История Купцы Латухины. Балахнинские корреспонденты Н.М. Карамзина

Купцы Латухины. Балахнинские корреспонденты Н.М. Карамзина

219

В Нижнем Новгороде – в Центральном ар­хиве Нижегородской области – хранится автограф Николая Михайловича Карам­зина – письмо, напи­санное им отсюда 14 января 1813 года. Адресовано оно Николаю Яковлевичу Латухину с просьбой прислать в Ниж­ний Новгород на имя Карамзина (в дом Степана Алексеевича Львова) «Ново­городский летописец», «писанный от­части на пергаменте».

Как следует из этого письма, которое мы имеем возможность опубликовать, на тот момент Карамзин не был зна­ком лично со своим корреспондентом. Однако он был уверен, что для общей пользы Латухин исполнит его просьбу, т. к. любопытный для историка док­мент нужен был ему для «сочинения российской истории», которое пору­чил ему государь император. К тому же обещание доставить находящийся у Латухина «Новогородский летописец» дал его отец – Яков Петрович, купец I гильдии, владелец самого крупного в Балахне солеваренного завода, бургомистр Балахны.

Помог ли Николай Латухин знаме­нитому историку? Как у него оказался такой древний источник – «Новогород­ский летописец» на пергаменте? Чем были знамениты Латухины и Николай Яковлевич в частности? Сохранилось ли что-то от них в Балахне? В поисках ответов на эти опросы и появилась на­стоящая публикация.

Действительно, Николай Яковле­вич и его отец Яков Петрович оказали Карамзину неоценимую помощь: они передали ему не только списки «Ново­городской летописи», но и список так называемой «Степенной книги», со­ставленный в 1675–1677 годах архи­мандритом Макарьево-Желтоводского монастыря Тихоном на основе «Книги степенного царского родословия» – памятника Древней Руси. Этот список так и стал называться «латухинским».

Уникальные документы, чрезвычай­но редкие рукописи и книги передава­лись в семье Латухиных по наследству из поколения в поколение.

Родоначаль­ник династии Пётр Семёнович Латухин (около 1716–1793) – купец I гильдии – утверждал, что происходил от пересе­ленцев из Великого Новгорода – Стар­ковых. Может быть, «Новогородский летописец» на пергаменте хранился у Старковых? Однако исследователи оспаривают это утверждение. Балах­нинский краевед, доктор филологиче­ских наук В.И. Рукавишников пред­полагал, что во II половине XVII века предки Петра Семёновича жили в Ба­лахне, т. к. в Писцовой книге Балахны 1674–1676 годов среди дворов бедных посадских людей значится двор вдовы Палашки Латухиной с сыном Матюш­кой. Этот же источник упоминает Яко­ва Ерофеева сына Латухина – владельца торговой лавки и его сноху – Палашку Яковлевскую жену Акимову сына Лату­хина с сыном Матвеем.

Возможно, Латухины хотели скрыть своё незнатное происхождение, а кол­лекционированием древних ману­скриптов занялись, когда разбогатели. Так или иначе, первым Латухиных, прославившим фамилию и впослед­ствии скупившим всю Балахну был Пётр Семёнович. Вот как описывает путь Латухина-солепромышленника Мария Карташова в книге «Кристал­лы балахнинской соли»: «В 40-х го­дах XVIII века он стал приобретать на Балахнинском Усолье трубы и вар­ницы. Значительную часть рассолов он получил от своего тестя – Михаила Лоушкина, крупного балахнинского солепромышленника. Будучи бургоми­стром Балахны, занимался обширной торговлей, поставкой казённых вещей в Санкт-Петербург, Пётр Латухин приоб­рёл более 850 бадей рассола в лучших трубах Балахонского Усолья: Толстухе Большой, Порубчихе, Наугольной, Дубровинской, Андреевской и в других».

