, специальной социальной
выплаты».

Удовлетворяя
требования Идрисовой Е.В., суд первой инстанции пришел к выводу, что истец,
работая в должности *** ГУЗ Центр СПИД, участвует в оказании гражданам
первичной медико-санитарной помощи, не входящей в базовую программу
обязательного медицинского страхования, в связи с чем имеет право на данную
специальную социальную выплату.

Судебная коллегия с
указанными выводами согласиться не может по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской
Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568 отдельным категориям медицинских
работников медучреждений государственной системы здравоохранения, участвующих в
программах обязательного медицинского страхования с 1 января 2023 г.
установлена ежемесячная специальная социальная выплата.

Пунктом 14 названного постановления
Правительства Российской Федерации высшим исполнительным органам субъектов
Российской Федерации рекомендовано установить за счет средств бюджета
соответствующего субъекта Российской Федерации специальные социальные выплаты
отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций.

На территории Ульяновской области такая
специальная социальная выплата предусмотрена Постановлением Правительства
Ульяновской области от 31 августа 2023 № 460-П «Об установлении отдельным
категориям медицинских работников медицинских организаций, подведомственных
Министерству здравоохранения Ульяновской области, специальной социальной
выплаты» (далее – Постановление № 460-П).

В соответствии с пунктом 1 Постановления №
460-П за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области
устанавливается специальная социальная выплата медицинским работникам (за
исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также
случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций,
подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области, оказывающим
не входящую в базовую программу обязательного медицинского страхования скорую
медицинскую помощь, первичную медико-санитарную помощь гражданам, включая
диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию), либо
оказывающим паллиативную медицинскую помощь и работающим в отделениях выездной
патронажной паллиативной медицинской помощи взрослым и отделениях выездной
патронажной паллиативной медицинской помощи детям, в том числе:

1) врачам, оказывающим первичную
медико-санитарную помощь гражданам, включая диспансерное наблюдение граждан по
основному заболеванию (состоянию), а также врачам отделений выездной
патронажной паллиативной медицинской помощи взрослым и отделений выездной
патронажной паллиативной медицинской помощи детям;

2) врачам станций (отделений) скорой
медицинской помощи;

3) медицинским работникам, относящимся к
среднему медицинскому персоналу, работающим с врачами, указанными в подпункте 1
настоящего пункта;

4) фельдшерам и медицинским сестрам станций
(отделений) скорой медицинской помощи;

5) медицинским работникам, осуществляющим
профессиональную деятельность на должностях младшего медицинского персонала
станций (отделений) скорой медицинской помощи, отделений выездной патронажной
паллиативной медицинской помощи взрослым и отделений выездной патронажной
паллиативной медицинской помощи детям.

Согласно пункту 2 Постановления № 460-П в
целях настоящего постановления под первичной медико-санитарной помощью, не
входящей в базовую программу обязательного медицинского страхования, понимается
первичная медико-санитарная помощь, оказываемая лицам при заболеваниях,
передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдроме
приобретенного иммунодефицита, больным туберкулезом, при психических
расстройствах и расстройствах поведения, в том числе вызванных употреблением психоактивных
веществ.

Постановлением № 460-П также утверждены
Правила осуществления отдельным категориям медицинских работников медицинских
организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области,
специальной социальной выплаты (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 5 Правил для
получения специальной социальной выплаты медицинские организации, в которых
медицинские работники осуществляют свою трудовую деятельность, ежемесячно не
позднее 10-го рабочего дня, следующего за отчетным месяцем, направляют в
Министерство реестр медицинских работников, имеющих право на получение
специальной социальной выплаты (далее — реестр). В декабре медицинские
организации направляют в Министерство реестр до 25 числа исходя из ожидаемой
(предполагаемой) продолжительности рабочего времени в полном месяце.

Согласно пункту 7 Правил специальная
социальная выплата осуществляется Министерством медицинским работникам путем ее
перечисления на счета, открытые медицинским работникам в кредитной организации,
в течение 7 рабочих дней со дня получения реестра от медицинской организации.

В силу пункта 8 Правил медицинская
организация несет ответственность за достоверность и полноту сведений о
медицинском работнике, влияющих на право получения медицинским работником
специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской
Федерации.

Министерство обеспечивает результативность,
адресность и целевой характер использования средств областного бюджета
Ульяновской области, направляемых на осуществление специальной социальной
выплаты. В случае нецелевого использования средств областного бюджета
Ульяновской области, направляемых на осуществление специальной социальной
выплаты, они подлежат взысканию в доход областного бюджета Ульяновской области
в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 9
Правил).

