Безопасность О назначении ежемесячной выплаты

О назначении ежемесячной выплаты

154

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2021-003921-21

Судья Сизов И.А.                                                                
Дело № 33-3982/2021

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск        
                                                              28
октября 2021 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Федоровой Л.Г., Чурбановой Е.В.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-2132/2021
по апелляционной жалобе Алексеевой Янины Владимировны на решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 9 июня 2021 года, с учетом определения того же
суда от 10 августа 2021 года об исправлении описок, по которому постановлено:

в
удовлетворении исковых требований Алексеевой Янины Владимировны к Министерству семейной, демографической
политики и социального благополучия Ульяновской области,
Ульяновскому
областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения
«Единый областной центр социальных выплат», Областному государственному
казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области  о признании решения об отказе в назначении
ежемесячной выплаты на ребенка недействительным, об обязании назначить денежную
выплату – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г.,  пояснения Алексеевой Я.В., ее представителя
Трушиной Я.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя  ОГКУСЗН Ульяновской области Сапожниковой
Н.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Алексеева Я.В. обратилась в суд с иском к  Министерству семейной, демографической
политики и социального благополучия Ульяновской области, Ульяновскому
областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения
«Единый областной центр социальных выплат», Областному государственному
казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о
признании решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты на ребенка
недействительным, об обязании назначить денежную выплату.

Требования мотивировала тем, что является  матерью
несовершеннолетней дочери А*** М*** Р***, ***.2015 года рождения. С 2015 года
состояла в зарегистрированном браке с отцом ребенка Ч*** Р.В., брак с которым
прекращен 22.08.2017. В настоящее время несовершеннолетняя дочь проживает
вместе с ней,  отец материальной помощи
на содержание ребенка с момента расторжения брака не оказывал и не оказывает.
29.12.2020 она обратилась в Областное государственное казенное учреждение
социальной защиты населения Ульяновской области с заявлением о предоставлении
государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в
возрасте от трех до семи лет включительно. 09.02.2021 ею получено уведомление
об отказе в предоставлении данной выплаты на основании наличия в заявлении
неполных и (или) недостоверных сведений (отсутствуют сведения о наличии
исполнительного документа о взыскании алиментных платежей на содержание
несовершеннолетнего ребенка А*** М.Р.). Заочным решением Железнодорожного
районного суда г. Ульяновска от 09.12.2020 с Ч*** Р.В. в пользу Алексеевой Я.В.
взысканы алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка А*** М.Р. ***.2015
года рождения, ежемесячно в размере 1/6 части всех видов заработка и (или)
иного дохода с 05.11.2020 и по день совершеннолетия,  а затем определено взыскивать алименты на
содержание Алексеевой М.Р. ежемесячно в размере 1/4 части всех видов заработка
и (или) иного дохода ежемесячно по день ее совершеннолетия. При обращении в
уполномоченный орган за получением государственной услуги по  назначению денежной выплаты на ребенка, она
помимо, документов, дающих сумму получаемого ей дохода в виде заработной платы,
предоставила сведения о наличии вынесенного решения суда о взыскании в ее
пользу алиментов с отца ребенка. Указанное решение суда было направлено ей
почтой только 08.01.2021 и получено 15.01.2021, а исполнительный лист по
данному делу был направлен судом самостоятельно в службу судебных приставов на
исполнение. Постановление о возбуждении исполнительного производства о
взыскании алиментов направлено в ее адрес почтой 26.02.2021 и получено ею 10.03.2021.
Таким образом, на момент обращения в уполномоченный орган с заявлением о
назначении выплаты у нее отсутствовала копия решения суда о взыскании алиментов
и исполнительный лист по делу, поэтому представить эти документы совместно с
заявлением она не могла.

Просила суд, признать незаконным отказ Министерства
семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской
области в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от
трех до семи лет от 09.02.2021, обязать Министерство семейной, демографической
политики и социального благополучия Ульяновской области предоставить Алексеевой
Я.В. с 01.01.2020 ежемесячную денежную выплату на ребенка А*** М.Р. в возрасте
от трех до семи лет.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены
Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты
населения «Единый областной центр социальных выплат», Областное государственное
казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Алексеева Я.В. просит отменить
решение суда, принять по делу новое решение, которым удовлетворить  исковые требования.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда
является незаконным, необоснованным.

Ссылаясь на нормы действующего законодательства, считает,
что заявитель не обязана предоставлять документы, необходимые для назначения
ежемесячной выплаты, поскольку фактически законодательство устанавливает
обязанность уполномоченного органа в рамках межведомственного взаимодействия
запрашивать в органах и организациях документы, необходимые для назначения
ежемесячной выплаты на ребенка. Истицей при обращении в уполномоченный орган была
предоставлена справка о доходе, согласно которой среднедушевой доход её семьи
за период с июня 2019 по май 2020 составлял 2891 руб. 84 коп., что ниже
прожиточного минимума, установленного постановлением Правительства Ульяновской
области за 2 квартал 2019 года. При этом отсутствие исполнительного документа о
взыскании алиментных платежей никак не повлияло на сумму среднедушевого дохода
семьи для назначения выплаты за последние 12 месяцев, предшествующих шести
календарным месяцам перед месяцем подачи заявления (с июня 2019 по май 2020).
Считает, что суд необоснованно сослался на наличие на её банковском счете
денежных средств в размере 100 000 руб., поскольку законодательство не
обязывает учитывать движение по банковским счетам заявителя при расчете среднедушевого
дохода семьи для целей предоставления денежной выплаты на ребенка. Кроме того,
данные денежные средства ей не принадлежали и были возвращены на другую карту
той же датой. Считает, что у суда не имелось оснований для отказа в
удовлетворении исковых требований.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о
времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст.
327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК
РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы,  судебная коллегия приходит к
следующему.

Статья 7 Конституции Российской Федерации
провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством,
политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается
государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и
пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные
гарантии социальной защиты.

Согласно статье 38 Конституции Российской
Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В силу статьи 39 Конституции Российской
Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в
случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных
случаях, установленных законом.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой
инстанции,  Алексеева Я.В. является
матерью А*** М.Р., ***.2015 года рождения.

29.12.2020
Алексеева Я.В. обратилась через МФЦ  в
областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения
Ульяновской области с  заявлением о
назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи
лет. К заявлениям прилагались документы: копии паспорта, свидетельства о
рождении ребенка, свидетельства о расторжении брака, СНИЛС, свидетельства о
регистрации по месту жительства, свидетельства о постановке на учет в налоговом
органе, справка о доходах.

Решением
ответчика истцу отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в
возрасте от трех до семи лет включительно, на том основании, что в заявлении
указаны неполные и (или) недостоверные сведения (отсутствуют сведения о наличии
исполнительного документа о взыскании алиментных платежей на содержание
несовершеннолетнего ребенка А*** М.Р.) (л.д.7).

Не
согласившись с данным решением ответчика, истица обратилась в суд с настоящим
иском.

Разрешая
спор, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований,
между тем судебная коллегия не может согласиться с решением суда в силу
следующего.

Согласно статье 2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ
(ред. от 08.06.2020) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам,
имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и
состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а
также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации,
устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

Указом Президента РФ от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных
мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях повышения доходов
семей, имеющих детей, постановлено  установить с 1 января 2020 года
ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет
включительно, предоставляемую в порядке и на условиях, предусмотренных
законодательством субъектов Российской Федерации.

Данным Указом Президента РФ ( в редакции, действовавшей в
момент принятия решения ответчиком) установлено, что: а) ежемесячная выплата
предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает
величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте
Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24
октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за
второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной
выплаты; б) размер ежемесячной выплаты составляет 50 процентов величины
прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации
в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября
1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй
квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной
выплаты.

При установлении порядка и условий назначения ежемесячной
денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а
также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для
определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты применяются
Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной
выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (утвержденные  Постановлением
Правительства РФ от 31.03.2020 № 384 (ред. от 29.04.2020) «Об утверждении
основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной
выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов
(сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой
формы заявления о ее назначении».