В середине XIX века о Петре Лату­хине писал и известный нижегород­ский краевед архимандрит Макарий (в 1866–1867 годах был епископом Ба­лахнинским): «Богатый солепромыш­ленник и поставщик казённых вещей в Санкт-Петербург», а В.Г. Короленко в своих очерках показал его неограни­ченную власть в Балахнинском маги­страте, который он возглавлял, будучи бургомистром. В 1748 году, став бургомистром Ба­лахны, Пётр Латухин купил место и построил на Большой дороге (сейчас – улица Дзержинского) каменную церковь с колокольней во имя Знамения Бо­городицы с приделом во имя Параскевы Пятницы. В советское время колоколь­ню снесли, а в храме устроили моло­козавод. Впрочем, даже в таком виде Знаменская церковь была включена в «Государственные списки памятников истории и культуры Нижегородской об­ласти» как памятник градостроитель­ства и архитектуры регионального зна­чения, датируемый XVIII веком.

Вскоре Пётр Латухин поселился ря­дом со Знаменской церковью, став её прихожанином. На земле, приобретен­ной им в 1749 году у Петра Игнатье­вича Осокина, богатого балахнинского купца, директора медеплавильных за­водов на Урале, был выстроен большой каменный дом – также фигурирующий в «Списках» памятников Нижегород­ской области и дошедший до наших дней (сейчас в нём – средняя школа).

Этот дом, большой и просторный, год от года пополнялся детьми. От пер­вого брака со Степанидой Михайлов­ной Лоушкиной у Латухина родилось пятеро детей, в т. ч. Яков (род. около 1748–1750 гг.), и трое детей от второго брака с Аксиньей Алексеевной – доче­рью гороховецкого купца Докукина.

В XVIII веке соляной промысел в Балахне то запрещался, то вновь раз­решался: с 1753-го по 1782 год – соле­варение было запрещено, а рассольные трубы опечатаны. 27 июня 1782 года правительство Екатерины II солеваре­ние в Балахне разрешило. Возобновил его Яков Петрович Латухин, получив­ший в наследство не только большую часть рассолов, но и коллекцию древ­них рукописей от своего знаменито­го отца. Он-то и завязал знакомство с историком Карамзиным, которого ре­шил «сдружить» со своим сыном Нико­лаем (1763–1843).

О подполковнике, военном советни­ке, кавалере ордена Святой Анны Нико­лае Яковлевиче Латухине есть сведения в «Дворянской Родословной книге Ни­жегородской губернии» 1819–1831 го­дов.

В 1823 году, когда Нижегородское дворянское депутатское собрание вклю­чило его с малолетним сыном Никола­ем в III часть Дворянской родословной книги, Николаю Яковлевичу Латухину было 60 лет, он был в отставке, жил в Балахне, был женат и при себе имел трёхлетнего сына Николая. Отсюда же мы узнаем, что Николай Яковлевич в 1777 году «вступил в службу» солдатом (!) и дослужился до подполковника. По высочайшему приказу 29 декабря 1809 года из-за полученных в сражениях ран был «отставлен от службы», но 25 октя­бря 1811 года был «определён вторично в службу в Штат Инспекторской Экспе­диции».

Участник войн с Наполеоном – в Пруссии (при Прейсиш-Эйлау), в Финляндии – русско-шведская война (1808–1809), а впоследствии – началь­ник отделения в Инспекторском Де­партаменте Главного штаба, Николай Яковлевич Латухин сделал не только военную карьеру. С 1818-го по 1825 год он был балахнинским уездным судьей, с 1834-го по 1841-й – уездным предво­дителем дворянства, владел постоялым двором, стекольным и солеваренным заводами. В 1840-х годах солеварением занимались лишь купцы Редозубовы, которые арендовали рассолы у Н.Я. Ла­тухина, а в начале 50-х годов производ­ство стало невыгодным и прекратилось. Правда, сам Николай Яковлевич не за­стал окончательного упадка соляного промысла в Балахне: 12 июня 1843 года он умер и был похоронен на балахнинском кладбище при Троицкой церкви.

Галина Филимонова

Фото автора

«Мономах», №1(97), 2017 г.

Купцы Латухины. Балахнинские корреспонденты Н.М. Карамзина

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Купцы Латухины. Балахнинские корреспонденты Н.М. Карамзина»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here