Целью Постановления № 460-П является
обеспечение поддержки медицинских работников государственных учреждений
здравоохранения Ульяновской области, оказывающих не входящую в базовую
программу обязательного медицинского страхования скорую медицинскую помощь,
первичную медико-санитарную гражданам, включая диспансерное наблюдение. Данные
виды медицинской деятельности осуществляются в качестве основных видов
деятельности учреждения здравоохранения и финансируются из областного бюджета
на основании государственного задания.

Данный вывод подтверждается разделом V
Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. № 2497,
в соответствии с которым за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов
Российской Федерации осуществляется финансовое обеспечение:

скорой, в том числе скорой
специализированной, медицинской помощи, не включенной в территориальную
программу обязательного медицинского страхования, санитарно-авиационной
эвакуации, осуществляемой воздушными судами, а также расходов, не включенных в
структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в
территориальных программах обязательного медицинского страхования;

скорой, в том числе скорой
специализированной, медицинской помощи не застрахованным по обязательному
медицинскому страхованию лицам;

первичной медико-санитарной, первичной
специализированной медико-санитарной помощи при заболеваниях, не включенных в
базовую программу обязательного медицинского страхования (заболевания,
передаваемые половым путем, вызванные вирусом иммунодефицита человека, синдром
приобретенного иммунодефицита, туберкулез, психические расстройства и
расстройства поведения, связанные в том числе с употреблением психоактивных
веществ), включая профилактические медицинские осмотры и обследования лиц,
обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных
образовательных организациях, в образовательных организациях высшего
образования, в целях раннего (своевременного) выявления незаконного потребления
наркотических средств и психотропных веществ, а также консультаций
врачами-психиатрами, наркологами при проведении профилактического медицинского
осмотра, консультаций пациентов врачами-психиатрами и врачами-фтизиатрами при
заболеваниях, включенных в базовую программу обязательного медицинского
страхования, а также лиц, находящихся в стационарных организациях социального
обслуживания, включая медицинскую помощь, оказываемую выездными
психиатрическими бригадами;

специализированной медицинской помощи в части
медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу
обязательного медицинского страхования (заболевания, передаваемые половым
путем, вызванные вирусом иммунодефицита человека, синдром приобретенного
иммунодефицита, туберкулез, психические расстройства и расстройства поведения,
связанные в том числе с употреблением психоактивных веществ).

Аналогичные положения закреплены в Программе
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на
2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2023 г. № 2353, и Программе
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на
2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2024 г.
№ 1940.

Частью 1 статьи 33 Федерального закона от 21
ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) определено, что первичная медико-санитарная
помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя
мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний,
медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию
здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона №
323-ФЗ организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в
целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения
осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему
формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы
или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего
Федерального закона.

Первичная медико-санитарная помощь
подразделяется на первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную
врачебную медико-санитарную помощь и первичную специализированную
медико-санитарную помощь (часть 3 статьи 33 Закона № 323-ФЗ).

Порядок оказания медицинской помощи взрослому
населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека
(ВИЧ-инфекции), утвержден приказом Минздрава России от 8 ноября 2012 г. № 689н
(далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 8 Порядка первичная
медико-санитарная помощь больным ВИЧ-инфекцией предусматривает мероприятия по
профилактике, диагностике и лечению ВИЧ-инфекции, формированию здорового образа
жизни и санитарно-гигиеническому просвещению, направленному на изменение
поведения больных ВИЧ-инфекцией, с целью обеспечения предотвращения дальнейшего
распространения ВИЧ-инфекции.

Согласно пункту 12 Порядка первичная
медико-санитарная помощь больным ВИЧ-инфекцией оказывается врачами-терапевтами,
врачами-терапевтами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами),
врачами-инфекционистами, а также врачами-специалистами иных специальностей и
медицинскими работниками со средним медицинским образованием в амбулаторных
условиях и в условиях дневного стационара в медицинских организациях,
осуществляющих первичную медико-санитарную помощь.

При оказании первичной медико-санитарной
помощи больным ВИЧ-инфекцией врач-инфекционист: устанавливает диагноз
ВИЧ-инфекции; осуществляет диспансерное наблюдение на основе установленных
стандартов медицинской помощи; проводит антиретровирусную терапию на основании
решения врачебной комиссии Центра СПИД; проводит профилактику, диагностику и
лечение вторичных заболеваний; проводит диагностику и лечение побочных реакций,
развивающихся на фоне антиретровирусной терапии; осуществляет профилактику
передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку во время беременности и родов.