Настоящие основные требования применяются органами
государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п.2 указанных Требований ежемесячная выплата
осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей,
установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года,
предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер
среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу
населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года,
предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

Согласно п.п.4, 5 указанных Требований право на получение
ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель
ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на
территории Российской Федерации.  Ежемесячная выплата осуществляется
со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 г., до
достижения ребенком возраста 8 лет.

Согласно п.9 указанных Требований заявление о назначении
ежемесячной выплаты подается в орган исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, уполномоченный на осуществление ежемесячной выплаты, либо в
организацию, находящуюся в ведении указанного уполномоченного органа, которой в
соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации переданы
полномочия по осуществлению ежемесячной выплаты, в том числе в электронном виде
с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый
портал государственных и муниципальных услуг» или с использованием
регионального портала государственных и муниципальных услуг — по решению органа
государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно п.10 указанных Требований заявление подается в
соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384 «Об утверждении основных
требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на
ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов
(сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой
формы заявления о ее назначении».

Согласно п.12 указанных Требований документы (сведения),
необходимые для назначения ежемесячной выплаты,
примерный перечень которых утвержден постановлением Правительства
Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384 «Об утверждении основных
требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на
ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов
(сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой
формы заявления о ее назначении» (далее — сведения), запрашиваются
уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и
(или) организациях, в распоряжении которых они находятся. Срок подготовки и
направления ответа на межведомственный запрос не может превышать 5 рабочих дней
со дня поступления межведомственного запроса в орган и (или) организацию.

Согласно п.16 указанных Требований решение об отказе в
назначении ежемесячной выплаты принимается в случае, в
частности,  когда размер среднедушевого дохода семьи превышает
величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте
Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за
назначением указанной выплаты.

Согласно п.21 указанных Требований  при расчете
среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи,
полученные в денежной форме: а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных
обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера,
вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия.
При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые
членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного
органа) — налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения
(управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы,
полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где
фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или
откуда производилась выплата указанного вознаграждения; б) пенсии, пособия и
иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством
Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации,
актами (решениями) органов местного самоуправления; в) стипендии, выплачиваемые
лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и
образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по
очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, докторантам
образовательных организаций высшего образования и научных организаций и лицам,
обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные
выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом
отпуске по медицинским показаниям; г) алименты; д) выплаты правопреемникам
умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании; е) ежемесячные
страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний; ж) денежное довольствие
(денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел
Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы,
органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов
Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской
Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с
правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие
постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация
взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации
(при наличии); з) компенсации, выплачиваемые государственным органом или
общественным объединением за время исполнения государственных или общественных
обязанностей; и) дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с
ценными бумагами;  к) проценты,
полученные по вкладам в кредитных учреждениях; л) доходы от предпринимательской
деятельности и от осуществления частной практики; м) доходы от продажи, аренды
имущества; н) доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении
исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.

Согласно п.22 указанных Требований среднедушевой доход семьи
для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех
членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае
представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев),
предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о
назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов
всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

Согласно п.28 указанных Требований уполномоченный орган
вправе проверять достоверность сведений о доходах семьи, указанных заявителем в
заявлении. В этих целях уполномоченный орган вправе запрашивать и безвозмездно
получать необходимые сведения от органов, предоставляющих государственные
услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных
органов, органов местного самоуправления и организаций, подведомственных
государственным органам или органам местного самоуправления.

Аналогичные положения установлены и  «Порядком и
условиями назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех
до семи лет включительно», утвержденным Указом Губернатора Ульяновской области
от 09.04.2020 № 47 «Об установлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в
возрасте от трех до семи лет включительно».

Проверяя
доводы жалобы истца, судебная коллегия учитывает условия назначения выплаты, а
также правила расчета среднедушевого дохода.

В суд
апелляционной инстанции ответчиком представлен расчет среднедушевого дохода
семьи Алексеевой Я.В. за период с 01.06.2019 по 31.05.2020, в котором учтены
заработная плата истицы за указанный период в сумме 80 904 руб. 22 коп. и
компенсация родительской платы за присмотр и уход за ребенком, осваивающим
образовательную программу дошкольного образования в организации, осуществляющей
образовательную деятельность в сумме 496 руб. 48 коп. (81 400 руб. 70 коп.
:12 мес. : 2 чел = 3391 руб. 69 коп.)

Разрешая
спор, суд установил, что на счет истицы, открытый в ПАО «Сбербанк России»
04.02.2020 были зачислены денежные средства в размере 100 500 руб., которые по
ее пояснениям ей не принадлежат и в этот же день были ею возвращены.

Ответчиком
произведен расчет среднедушевого дохода семьи и с учетом указанных денежных
средств и составил 7 579 руб. 19 коп.

В
соответствии постановлением Правительства Ульяновской области от 21.08.2019
№416-П (в ред.23.10.2019) «О прожиточном минимуме в Ульяновской области за II квартал 2019 года»
установлена величина прожиточного минимума в Ульяновской области за II квартал 2019 года в
расчете на душу населения – 10 343 руб.

В IV
квартале 2020 года в Ульяновской области была установлена величина прожиточного
минимума в расчете на душу населения – 10 306 рублей.

Таким
образом, размер среднедушевого дохода семьи Алексеевой Я.В. за расчетный период
не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в
субъекте  Российской Федерации.

Основанием
для отказа в назначении спорной выплаты послужило наличие в заявлении
Алексеевой Я.В. о предоставлении государственной услуги, по назначению
ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет
включительно, недостоверных сведений  о
взыскании алиментов.

Между
тем истица недостоверные сведения не сообщала.

Как
следует из материалов дела заочным решением Железнодорожного районного суда
г.Ульяновска от 09.12.2020  были взысканы
алименты в пользу истицы с Ч*** Р.В. на содержание дочери А*** М.Р., ***.2015
года рождения в размере 1\6 части всех видов заработка и (или) иного дохода с
05.11.2020 и до совершеннолетия ребенка (л.д.16-17).

Исполнительное
производство в отношении Ч***  Р.В. возбуждено
29.12.2020 (л.д.20-22), в этот же день она обратилась в Областное
государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской
области заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в
возрасте от трех до семи лет.

Таким образом, Алексеевой Я.В.  было необоснованно
отказано в спорной выплате на ребенка от трех до семи лет, так как размер
среднедушевого дохода семьи Алексеевой Я.В. за период, подлежащий оценке, не
превышал величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в
субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от
24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

С учетом изложенного решение суда не может быть признано
законным и обоснованным, подлежит отмене, по делу надлежит принять новое
решение, которым        обязать Областное
государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской
области назначить Алексеевой Я.В. ежемесячное пособие на ребенка А*** М.Р., ***.2015
года рождения от трех до семи лет включительно.

Возложить на 
Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной
защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» обязанность
выплатить Алексеевой Я.В. ежемесячное пособие на ребенка А*** М.Р., ***.2015
года рождения от трех до семи лет включительно; 
в удовлетворении исковых требований Алексеевой Я.В. к Министерству
семейной, демографической  политики и
социального благополучия Ульяновской области следует отказать.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р
Е Д Е Л И Л А:

 

решение
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 9 июня 2021 года, с учетом
определения того же суда от 10 августа 2021 года об исправлении описок
отменить.

Принять
по делу новое решение.

Обязать Областное государственное казенное учреждение
социальной защиты населения Ульяновской области назначить Алексеевой Янине
Владимировне ежемесячное пособие на ребенка А*** М*** Р***, ***.2015 года
рождения от трех до семи лет включительно.

Обязать Ульяновское областное государственное казенное
учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных
выплат» выплатить Алексеевой Янине Владимировне ежемесячное пособие на ребенка
А*** М*** Р***, ***.2015 года рождения от трех до семи лет включительно.

В удовлетворении исковых требований к Министерству семейной,
демографической  политики и социального
благополучия Ульяновской области, 
отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение  трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через  Ленинский районный суд
г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 1
ноября  2021 года.

 

 

О назначении ежемесячной выплаты

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «О назначении ежемесячной выплаты»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here