Здоровье Медицинский психолог Юлия Сиденкова: ЕГЭ – проверка психики на прочность

Медицинский психолог Юлия Сиденкова: ЕГЭ – проверка психики на прочность

331

EGEВпереди Единый государственный экзамен, а это значит, что для школьников и их родителей наступает период напряженной подготовкиSidenkova. Мы задали несколько вопросов о том, как настроиться на позитивный лад перед экзаменом и справиться с перенапряжением и стрессом, главному внештатному специалисту по медицинской психологии Министерства здравоохранения Ульяновской области Юлии Сиденковой.

Юлия Владимировна, как организовать процесс подготовки к ЕГЭ с наибольшей пользой?

Обучение, как планомерный организованный процесс познания нового материала, включает в себя следующие этапы:

– восприятие учебного материала;

– осмысление материала, образование понятий;

– закрепление и совершенствование знаний, выработка умений и навыков;

– применение их на практике.

На каждом этапе важная роль отводится самостоятельной работе. Проверка усвоенных знаний и навыков – обязательный момент в обучении.

Стоит ли воспринимать сдачу экзаменов как выраженный стрессогенный фактор?

И да, и нет. При нормальном физическом и интеллектуальном развитии, сформированной учебной мотивации, психологической устойчивости и стрессоустойчивости, при наличии здоровой семьи, которая является основой для формирования самодостаточной личности, трудностей обычно не возникает. Что делать, если мы понимаем, что не имеем устойчивой психологической платформы? Работать над собой можно начинать в любом возрасте. Осознав свои сильные и слабые стороны, легче выявить актуальное направление работы.

То есть школьникам нужно вырабатывать психологическую устойчивость?

Психологическая устойчивость – это процесс сохранения оптимального режима работы психики в изменяющихся условиях и их стрессового воздействия. Это свойство личности формируется у человека в процессе его развития и не является генетически обусловленным. Оно зависит от таких факторов, как нервная система человека, его воспитание, опыт, уровень развития и т.д. Это не стопроцентная гарантия устойчивости вообще ко всему. Основополагающей характеристикой психологической устойчивости является именно гибкость, мобильность психики.

Сейчас сложный период для всех, как пережить его с наименьшими «потерями»?

В связи с пандемией образ жизни людей резко изменился. Стресс однозначно коснулся всех. В четвертой четверти учебного года изменился формат обучения. Кто испытывал больший стресс, учителя, родители или ученики – спорный вопрос. Вот где пригодилась мобильность психики и адекватность восприятия ситуации! Известно, что длительность неблагоприятной ситуации и отсутствие временного прогноза усиливает стрессовое воздействие. Выстраивание рабочего процесса органами власти Российской Федерации вносит ясность, которая помогает адаптировать режим и пережить это трудное время. Эмоциональное состояние детей напрямую зависит от состояния взрослых. Тема «Как подготовиться к успешной сдаче экзаменов» довольно проработана. Вспомните советы, алгоритм действий. Вот некоторые из них.

Советы родителям

– Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенной единицей измерения измерения его возможностей.

– Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

– Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

– Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем выше вероятность допущения ошибок.

– Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто кроме Вас не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

– Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

Рекомендации ученикам

– Составь план занятий на каждый день подготовки. Необходимо четко определитьфронт работы на сегодня – какие именно разделы и темы нужно изучить.

– Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

– Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

– Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник.

– Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

– Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

– Тренируйся с секундомером, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).

– Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

– Накануне экзамена с вечера прекрати подготовку, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

В заключение хочется напомнить о признаках здоровой семьи и психического здоровья. Возможно, есть над чем задуматься и поработать.

Признаки здоровой семьи

Возможность выражать свои чувства.

Каждый член семьи является признанным, так как является членом семьи.

У каждого члена семьи есть право выбора.

В семье существуют ритуалы и обычаи для выражения близости.

Проявление открытой привязанности членов семьи друг к другу.

Чувство юмора, шутки в общении.

Ясные и понятные ожидания членов семьи друг от друга.

Наличие общих ценностей.

Признаки психического здоровья.

Способность любить другого человека.

Способность работать, создавать, творить.

Способность играть, шутить, быть несерьезным.

Способность выбирать безопасные отношения.

Способность к автономии и опоре на себя.

Способность принимать себя во всем многообразии.

Способность восстанавливаться после стресса и держать удар.

Реалистическая и устойчивая самооценка.

Наличие осознанной системы ценностей.

Способность испытывать любые эмоции и выносить связанное с этим напряжение.

Способность смотреть на себя со стороны.

Способность четко разделять себя и других.

Гибкость и адекватность использования психологических защит.

Способность принимать свое бессилие.

Уважаемые родители! Даже самый самостоятельный человек, видя заботу и участие близких людей в своих проблемах, приобретает необходимые для успеха качества: уверенность, спокойствие и, как следствие – стрессоустойчивость.

Медицинский психолог Юлия Сиденкова: ЕГЭ – проверка психики на прочность

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Медицинский психолог Юлия Сиденкова: ЕГЭ – проверка психики на прочность»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here