Оказание больным ВИЧ-инфекцией медицинской
помощи при заболеваниях, не связанных с ВИЧ-инфекцией, проводится
соответствующими врачами-специалистами с учетом рекомендаций
врачей-инфекционистов (пункт 13 Порядка).

Из системного толкования вышеприведенных
требований порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при
заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции),
следует, что первичная медико-санитарная помощь больным ВИЧ-инфекцией по
основному заболеванию оказывается именно врачом-инфекционистом, а при
заболеваниях, не связанных с ВИЧ-инфекцией, — соответствующими
врачами-специалистами с учетом рекомендаций врачей-инфекционистов.

Приказом Минздрава России от 2 мая 2023 г. №
206н утверждены Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим
работникам с высшим образованием.

Так, по специальности «Инфекционные болезни»
к должности врача-инфекциониста предъявляются такие квалификационные требования
как подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Инфекционные болезни»
или профессиональная переподготовка по специальности «Инфекционные болезни» при
наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей:
«Нефрология», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Педиатрия»,
«Пульмонология», «Ревматология», «Терапия», «Фтизиатрия».

В свою очередь, по специальности «Акушерство
и гинекология» к должности врача-акушера-гинеколога предъявляются такие
квалификационные требования как подготовка в интернатуре/ординатуре по
специальности «Акушерство и гинекология».

Согласно штатному расписанию ГУЗ Центр СПИД в
штате данного медицинского учреждения в составе клинико-диагностического
отделения имеется, в том числе, 11 единиц по должности «врач-инфекционист», 1
единица по должности «врач-акушер-гинеколог» и 1 единица по должности «***» (т.
1, л.д. 151-154).

Должностной инструкцией врача-инфекциониста
ГУЗ Центр СПИД к его должностным обязанностям отнесены амбулаторный
и консультативный прием пациентов, до- и послетестовое консультирование,
диспансерное наблюдение за больными ВИЧ-инфекцией,
назначение специализированного лечения ВИЧ-инфекции.

В соответствии с должностной инструкцией
врача-акушера-гинеколога
ГУЗ Центр СПИД основной задачей врача-акушера-гинеколога является оказание
специализированной помощи ВИЧ-инфицированным. В его должностные обязанности входит,
в числе прочего, проведение диспансерного наблюдения за ВИЧ-инфицированными
женщинами с гинекологической патологией (т. 2, л.д. 38).

Должностной инструкцией ***
клинико-диагностического отделения определено, что ее основной задачей является
выполнение лечебно-диагностических назначений врача-акушера-гинеколога, помощь
ему в организации специализированной медицинской помощи женскому населению,
забор мазков согласно назначению врачей женской поликлиники и женских
консультаций (т. 1, л.д. 24-25).

Таким образом, в ГУЗ Центр СПИД первичная
медико-санитарная помощь взрослому населению по основному заболеванию
(ВИЧ-инфекция) оказывается исключительно врачами-инфекционистами.

В обязанности врача-акушера-гинеколога входит
проведение диспансерного наблюдения за ВИЧ-инфицированными женщинами с
гинекологической патологией, то есть медицинская помощь, оказываемая
врачом-акушером-гинекологом, непосредственно не связана с лечением
ВИЧ-инфекции. Участие этого специалиста в оказании медицинской помощи ВИЧ-инфицированным
женщинам обусловлено наличием у них гинекологической патологии, и именно для
лечения этой патологии привлекается врач-акушер-гинеколог.

Следовательно, ***, в чьи должностные
обязанности входит выполнение лечебно-диагностических назначений
врача-акушера-гинеколога, не оказывает пациентам ГУЗ Центр СПИД первичную
медико-санитарную помощь больным ВИЧ-инфекцией по основному заболеванию.

При таких обстоятельствах выводы суда первой
инстанции о наличии у Идрисовой Е.В. как *** ГУЗ Центр СПИД права на получение
специальной социальной выплаты являются ошибочными, в связи чем решение суда
подлежит отмене с принятием по делу нового решения – об отказе в удовлетворении
заявленных Идрисовой Е.В. исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 4 октября
2024 года отменить.

Принять по делу
новое решение.

В удовлетворении
исковых требований Идрисовой Елены Владимировны к Министерству здравоохранения
Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Областной
центр профилактики и борьбы со СПИД» о признании права на получение специальной
социальной выплаты, возложении обязанности включить в реестр и произвести
выплату отказать.

Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления
мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой
41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский
районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 14.03.2025

 

О признании права на специальную выплату медицинским работникам

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «О признании права на специальную выплату медицинским работникам»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here