У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0001-01-2021-008645-11
Судья
Сизов И.А. Дело
№ 33а-4991/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 21
декабря 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.
при секретаре Каминской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное
представление прокурора Ленинского района города Ульяновска на решение
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 29 сентября 2021 года с учетом
определения того же суда об исправлении описки от 15 октября 2021 года по делу
№2а-4765/2021, по которому постановлено:
в удовлетворении исковых
требований прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в защиту прав
и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации города
Ульяновска о признании незаконным постановления администрации города Ульяновска
в части установления срока отселения граждан, проживающих в многоквартирном
доме, обязании установить разумные сроки отселения из аварийного дома отказать.
Заслушав
доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора Шаляхина А.А., поддержавшего
доводы апелляционного представления, представителя администрации города
Ульяновска Галашиной С.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным,
судебная коллегия
установила:
прокурор Ленинского
района г.Ульяновска, действующий в защиту прав и законных интересов
неопределенного круга лиц, обратился с административным иском к администрации
города Ульяновска о признании незаконным постановления в части установления
срока отселения граждан из аварийного дома, возложении обязанности установить
разумные сроки отселения из аварийного дома.
В обоснование административного
иска указал, что прокуратурой района проведена проверка разумности установления
сроков отселения жителей аварийных домов и сноса таких домов.
В связи с тем, что дом
26 по ул.Железной Дивизии г.Ульяновска признан аварийным после 01.01.2017, в
соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде
содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» он не включен в
действующую в настоящее время региональную адресную программу переселения
граждан на территории Ульяновской области.
Постановлением администрации
города Ульяновска от 16.06.2020 №903 многоквартирный дом №26 по ул.Железной
Дивизии г.Ульяновска признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно заключению по
результатам технического обследования названного многоквартирного дома,
произведенному ООО «Проектный комплекс «Интеграл», данный объект не пригоден
для дальнейшей эксплуатации, конструкции жилого дома находятся в аварийном
состоянии. Из заключения следует, что все конструктивные элементы здания имеют
массовые дефекты и повреждения, которые образовались в результате естественного
физического износа под воздействием техногенных факторов, атмосферного
воздействия за длительный период эксплуатации. Физический износ несущих
конструкций многоквартирного жилого дома составляет 82%.
В постановлении администрации
города Ульяновска от 16.06.2020 №903 установлен срок отселения жильцов из
данного дома — 31.12.2029.
Поскольку дальнейшая
эксплуатация дома №26 ул.Железной Дивизии г.Ульяновск и проживание в нём
граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровью, а также жизни и
здоровью иных лиц, решение администрации города Ульяновска об установлении
срока отселения до 31.12.2029 нарушает права граждан на благоприятную среду
проживания.
До настоящего времени в аварийном
доме проживают как собственники жилых помещений, так и граждане — наниматели
жилья, находящегося в муниципальной собственности.
Прокурор Ленинского
района г.Ульяновска, уточнив административные исковые требования, просил признать
незаконным пункт 2 постановления администрации города Ульяновска от 16.06.2020
№903 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части
установления срока отселения граждан, проживающих в многоквартирном доме,
расположенном по адресу: г.Ульяновск, ул.Железной Дивизии, 26, до 31.12.2029 и
обязать администрацию города Ульяновска установить разумные сроки отселения из
аварийного дома №26 по ул.Железной Дивизии г.Ульяновска.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционном
представлении прокурор Ленинского района не соглашается с решением суда, просит
его отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Полагает, что вывод суда
о том, что физический износ многоквартирного дома не свидетельствует о наличии
реальной угрозы его разрушения, опровергается техническим заключением ООО «Проектный
комплекс «Интеграл» о признании дома аварийным.
Ссылка суда на
отсутствие обращений жителей дома к администрации г.Ульяновска с вопросом о
расселении не является юридически значимым обстоятельством, поскольку данный
вопрос в судебном заседании не исследовался, соответствующие документы у
административного ответчика не запрашивались.
Считает, что срок сноса
аварийного дома не должен устанавливаться произвольно, поскольку имеет
последующей целью предоставление гражданам, проживающим в аварийном доме,
других благоустроенных жилых помещений. Таким образом, при установлении
аварийного состояния суд мог обязать орган местного самоуправления
незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения
во внеочередном порядке на основании ч.2 ст.57 ЖК РФ, однако указанные
требования соблюдены не были.
В возражениях на
апелляционное представление администрация города Ульяновска просит решение суда
оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела,
обсудив доводы апелляционного представления, возражений на апелляционное
представление, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к
отмене решения суда в связи со следующим.
По делу установлено, что
заключением межведомственной комиссии (утверждена постановлением администрации
города Ульяновска от 23.01.2020) от 27.02.2020 №17 принято решение о выявлении
оснований для признания многоквартирного дома по адресу: г.Ульяновск,
ул.Железной Дивизии, 26, аварийным и подлежащим сносу в соответствии с п.34
Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным
для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47.
Данное решение
межведомственной комиссии принято на основании заключения по результатам
обследования строительных конструкций многоквартирного жилого дома по адресу:
г.Ульяновск, ул.Железной Дивизии, 26, выполненного ООО «Проектный комплекс
«Интеграл» в 2019 году.
Постановлением администрации
города Ульяновска 16.06.2020 №903 многоквартирный дом по адресу: г.Ульяновск,
ул.Железной Дивизии, 26 признан аварийным и подлежащим сносу со сроком
отселения физических и юридических лиц до 31.12.2029.
Указанный
многоквартирный дом включен в Областную адресную программу «Переселение
граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных
домов, признанных аварийными после 01.01.2012, в 2018 – 2030 годах»,
утвержденную постановлением Правительства Ульяновской области от 21.11.2017
№573-П.
Обращаясь в суд с настоящим
административным исковым заявлением, прокурор заявил о неразумности
установленного срока сноса многоквартирного дома и переселения из него граждан.
Отказывая в
удовлетворении административного иска,
суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения
требований прокурора.
Судебная коллегия
соглашается с данным выводом суда.
Частью 4 статьи
5 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что
Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы,
регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение указанного кодекса,
других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
Пунктами 1,
8,
9 ч.1 ст.14
Жилищного кодекса Российской Федерации
установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области
жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за
его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим
требованиям, признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным
и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с ч.4 ст.15
Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может быть признан
аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке,
которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной
нормы Правительством Российской Федерации
принято постановление
от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым
помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома
аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и
жилого дома садовым домом».
Согласно п.7 названного
Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание
помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а
также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции,
является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован
данной нормой.
В силу абз.2 п.49
Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный
орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения
заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абз.7
п.7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании
помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания
дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании
необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В
соответствии с подп.2 ч.2 ст.16 Федерального закона от 21.07.2007
№185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в
первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов,
которые расположены на территории муниципального образования и год признания
которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания
аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов,
расположенных на территории этого муниципального образования, а также из
многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении
граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если
несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или
реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента
планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов
планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться
в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из
аварийного жилищного фонда.
Как указано выше,
многоквартирный жилой дом по адресу: г.Ульяновск, ул.Железной Дивизии, 26
включен в Областную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на
территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными
после 01.01.2012, в 2018 – 2030 годах», утвержденную постановлением
Правительства Ульяновской области от 21.11.2017 №573-П. Планируемая дата
окончания переселения жителей данного многоквартирного дома – 4 квартал 2029
года, планируемая дата сноса дома – 4 квартал 2030 года.
Из приведенных положений
норм права следует, что определение срока отселения из аварийного жилья
физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Согласно правовой
позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре
законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2
квартал 2009 года (вопрос №3), в соответствии с пунктами 1,
8,
9 ч.1 ст.14
Жилищного кодекса Российской Федерации, Положения
о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для
проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской
Федерации от 28.01.2006 №47, определение
срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа
местного самоуправления. При этом следует учитывать, что такие решения органа
местного самоуправления могут быть обжалованы заинтересованными лицами в
судебном порядке (п.52
Положения).
Решение органа местного
самоуправления об установлении срока отселения физических и юридических лиц из
аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных
данных, определение срока такого отселения, направлено на обеспечение условий
для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве
решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к
осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно
какие-либо обязанности.
Определение срока
отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного
самоуправления. Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома
из аварийного жилого дома, законом не установлены.
Согласно правовой
позиции, изложенной в абз.2 п.3 мотивировочной части определения
Конституционного Суда Российской Федерации от 03.11.2009 №1368-О-О, орган местного
самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан в
случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине
аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания,
представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан.
Ни Жилищный кодекс
Российской Федерации, ни Федеральный закон
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не устанавливает
требования о незамедлительном отселении лиц в случае признания межведомственной
комиссией жилого помещения непригодным для проживания.
Согласно информации,
представленной в суд апелляционной инстанции административным ответчиком, у
администрации города Ульяновска имеется возможность предоставления жильцам
аварийного дома жилых помещений маневренного фонда. Однако жильцы дома 26 по
ул.Железной Дивизии не обращались в администрацию города Ульяновской области с
заявлениями о переселении в маневренный фонд в связи с невозможностью
проживания в жилых помещениях. Обращений управляющей компании об угрозе обрушения
дома в администрацию города Ульяновска также не поступало.
Таким образом, разрешая
административный иск прокурора, суд правильно установил имеющие значение для
дела обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным в дело
доказательствам и принял решение на основании надлежащего применения и
толкования норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Процессуальных
нарушений, влекущих в силу ч.1 ст.310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации безусловную отмену решения, судом не
допущено.
Оснований для
удовлетворения апелляционного представления и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.309
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная
коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 29
сентября 2021 года с учетом определения того же суда об исправлении описки от
15 октября 2021 года оставить без изменения, а апелляционное представление
прокурора Ленинского района города Ульяновска – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное
определение изготовлено 24.12.2021.
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |