У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0025-01-2021-002074-22
Судья Бирюкова М.В.
Дело № 33а-1726/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 27
апреля 2022 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой
Е.В., Лифановой З.А.,
при секретаре Насыбулловой
Э.Ф.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного
учреждения «Исправительная колония №6 Управления Федеральной службы исполнения
наказаний по Хабаровскому краю», Федеральной службы исполнения наказаний на
решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 13 января 2022
года по делу №2а-44/2022, по которому постановлено:
административные исковые требования
Шайдуллова Азата Зайдятовича удовлетворить частично.
Признать незаконными и нарушающими права
осужденного Шайдуллова Азата Зайдятовича действия (бездействие) федерального
казенного учреждения «Исправительная колония №6 Управления Федеральной службы
исполнения наказаний по Хабаровскому краю», выразившиеся в необеспечении в
период с 01.06.2021 по 06.08.2021
Шайдуллова Азата Зайдятовича горячим водоснабжением в камере, где он
отбывает наказание.
Взыскать с Российской Федерации в лице
главного распорядителя средств федерального бюджета – Федеральной службы
исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Шайдуллова
Азата Зайдятовича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном
учреждении за период с 01.06.2021 по 06.08.2021 в размере 5000 руб.
В удовлетворении остальной части
административных исковых требований Шайдуллова Азата Зайдятовича отказать.
Решение в части взыскания с Российской
Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета –
Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в
пользу Шайдуллова Азата Зайдятовича компенсации за нарушение условий содержания
в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению.
Заслушав
доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия
установила:
Шайдуллов А.З. обратился в суд с
административным исковым заявлением к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому
краю, ФСИН России, Министерству финансов Российской Федерации о признании
действий (бездействия) незаконным, взыскании компенсации за нарушение условий
содержания при отбывании наказания, указав, что с 17.10.2017 он содержится в
ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, где нарушаются его права на
надлежащие условия содержания в связи с необеспечением горячим водоснабжением в
камере.
Просил суд признать бездействие ФКУ ИК-6
УФСИН России по Хабаровскому краю по необеспечению его в камере содержания
горячим водоснабжением в период с 01.06.2021 по 06.08.2021 незаконным, взыскать
с ФСИН России за счет казны РФ за нарушение условий содержания компенсацию в
размере 30 000 руб.
К участию в деле в качестве административного
ответчика привлечено Управление Федерального казначейства по Ульяновской
области.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФКУ ИК-6 УФСИН России
по Хабаровскому краю, ФСИН России не соглашаются с решением суда, просят его
отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований
административного истца.
Указывают, что Свод правил 308.1325800.2017,
на который ссылается суд, не подлежит применению при разрешении настоящего
спора, так как он распространяется на проектирование, строительство,
реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений
исправительных учреждений и включает основные требования к планировке и
застройке данных учреждений и был введен после проектирования, строительства и
ввода в эксплуатацию здания колонии.
На момент начала строительства ФКУ ИК-6 УФСИН
России по Хабаровскому краю в 1994 году система водоснабжения и канализации
были спроектированы в соответствии с «Временными нормами проектирования
следственных изоляторов МВД России», согласно п.8.7 которых система
водоснабжения прокладывается за пределами камер в вертикальных штрабах в стенах
со стороны коридора.
В ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю
горячее водоснабжение обеспечивается путем нагрева холодной воды в
электрических водонагревателях накопительного типа, установленных в душевых.
При помывке административный истец пользуется горячей водой. Для стирки
постельных принадлежностей и нательного белья в колонии имеется прачечная. В
камере для нагрева воды разрешается пользоваться кипятильником.
Не соглашаются с присужденной компенсацией за
нарушение условий содержания, поскольку нарушение правил проектирования, если
такие имеются, не является нарушением условий содержания, и каких-либо
негативных последствий, связанных с допущенным административным ответчиком
нарушением, не установлено.
Администрация колонии обращалась к Главе
Эльбанского городского поселения Амунского муниципального района по вопросу
отсутствия горячего водоснабжения. 08.10.2021 после запуска системы отопления в
камеры подается горячая вода.
В заседание суда апелляционной инстанции
лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела
извещены надлежащим образом. Шайдуллов А.З. отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН
России по Хабаровскому краю, правом на участие в деле посредством
видеоконференцсвязи, а также через своего представителя не воспользовался.
Судебная коллегия с учетом положений ст.150,
ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с ч.1 ст.227.1 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что
нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном
учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с
условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении
решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их
должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22
настоящего кодекса, может заявить требование о присуждении компенсации за
нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными
договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в
исправительном учреждении.
Частью 5
статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного искового
заявления, поданного в соответствии с ч.1 ст.227.1 данного кодекса, суд
устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством
Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий
содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также
характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение
допущено, его последствия.
В случае присуждения компенсации, решение
суда должно содержать указание на это и сведения о размере компенсации,
наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств
федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской
Федерации и представлявшего интересы Российской Федерации по делу о присуждении
компенсации (подп. «б» п.2 ч.7 ст.227.1 КАС РФ).
Согласно ч.1 и ч.2 ст.12.1
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и
отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий
его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством
Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет
право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного
судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к
Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации
компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания
осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя
с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и
последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной
власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Статьей 10
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы
осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их
правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении
наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации
с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным
и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных
определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации исходя из
порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
В соответствии со ст.99
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации минимальные нормы
материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
Статьей 9
Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-I «Об учреждениях и органах,
исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что
финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы
является расходным обязательством Российской Федерации.
Из содержания подп.6 п.3
Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом
Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314, следует, что задачей ФСИН
России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий
содержания, соответствующих нормам международного права, положениям
международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися
в п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018
№47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении
административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц,
находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания
лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной
законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией
Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного
права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности
указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение,
обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в
частности, части 1, 2 ст.27.6 КоАП РФ, статьи 7,
13
Федерального закона от 26.04.2013 №67-ФЗ «О порядке отбывания административного
ареста», статьи 17,
22,
23,
30,
31
Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьи 93,
99,
100
УИК РФ, п.2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ч.5 ст.35.1
Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации», ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Условия содержания лишенных свободы лиц
должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима
места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких
требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (пункт
14).
Федеральный закон
от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения
как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на
охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно п.3 ст.39 названного Федерального
закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан,
индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу ч.3 ст.101 Уголовно-исполнительного
кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет
ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и
противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Вопросы материально-бытового и
медико-санитарного обеспечения осужденных к лишению свободы урегулированы
статьями 99 и 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Приказом Министерства строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 №1454/пр
утвержден свод правил «Исправительные учреждения и центры
уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», в соответствии с
пунктами 19.2.1 и 19.2.5 которого здания исправительных учреждений должны быть
оборудованы, в том числе, горячим водоснабжением согласно требованиям СП
30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также действующих
нормативных документов. Подводку горячей воды следует предусматривать к
санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам,
раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Требования о подводке горячей воды к
умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены также
Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных
учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской
Федерации, утвержденной приказом Минюста России от 02.06.2003 №130-дсп, которая
была признана утратившей силу приказом Минюста России от 22.10.2018 №217-дсп.
Как установлено судом, Шайдуллов А.З. осужден
16.06.2009 Ульяновским областным судом по ч.3 ст.33 п.п. «к, в» ч.2 ст.105,
п.п. «а, б, з» ч.2 ст.105, ч.2 ст.222, ч.4 ст.162, ч.1 ст.30 п.п. «д, ж, з» ч.2
ст.105 УК РФ, на основании ч.3 ст.69, ч.5 ст.69 УК РФ к пожизненному лишению
свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. С
10.10.2017 по настоящее время административный истец отбывает наказание в ФКУ
ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Обращаясь с настоящим административным иском,
Шайдуллов А.З. указал на ненадлежащие условия содержания в исправительном
учреждении в связи с отсутствием в камере горячей воды в период с 01.06.2021 по
06.08.2021.
Разрешая требования административного истца
об оспаривании условий содержания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю,
суд первой инстанции установил, что в камере, где отбывает наказание
административный истец, отсутствовало горячее водоснабжение, что связано с
нерабочим состоянием газовой котельной, которая должна обеспечивать горячей
водой названную колонию.
Вывод суда о нарушении со стороны колонии
прав осужденного Шайдуллова А.З. по обеспечению горячим водоснабжением в
камере, что служит основанием для взыскания в пользу административного истца
компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
судебная коллегия считает правильным.
Отсутствие в камере горячей воды безусловно
причиняло административному истцу нравственные и физические страдания, поскольку
на позволяло осужденному надлежащим образом обеспечивать личную гигиену.
При определении размера компенсации за
нарушение условий содержания в исправительном учреждении суд руководствовался
принципом разумности, учел, что административным ответчиком принимались меры к
обеспечению горячего водоснабжения корпуса колонии, в котором содержится
административный истец, обеспечено горячее водоснабжение электрическими
нагревателями в отдельных помещениях (душевых), которым пользуется осужденный
два раза в неделю в целях соблюдения личной гигиены, приняты во внимание
характер допущенного нарушения и период, в который Шайдуллов А.З. не был
обеспечен горячим водоснабжением в камере содержания.
С учетом оценки приведенных обстоятельств в
их совокупности суд пришел к выводу о взыскании в пользу административного
истца компенсации в размере 5000 руб., что следует признать разумным и
достаточным.
Доводы апелляционной жалобы направлены на
иную оценку установленных судом обстоятельств, оснований для чего судебная коллегия
не усматривает.
Принятое по делу решение является правильным,
судом надлежаще определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно
применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, дана полная и
объективная оценка представленным доказательствам. Процессуальных нарушений,
влекущих в силу ч.1 ст.310 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации безусловную отмену решения, судом не допущено.
Оснований для удовлетворения апелляционной
жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.309 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чердаклинского районного суда
Ульяновской области от 13 января 2022 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Исправительная колония
№ 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю»,
Федеральной службы исполнения наказаний России – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает
в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести
месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по
правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение
изготовлено 05.05.2022.
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |