Безопасность О назначении выплаты в связи с рождением первого ребенка

О назначении выплаты в связи с рождением первого ребенка

127

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0004-01-2021-008902-51

Судья Высоцкая А.В.                                                       
Дело 33-592/2022 (33-5627/2021)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  
15 февраля 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре  Абросимовой
А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-3111/2021
по апелляционной жалобе областного государственного казенного учреждения
социальной защиты населения Ульяновской области на решение Заволжского
районного суда города Ульяновска от 22 сентября 2021 года, по которому
постановлено:

 

исковые требования Щербаковой Олеси Константиновны к областному
государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской
области о признании решений об отказе в предоставлении государственной услуги
по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка
недействительными, о назначении ежемесячной выплаты, удовлетворить частично.

Признать недействительными решения областного
государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской
области об отказе в предоставлении Щербаковой Олесе Константиновне
государственной услуги по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением
первого ребенка, принятые по заявлению от 03.04.2021, по заявлению от
18.06.2021.

Обязать областное государственное казенное учреждение
социальной защиты населения Ульяновской области назначить Щербаковой Олесе
Константиновне с 31.01.2021 ежемесячную выплату в связи с рождением дочери Щ***
А*** Л***, *** года рождения, в удовлетворении остальной части иска отказать.   

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Щербакова О.К. обратилась в суд с иском к областному
государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской
области (далее — ОГКУСЗН Ульяновской области, Учреждение) о признании решений
об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной
выплаты в связи с рождением первого ребенка недействительными, назначении
ежемесячной выплаты. В обоснование иска указала, что является матерью Щ***
А.Л., *** года рождения. 15.02.2021 она обратилась через многофункциональный
центр к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги –
ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, однако 25.03.2021 в
предоставлении данной услуги было отказано по причине отсутствия подтверждающих
сведений о доходах каждого члена семьи за период с 01.08.2019 по 31.07.2021.
03.04.2021 она подала заявление вновь, представив необходимые документы, однако
в удовлетворении данного заявления было отказано по причине того, что она не
уплатила налог с полученного дохода. 18.06.2021 она вновь обратилась с
заявлением о предоставлении государственной услуги – ежемесячной выплаты в
связи с рождением первого ребенка, представив все необходимые документы, однако
в удовлетворении заявления ей было отказано по причине отсутствия у нее дохода
от трудовой деятельности. С решением ответчика она не согласна. С 20.03.2015
она не работает, в настоящее время осуществляет уход за ребенком. Супруг Щ***
Л.П. не работает с 30.11.2008, в период с 2014 года по 2016 года он являлся
индивидуальным предпринимателем, с 28.10.2020 по 27.01.2021 состоял на учете в
качестве безработного, в настоящее время является самозанятым. Просила признать
недействительными отказы в предоставлении государственной услуги – ежемесячной
выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка по заявлению от
15.02.2021, от 03.04.2021, от 18.06.2021, назначить ей ежемесячную выплату в
связи с рождением первого ребенка с момента возникновения права на выплату – со
дня рождения ребенка.

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше
решение.

В апелляционной жалобе ОГКУСЗН Ульяновской области считает
решение суда незаконным и подлежащим отмене. Не соглашается с выводами суда о
том, что истцом представлены необходимые документы, свидетельствующие об
отсутствии у нее и супруга доходов и о наличии в связи с этим права на
получение спорной выплаты. Ссылку суда на письмо Минтруда России от
07.03.2018 № 12-1/10/П-1584 «О направлении ответов на наиболее часто
встречающиеся вопросы, возникающие в ходе реализации Федерального закона от
28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» считает
неправомерной, так как данное письмо не зарегистрировано в Минюсте и не имеет
юридической силы, является частным мнением должностного лица. Полагает
несостоятельными выводы суда о том, что в законе отсутствуют ограничения на
назначение пособия в том случае, если в проверяемый период не все члены семьи
имели доход. Для определения права на получение спорной ежемесячной выплаты
необходимо было представить доходы истца за 12 календарных месяцев. По делу
было установлено, что истец и ее супруг официально нигде не работали, в
кадровом центре за указанный период на учете в качестве безработных не
состояли. Соответственно отказ в назначении указанной выплаты на ребенка
правомерен, поскольку невозможно было определить среднедушевой доход семьи, а
нуждаемость семьи истца в поддержке документально не подтверждена. Отсутствие
официальных доходов не может свидетельствовать об отсутствии неофициальных доходов
семьи истца, которые нигде не декларируются. Указанные факты судом не учтены.
Кроме того, суд не истребовал сведения о счетах, открытых на имя истца и ее
супруга, о наличии зарегистрированных на имя истца и супруга транспортных
средств. Вследствие нарушения судом норм процессуального права достоверно
определить нуждаемость семьи в спорной выплате не представилось возможным.

В возражениях на апелляционную жалобу Щербакова О.К. просит решение суда оставить без изменения,
апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно
жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с
21.07.2017 Щербакова О.К. состоит в зарегистрированном браке с Щ*** Л.П.

Щербакова О.К. является матерью несовершеннолетней Щ***
А.Л., *** года рождения.

15.02.2021 Щербакова O.K.
обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ежемесячной выплаты в
связи с рождением первого ребенка.

Решением ответчика от 17.02.2021 в предоставлении
государственной услуги Щербаковой О.К. было отказано в связи с отсутствием
сведений о доходах супруга истца за период с 01.08.2019 по 31.07.2020.

03.04.2021 Щербакова O.K.
вновь обратилась с заявлением о предоставлении ежемесячной выплаты в связи с
рождением первого ребенка.

Решением ответчика от 07.04.2021 в предоставлении
государственной услуги истцу было отказано по причине отсутствия доходов за
период с 01.09.2019 по 31.08.2020.

18.06.2021 Щербакова O.K.
обратилась с аналогичным заявлением, в удовлетворении которого решением
ответчика от 10.07.2021 вновь было отказано в связи с отсутствием сведений о
доходах членов семьи за период с 01.12.2019 по 30.11.2020.

Полагая отказы ответчика в назначении ежемесячного пособия
на ребенка незаконным, Щербакова О.К. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным
правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об
удовлетворении иска.

Вывод
суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не
усматривает.

Основания
и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением
(усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением
(усыновлением) второго ребенка установлены Федеральным законом от 08.12.2017 №
418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющих детей» (далее – Федеральный
закон № 418-ФЗ).

Статьей 1 Федерального закона № 418-ФЗ
установлено, что
право на получение ежемесячной выплаты в связи с
рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с
рождением (усыновлением) второго ребенка имеют граждане Российской Федерации,
постоянно проживающие на территории Российской Федерации (часть 1).

В
соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 418-ФЗ право на получение
ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго
ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с
01.01.2018, является гражданином Российской Федерации и если размер
среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного
минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской
Федерации в соответствии с пунктом 3
статьи 4
Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном
минимуме в Российской Федерации».

Ежемесячная
выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется
женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка, или отцу (усыновителю) либо
опекуну ребенка в случае смерти женщины, отца (усыновителя), объявления их
умершими, лишения их родительских прав или в случае отмены усыновления ребенка
(часть 3 ст. 1).

Порядок
осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого
или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а
также перечень
документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения,
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения
(часть 6 ст. 1).

В
целях единообразного применения данного Федерального закона могут издаваться
разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть
7 ст. 1).

В
силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 418-ФЗ ежемесячная выплата в связи с рождением
(усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения
ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев
со дня рождения ребенка.

Ежемесячная
выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка
назначается на срок до достижения ребенком возраста одного года. По истечении
этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты
сначала на срок до достижения ребенком возраста двух лет, а затем на срок до
достижения им возраста трех лет и представляет документы (копии документов,
сведения), необходимые для ее назначения (часть 3 ст. 2).

Частью 1 ст. 4 Федерального закона № 418-ФЗ
установлено, что п
ри расчете среднедушевого дохода семьи для назначения
ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго
ребенка учитываются следующие доходы семьи, полученные в денежной форме:
вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты
компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную
работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации (пункт 1);
пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в
соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством
субъекта Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи
с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации (пункт
2); компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным
объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей
(пункт 4); денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих,
сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов
уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской
Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых
законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной
службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные
выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная
компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством
Российской Федерации (пункт 5).

Согласно
ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 418-ФЗ при расчете среднедушевого дохода семьи
не учитываются суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет
средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных
бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими
чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.

Суммы
доходов, полученных от исполнения договоров гражданско-правового характера, а
также доходов от предпринимательской и иной деятельности делятся на количество
месяцев, за которые они начислены (получены), и учитываются в доходах семьи за
те месяцы, которые приходятся на расчетный период (часть 5 ст. 4).

Доходы
каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с
законодательством Российской Федерации (часть 6 ст. 4).

Приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.12.2017 №
889н утверждены Порядок
осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого
ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат
согласно приложению № 1; перечень
документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с
рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, согласно
приложению № 2 (далее – Порядок № 889н).

Пунктом
5 Порядка № 889н установлено, что заявление о назначении ежемесячной выплаты в
связи с рождением (усыновлением) первого ребенка или заявление
о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на
ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка может
быть подано в любое время в течение трех лет со дня рождения ребенка (родного,
усыновленного).

В
случае если заявление о назначении выплат подано не позднее шести месяцев со
дня рождения ребенка (родного, усыновленного), ежемесячная выплата в связи с
рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня
рождения ребенка (родного, усыновленного).

В
остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением)
первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.

К заявлению о назначении ежемесячной выплаты должны быть
приложены документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты
в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, перечень
которых предусмотрен приложением №
2
к Порядку (пункт 8 Порядка № 889н).

Согласно
п. 9 Порядка № 889н заявление о назначении выплат подается с предъявлением
следующих документов: документы,
удостоверяющие личность, подтверждающие место жительства (пребывания) или
фактического проживания заявителя (подпункт «а»); документы, удостоверяющие
личность и полномочия представителя заявителя, — в случае подачи заявления через
представителя (подпункт «б»).

В
соответствии с частью 4
статьи 2
Федерального закона № 418-ФЗ заявление о назначении выплат
в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка подается заявителем по месту
его жительства (пребывания) или фактического проживания в орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере
социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный
центр предоставления государственных и муниципальных услуг (п. 10 Порядка №
889н)).

Пунктом
19 Порядка № 889н установлено, что в течение 5 календарных дней после приема и
регистрации заявления о назначении выплат орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты
населения, в соответствии с частью 10
статьи 2
Федерального закона № 418-ФЗ запрашивает в соответствующих
органах сведения, необходимые для вынесения решения по принятому заявлению.

Расчет
среднедушевого дохода семьи производится органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты
населения, или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в
порядке, установленном статьей 4
Федерального закона №418-ФЗ (пункт 21 Порядка № 889н).

В
соответствии с частью 10
статьи 4
Федерального закона № 418-ФЗ в состав семьи, учитываемый
при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе
усыновитель), опекун ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у
гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруг (супруга)
такого гражданина, несовершеннолетние дети (пункт 22 Порядка № 889н).

Ежемесячная
выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка назначается органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия
в сфере социальной защиты населения, в месячный срок с даты приема
(регистрации) заявления о назначении выплат с документами (пункт 24 Порядка №
889н).

В
соответствии с частью 5
статьи 1
Федерального закона № 418-ФЗ ежемесячная выплата в связи с
рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется в размере
прожиточного минимума для детей, установленного в субъекте Российской Федерации
в соответствии с пунктом 3
статьи 4
Федерального закона от 24.10.2017 № 134-ФЗ «О прожиточном
минимуме в Российской Федерации» на год обращения за назначением указанной
выплаты (пункт 25 Порядка № 889н).

В
соответствии с частью 3
статьи 2
Федерального закона № 418-ФЗ ежемесячная выплата в связи с
рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается на срок до
достижения ребенком возраста одного года.

По
истечении указанного срока заявитель вправе подать новое заявление о назначении
выплат сначала на срок до достижения ребенком возраста двух лет, а затем на
срок до достижения им возраста трех лет и представляет документы,
предусмотренные пунктом 8 данных Правил (пункт 26 Порядка
№ 889н).

Из
приведенных выше положений закона следует, что для определения права истца на
получение спорной выплаты подлежали учету доходы Щербаковой О.К. и ее супруга
за период с 01.09.2019 по 31.08.2020 (по заявлению от 03.04.2021), с 01.12.2019
по 30.11.2020 (по заявлению от 18.06.2021).

Материалами дела подтверждено, что истец и ее супруг за
периоды, подлежащие учету, дохода от трудовой деятельности не имели.

Щербакова О.К. не работает с 20.03.2015, ее супруг – с
30.11.2008.

Супруг истца Щ*** Л.П. был зарегистрирован в качестве
безработного с 28.10.2020, снят с учета в качестве безработного с 29.01.2021,
получал пособие по безработице в период с ноября 2020 года по февраль 2021 года
в общей сумме 4500,01 руб.

За периоды, подлежащие учету, доход семьи истца состоял из
денежных средств, полученных по договору аренды транспортного средства от
01.06.2020 в общей сумме 27 000 руб., от продажи автомобиля по договору
купли-продажи от 15.03.2020 в сумме 30 000 руб.

Таким образом, доход семьи истца не превышал 2-кратную
величину прожиточного минимума трудоспособного населения, которая в 2021 году
была установлена постановлением Правительства Ульяновской области от 15.02.2021
№ 37-П в размере 11 417 руб. (2-кратная величина – 22 834 руб.).

С учетом данных обстоятельств суд первой инстанции пришел к
верному выводу о том, что отказ ответчика в назначении Щербаковой О.К.
ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка является незаконным.

Доводы жалобы о необоснованной ссылке суда на письмо
Минтруда России от 07.03.2018 № 12-1/10/П-1584 судебной коллегий отклоняются,
поскольку решение суда мотивировано не только указанием на данное письмо, но и
на нормы Федерального закона № 418-ФЗ и Порядок № 889н, которые не содержат в
качестве основания для отказа в назначении спорной выплаты отсутствие у лица
дохода от трудовой деятельности.

Доводы
жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно не истребовал  сведения о счетах, открытых на имя истца и ее
супруга, о наличии зарегистрированных на имя истца и супруга транспортных
средств, также несостоятельны, поскольку п. 15 Порядка № 889н органу
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия
в сфере социальной защиты населения, предоставлено право запрашивать документы
(сведения), необходимые для назначения выплат, а также осуществлять проверку
документов и сведений, представленных заявителем.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса                     Российской
Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение
Заволжского районного суда города Ульяновска от 22 сентября 2021 года оставить
без изменения, апелляционную жалобу областного государственного казенного
учреждения социальной защиты населения Ульяновской области – без
удовлетворения. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение  трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Заволжский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное
апелляционное определение изготовлено  17.02.2022.

 

 

О назначении выплаты в связи с рождением первого ребенка

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «О назначении выплаты в связи с рождением первого ребенка»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here