У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0012-02-2024-000423-36
Судья Зимина Н.Г. Дело
№33а-6261/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
13 декабря
2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой
Е.В., Лифановой З.А.,
при секретаре
Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства
внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области на решение Мелекесского
районного суда Ульяновской области от 26 ноября 2024 года по делу №2а-2-333/2024,
которым постановлено:
в удовлетворении
административного искового заявления Управления Министерства внутренних дел
Российской Федерации по Ульяновской области о помещении гражданина *** года
рождения, подлежащего депортации, в центр временного содержания иностранных
граждан МО МВД России «Димитровградский» отказать.
Заслушав доклад
судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Управления Министерства
внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области Ануфриева И.А.,
поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора
гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Стерлядевой Е.В.,
полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Управление
Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области (далее
— УМВД России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным
исковым заявлением о помещении гражданина *** Злонского В.В., *** года
рождения, подлежащего депортации, в центр временного содержания иностранных
граждан, указав, что пребывание административного ответчика в Российской Федерации создает
реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан
Российской Федерации.
В отношении Злонского В.В.
ФСИН
России вынесено распоряжение от ***
«О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного
гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения
свободы».
УМВД России по Ульяновской области в соответствии со ст.31 Федерального
закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» *** принято
решение о депортации административного ответчика за пределы Российской
Федерации.
Злонский В.В. был осужден приговором Приморского районного суда г. Новороссийска
Краснодарского края от 27.05.2021
по п.«а» ч.3 ст.111 Уголовного кодекса Российской
Федерации к 4 годам 6 месяцам лишения свободы. Отбывал наказание в ФКУ ИК-10
УФСИН России по Ульяновской области, освободился 26.11.2024.
УМВД России по Ульяновской области просило поместить гражданина ***
Злонского В.В., *** года рождения, подлежащего депортации за пределы Российской
Федерации, в центр временного содержания иностранных граждан МО МВД России
«Димитровградский» с 26.11.2024 по 26.02.2025.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе УМВД России по Ульяновской области просит отменить решение суда, как
незаконное и необоснованное, и принять новое решение о помещении Злонского В.В.
в центр временного содержания иностранных граждан МО МВД России «Димитровградский»
до исполнения решения о депортации. В обоснование жалобы приводит доводы,
аналогичные изложенным в административном иске.
В возражениях на
апелляционную жалобу Злонский В.В. просит решение суда оставить без изменения,
апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание
административный ответчик не явился, о месте и времени рассмотрения дела
извещен надлежащим образом, находится в ***, правом на личное участие в
рассмотрении дела, а также посредством видеоконференцсвязи либо через своего
представителя не воспользовался.
Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.2
ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы дела,
обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной
жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в
порядке ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене решения суда в
связи со следующим.
В соответствии со
ст.176 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и
обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые
были исследованы в судебном заседании.
При принятии
решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном
административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в
деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при
необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения
(ч.2 ст.178 КАС РФ).
Пленумом
Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.12.2003
№ 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том
случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в
полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению
к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях
аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда
имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом
доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и
допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также
тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из
установленных фактов (пункты 2 и 3).
Принятое по делу
решение не отвечает названным требованиям.
Принимая решение
об отказе в удовлетворении административного иска УМВД России по Ульяновской
области, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для
помещения Злонского В.В. в центр временного содержания иностранных граждан МО
МВД России «Димитровградский», сославшись на неисполнимость принятого в
отношении административного ответчика решения о депортации от ***, на
невозможность оформления проездных документов и организации сопровождения
административного ответчика до пункта пограничного пропуска, так как депортация
его в страну гражданской принадлежности невозможна из-за разрыва
дипломатических отношений с ***, а также на то, что при указанных
обстоятельствах содержание Злонского В.В. в центре временного содержания
нарушит его право на свободное передвижение, возможность проживать и общаться с
родственниками.
С данным выводом
суда нельзя согласиться, поскольку он основан на неправильном определении
обстоятельств, имеющих значение для административного дела, ненадлежащем
применении норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Приходя к такому
выводу, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с
ч.1 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина,
подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении
срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или
реадмиссии, в специальном учреждении подается территориальным органом
федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по
контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
Согласно ст.1
Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской
Федерации и въезда в Российскую Федерацию» выезд из Российской Федерации и
въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию)
регулируются Конституцией
Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим
Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на
основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации,
постановлениями Правительства Российской Федерации.
В силу частей 5 и 6
статьи 25.10 названного Федерального закона иностранный гражданин или лицо без
гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания
(проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в
порядке, предусмотренном федеральным законом. Иностранный гражданин или лицо
без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный
срок, подлежат депортации.
Согласно абз. 18
п.1 ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации» депортация — это принудительная
высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или
прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в
Российской Федерации.
В силу п.11 ст.31 Федерального
закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в
случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в
отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы,
вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской
Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое
решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в
соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти
в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного
иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора
Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного
гражданина, решение о его реадмиссии.
В соответствии с
п.12 ст.31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в
Российской Федерации» исполнение решения о депортации иностранного гражданина,
указанного в пункте 11
статьи 31 данного Федерального закона, осуществляется после отбытия
данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Иностранные
граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до
исполнения решения о депортации (пункт 9
статьи 31 названного Федерального закона).
Пунктом 9.3
статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что помещение иностранного
гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение на срок, не
превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом
исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на
основании решения руководителя указанного федерального органа или его
заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа
федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его заместителя.
В соответствии с пунктом 9.4
статьи 31 этого же Федерального закона, за исключением случая,
предусмотренного пунктом 9.3
данной статьи, помещение в специальное учреждение иностранных
граждан, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании
решения суда.
Как установлено
судом и следует из материалов дела, приговором Приморского районного суда
г.Новороссийска Краснодарского края от 27.05.2021 гражданин *** Злонский В.В., ***
года рождения, осужден за совершение особо тяжкого преступления по п. «а»
ч. 3 ст. 111 Уголовного кодекса Российской Федерации к 4 годам
6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии
строгого режима.
Распоряжением ФСИН
России от *** пребывание (проживание) в Российской Федерации Злонского В.В.
признано нежелательным сроком на 10 лет после отбытия наказания до момента
погашения судимости в соответствии с ч.3 ст.86 УК РФ. Распоряжение принято в
соответствии с ч.4 ст.25.10 Федерального закона №114-ФЗ «О порядке выезда из
Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (л.д. 7).
С данным
распоряжением административный ответчик был ознакомлен в период отбывания
наказания.
*** УМВД России по
Ульяновской области принято решение о депортации гражданина *** Злонского В.В.
за пределы Российской Федерации (л.д. 8).
Названные
распоряжение и решение являются действующими, не оспорены, незаконными не
признаны и подлежат исполнению.
Административный
ответчик отбывал наказание в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области,
освободился 26.11.2024 по отбытию срока наказания. Решением УМВД России по
Ульяновской области от *** Злонский В.В. был помещен в Центр временного
содержания иностранных граждан МО МВД России «Димитровградский» с местом
дислокации: ***, для решения вопроса о его депортации за пределы Российской
Федерации (л.д. 9).
Злонский В.В. не
имеет документов, позволяющих ему на законных основаниях пребывать в Российской
Федерации после освобождения из мест лишения свободы, а также осуществлять
трудовую деятельность в Российской Федерации, поскольку в силу статей 7, 8, 18
Федерального закона от 25.07.2022 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации» принятое в отношении него распоряжение о нежелательности
пребывания (проживания) в Российской Федерации является основанием к отказу в
получении разрешения на временное проживание в Российской Федерации, вида на
жительство в Российской Федерации, а также разрешения на работу.
Учитывая
установленные выше обстоятельства, принимая во внимание, что Злонский В.В. не
имеет законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации,
распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) административного
ответчика в Российской Федерации и решение о его депортации за пределы
Российской Федерации являются действующими и не отменены, судебная коллегия
приходит к выводу о правомерности заявленных УМВД России по Ульяновской области
требований о помещении гражданина *** Злонского В.В., подлежащего депортации, в
центр временного содержания иностранных граждан МО МВД России
«Димитровградский» с 26.11.2024 по 26.02.2025.
Ссылки
административного ответчика о том, что он имеет возможность проживания на
территории Российской Федерации в ***, намеревается обратиться в органы МВД
России за предоставлением временного убежища на территории Российской
Федерации, наличии супруги и детей, не имеют правового значения для разрешения
настоящего административного спора, поскольку документы, подтверждающие
законность нахождения на территории Российской Федерации у него отсутствуют.
Не имеется
оснований и для вывода о том, что Злонский В.В. не представляет угрозы для
общества, ввиду того, что сам факт совершения им особо тяжкого преступления на
территории Российской Федерации свидетельствует о непризнании законодательства
Российской Федерации, совершении противоправных действий.
Помещение
иностранного гражданина в специальное учреждение является механизмом реализации
решения уполномоченного органа о депортации этого иностранного гражданина и при
наличии такого решения, предполагающего принудительное перемещение иностранного
гражданина через Государственную границу Российской Федерации за пределы
Российской Федерации, само по себе не влечет нарушения прав, вызванного
депортацией, и не может рассматриваться как ограничение права на свободу и
личную неприкосновенность, несоразмерным целям, указанным в части 3
статьи 55 Конституции Российской Федерации, поскольку данное
ограничение свободы прямо предусмотрено статьей 31
Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В силу
изложенного, учитывая необходимость обеспечения исполнения действующего решения
о депортации административного ответчика за пределы российской Федерации,
принятое по делу решение суда не может быть признано законным и обоснованным и
подлежит отмене на основании п.п. 1, 4 ч. 2 ст. 310 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации с принятием по делу
нового решения об удовлетворении требований УМВД России по Ульяновской области.
Судебная коллегия
приходит к выводу о наличии установленных законом оснований для помещения и
содержания Злонского В.В. в Центр временного содержания иностранных граждан МО
МВД России «Димитровградский» для исполнения решения УМВД России по Ульяновской
области от *** о его депортации.
Принимая во
внимание, что в настоящее время Злонский В.В. убыл из *** и находится по
адресу: ***, действия по исполнению решения суда о помещении административного
ответчика в центр временного содержания иностранных граждан для исполнения
решения о депортации следует совершить административному истцу УМВД России по
Ульяновской области.
Срок помещения
административного ответчика в центр временного содержания иностранных граждан необходимо
исчислять с даты помещения Злонского В.В. в центр временного содержания
иностранных граждан по 26.02.2025, согласно заявленным в иске требованиям.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мелекесского
районного суда Ульяновской области от 26 ноября 2024 года отменить.
Принять по делу
новое решение.
Административное
исковое заявление Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации
по Ульяновской области к Злонскому Владимиру Владимировичу, *** года рождения,
о помещении в центр временного содержания иностранных граждан удовлетворить.
Поместить гражданина
*** Злонского Владимира Владимировича, *** года рождения, подлежащего
депортации за пределы Российской Федерации, в центр временного содержания
иностранных граждан МО МВД России «Димитровградский», с даты прибытия Злонского
Владимира Владимировича в центр временного содержания иностранных граждан по 26
февраля 2025 года.
Исполнение решения
суда возложить на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации
по Ульяновской области.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 13.12.2024.
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |