Безопасность о принятии мер антитеррористической безопасности школы

о принятии мер антитеррористической безопасности школы

73

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0009-02-2022-000057-97

Судья Мельникова О. В.                                                                     
Дело № 33-2218/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                       7 июня 2022
года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А., 

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,     

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе          администрации муниципального образования
«Сурский район» Ульяновской области
на решение Карсунского районного
суда Ульяновской области от 15 марта 2022 года по делу № 2-2-66/2022,
которым  постановлено: 

исковые требования прокурора Сурского района Ульяновской
области удовлетворить. 

Обязать администрацию муниципального образования «Сурский
район» Ульяновской области  в срок  до 
01.09.2022 обеспечить финансирование, то 
есть  выделить денежные средства
муниципальному общеобразовательному учреждению средняя  школа (МОУ СШ) с. Кирзять, на  проведение 
работ по  обеспечению здания МОУ
СШ с. Кирзять, расположенного по 
адресу:  Ульяновская  область, 
Сурский  район, п.
Центральная  усадьба совхоза
«Сурский»,  ул. Зеленая, д.  1 стационарными  или 
ручными  металлоискателями,  охраной 
объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или  подразделениями вневедомственной охраны войск
национальной гвардии Российской Федерации или военизированными  и 
сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной
службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями
ведомственной охраны федеральных  органов
исполнительной  власти,  имеющих 
право на создание ведомственной 
охраны,  а  также 
на  установление  периметрового 
ограждения в местах  его  отсутствия.

Обязать
муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа (МОУ СШ) с. Кирзять,
в течение 4 месяцев со дня поступления финансирования из администрации
муниципального образования «Сурский район» оснастить здание школы,
расположенного по адресу: Ульяновская область, Сурский район, п.Центральная  усадьба совхоза «Сурский», ул. Зеленая,
д.  1 стационарными  или 
ручными  металлоискателями,  охраной 
объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или
подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской
Федерации или военизированными и 
сторожевыми подразделениями организации, 
подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии
Российской Федерации, или подразделениями ведомственной  охраны федеральных органов исполнительной
власти, имеющих  право на  создание ведомственной  охраны; 
установить  периметровое  ограждение в местах  его 
отсутствия
.

 

Заслушав доклад судьи Лифанова З.А., пояснения прокурора              Холодилиной Ю.О.,  полагавшей решение суда не подлежащим отмене,
судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Сурского
района Ульяновской области, действуя в защиту прав и законных интересов
неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к  муниципальному общеобразовательному
учреждению средняя школа (МОУ СШ) с.Кирзять, администрации муниципального
образования (МО) «Сурский район» Ульяновской области о   возложении обязанности  обеспечить 
финансирование МОУ СШ с.Кирзять, 
обязании  оснастить здание  МОУ СШ с.Кирзять стационарными  или 
ручными металлоискателями, обеспечить охраной, установить
периметровое  ограждение.

В обоснование
заявленных требований указал, что в ходе прокурорской проверки установлено, что вопреки требованиям пп. «б», «д» п.25 Постановления
Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к
антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства
просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к
деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта
безопасности этих объектов (территорий)» здание МОУ СШ с.Кирзять, отнесенное к
объектам третьей категории опасности, не обеспечено стационарными или ручными
металлоискателями, охрана объекта сотрудниками частных охранных организаций,
подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской
Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации,
подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской
Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов
исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны не  организована, 
пролеты ограждения школы  имеют
разрывы, что  не  исключает свободный  проход на 
территорию образовательного 
учреждения посторонних лиц.

Выявленные нарушения
требований антитеррористической защищенности непосредственным образом влияют на
безопасное пребывание обучающихся, посетителей, ставят под угрозу их жизнь и
здоровье.

Просил обязать
администрацию МО «Сурский район» Ульяновской области, в срок до 01.09.2022 обеспечить финансирование, то есть
выделить денежные средства МОУ СШ с. Кирзять на проведение работ по обеспечению
здания, расположенного по адресу: Ульяновская область, Сурский район, п.Центральная
усадьба совхоза «Сурский», ул. Зеленая, д. 1 стационарными или ручными
металлоискателями, охраной объекта (территории) сотрудниками частных охранных
организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной
гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми
подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск
национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной
охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание
ведомственной охраны, а также на мероприятия по установке периметрового
ограждения в местах его отсутствия; обязать МОУ СШ с. Кирзять в течение 4
месяцев со дня поступления финансирования из администрации МО «Сурский район»
оснастить здание, расположенное по адресу: Ульяновская область, Сурский район,
п. Центральная усадьба совхоза «Сурский»,            ул. Зеленая, д. 1 стационарными или ручными
металлоискателями, охраной объекта (территории) сотрудниками частных охранных
организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной
гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми
подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск
национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной
охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание
ведомственной охраны, а также провести установку периметрового ограждения в
местах его отсутствия.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе  и дополнениях к ней администрация МО «Сурский
район» Ульяновской области просит решение суда изменить и принять по делу новое
решение об установлении срока исполнения решения суда для администрации МО
«Сурский район» Ульяновской области в части финансирования соответствующих
мероприятий — до 01.03.2023.

В обоснование своих доводов указывает, что в связи
с внесенными в законодательство изменениями указанные в оспариваемом решении
объекты относятся к 4 категории опасности, что указывает на отсутствие
необходимости обеспечения их металлоискателями.

Установленный в решении суда срок его исполнения – до 01.09.2022, с
учетом бюджетного финансирования обеспечения и необходимости соблюдения
законности при заключении соответствующих договоров, в том числе с частными
охранными организациями или подразделениями вневедомственной охраны войск
национальной гвардии РФ, не отвечает признаку разумности и достаточности для
исполнения заявленных требований.
Администрация МО «Сурский район»
Ульяновской области по объективным и уважительным финансовым причинам,
заслуживающим внимания согласно п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ
от 24.03.2016 № 7                «О
применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации
об ответственности за нарушение обязательств» не может выполнить решение суда
до 01.09.2022, а соответствующие расходы сможет предусмотреть лишь при
утверждении бюджета МО «Сурский район» на 2023 год и на плановый период 2024 и
2025 годов, после чего в срок до 01.03.2023 выделить денежные средства на
соответствующие мероприятия. Указанные доводы администрации МО «Сурский район»
Ульяновской области остались без внимания со стороны суда, в обжалуемом решении
не указано, по каким причинам суд не принял их во внимание.

Дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц, извещенных о
месте и времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В ч. 1 ст. 45
ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в
защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или
интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований.

Согласно ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О
противодействии терроризму» (далее – Закон №35-ФЗ) одними из принципов
противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита
основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных
интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

Одним из основных принципов противодействия терроризму
является приоритет мер его предупреждения (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона № 35-ФЗ).

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ)
образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление
здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых
условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных
учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с
законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного
учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относятся, в том
числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного
процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными
нормами и требованиями.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного
самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию
муниципальных учреждений (далее – Закон №131-ФЗ).

Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона №273-ФЗ к полномочиям
органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по
решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение
содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций,
обустройство прилегающих к ним территорий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от
02.08.2019                № 1006
утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий)
Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий),
относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации,
и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее — Требования).

В соответствии с п.23 Требований выявление и предотвращение
несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных
химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе
при их получении с использованием почтовых отправлений, достигается посредством
организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных
средств.

Согласно п.25 Требований в отношении объектов (территорий)
третьей категории опасности осуществляются, в том числе, мероприятия: по
обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных
организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии
Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями
организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии
Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных
органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны
(пп. «б»); по оснащению объекта (территории) стационарными или ручными
металлоискателями (пп. «д»).

Из материалов дела следует, что МОУ СШ с. Кирзять,
расположенное по адресу: Ульяновская область, Сурский район, п. Центральная
усадьба совхоза «Сурский», ул. Зеленая, д. 1, относится к 3 категории опасности
объекта (территории), согласно паспорту МОУ СШ с. Кирзять от 09.03.2020,
утвержденному директором Куклевой Е.Г. 

Прокурором Сурского района Ульяновской области проведена
проверка исполнения МОУ СШ с.Кирзять законодательства по антитеррористической
защищенности указанного образовательного учреждения.

В ходе проверки установлено, что МОУ СШ с.Кирзять
стационарными или ручными металлоискателями не оснащено, охрана объектов
(территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями
вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации,
военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной
Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или
подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти,
имеющих право на создание ведомственной охраны, не организована, пролеты
ограждения школы имеют разрывы. 

Для устранения нарушений закона 30.06.2021 главе
администрации МО «Сурский район» внесено представление.

Согласно поступившему
ответу от 29.07.2021 на данный акт прокурорского реагирования требования
прокурора в данной части не исполнены. 

Разрешая спор и удовлетворяя иск прокурора, суд первой
инстанции верно исходил из того, что, несмотря на возложенную на ответчика
обязанность по соблюдению требований антитеррористического законодательства и
обеспечения безопасности учащихся образовательного учреждения, данные
требования не соблюдаются, а ранее внесенное прокурором представление в полном
объем не исполнено.

Поскольку МОУ СШ с.Кирзять является общеобразовательным
учреждением, которому присвоена 3 категория опасности, в силу действующего
законодательства не оснащено стационарными 
или  ручными  металлоискателями, охраной, пролеты  ограждения школы имеют разрывы, суд пришел к
обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

С
выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, недостаточность
финансирования не может служить основанием для отмены правильного решения суда
и освобождения ответчика от возложенной на него законом обязанности.

Установленный для исполнения решения судом срок является
разумным и достаточным.

При наличии уважительных причин невозможности исполнения
судебного решения должник вправе обраться в суд с заявлением об отсрочке
(рассрочке) исполнения судебного решения.

Довод заявителя жалобы о том, что в связи с внесенными в законодательство
изменениями указанные в оспариваемом решении объекты относятся к 4 категории
опасности, на правильность постановленного решения не влияет и его отмену не
влечет, поскольку соответствующие изменения в паспорт объекта не внесены. До
внесения изменений категории опасности в паспорт объекта к нему сохраняются
прежние требования.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В
силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам
апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса                     Российской
Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Карсунского районного  суда 
Ульяновской области от 15 марта 2022 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Сурский район»
Ульяновской области – без удовлетворения.             

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий 

 

Судьи:

 

 

о принятии мер антитеррористической безопасности школы

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «о принятии мер антитеррористической безопасности школы»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here