Дело № 3а-138/2022
73OS0000-01-2022-000110-05
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2022 года г. Ульяновск
Ульяновский
областной суд в составе:
судьи Кинчаровой
О.Е.,
при секретаре
Лапиной А.А.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по
административному исковому заявлению Фаловой Татьяны Сергеевны к Министерству
финансов Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права
на исполнение судебного акта в разумный срок,
у с т а н о в и л :
Фалова Т.С. обратилась в суд с административным исковым
заявлением к Министерству финансов
Ульяновской области, Министерству строительства и архитектуры Ульяновской
области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок в размере 100 000 руб.
В обоснование заявленных требований указала,
что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 19 августа 2020 года на
Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области возложена
обязанность обеспечить Фалову Т.С.
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору
найма специализированных жилых помещений на территории муниципального
образования «город Ульяновск». Исполнительный лист
был передан в
службу судебных приставов, где
возбуждено исполнительное производство. Однако решение суда не
исполнено до настоящего времени.
Судом к участию в деле были привлечены в
качестве административного ответчика Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области, в
качестве заинтересованного лица – Управление Федеральной службы судебных
приставов по Ульяновской области.
Определением Ульяновского областного суда от
22 апреля 2022 года была произведена замена административного ответчика
Министерства строительства и архитектуры
его правопреемником Министерством
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.
В судебном заседании Фалова Т.С. и её представитель
Сотников И.А. настаивали на удовлетворении заявленного требования по доводам,
изложенным в административном иске.
Представитель Министерства финансов Ульяновской
области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое
отсутствие. В письменном отзыве на иск указал на то, что считает Министерство
ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку судебный акт, на неисполнение
которого указывает истец, не предусматривает обращение взыскания на средства
бюджетов бюджетной системы РФ, а возлагает исполнение решения на орган
государственной власти субъекта – Министерство строительства и архитектуры
Ульяновской области.
Заявленный административным истцом размер
компенсации является завышенным и не отвечающим принципам разумности и
справедливости.
Министерством систематически проводится
работа по приобретению в государственную собственность Ульяновской области
благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных
торгов.
В целях финансовой поддержки детей-сирот,
временно не получивших жилые помещения, в соответствии с Постановлением
Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014г. № 466-П «О
предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на наём (поднаем)
жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а
также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей на территории Ульяновской области»
определена сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 5000 руб.
Таким образом, в действиях Министерства
отсутствует нарушение права на неисполнение судебного акта в разумный срок.
Представитель административного ответчика
Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его
отсутствие. В отзыве просил в
удовлетворении иска отказать, указывая на то, что Министерство не является
организацией, которая самостоятельно за счет внутренних резервов может
исполнить решение суда.
Министерством систематически проводится
работа по приобретению в государственную собственность Ульяновской области
благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных
торгов. Однако бюджетные лимиты, доводимые до Министерства, не позволяли
закрывать потребность по обеспечению
жильем детей-сирот, что привело к образованию большой очередности среди данной
категории граждан.
Проводится системная работа по увеличению
бюджетного финансирования мероприятий по обеспечению жильем данной категории
граждан. Неоднократно направлялись
письма Министру финансов Ульяновской области о дополнительном финансировании
мероприятий по обеспечению жильем
детей-сирот.
Заявленную административным истцом сумму
компенсации считает необоснованно завышенной.
Представитель Управления Федеральной службы
судебных приставов по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о
времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
С учетом положений
статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
(далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не
явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения
дела.
Исследовав
материалы дела, обозрев гражданское дело Ленинского районного суда г.Ульяновска № 2-3224/2020 и исполнительное производство №
23940/21/73017-ИП, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1-3 статьи 1
Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение
права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного
акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской
Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные
и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или
заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими
лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок
судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на
федеральные органы государственной власти, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и
организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными
полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или)
требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о
присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим
Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение
имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о
присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при
данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение
установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения
судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного
акта в разумный срок.
Присуждение компенсации за нарушение права на
исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия
вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных
актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их
должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 2 данного
Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта
в разумный срок присуждается судом в денежной форме.
В силу части 8 статьи 3 указанного
Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении
компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок
может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта,
предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного
акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные
требования имущественного характера и (или) требования неимущественного
характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока,
установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не
позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению
судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ,
частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные
сроки.
Как разъяснено в пункте 55 постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта
2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о
присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок
или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей
продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня
поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный
акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему
документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об
исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на
которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня
поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в
орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по
исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению
судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт
6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5
БК РФ).
В силу разъяснений, данных в пункте 46
названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов,
организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению
судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в
целях своевременного исполнения такого акта.
При этом необходимо учитывать, в частности,
своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного
документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ
или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган,
организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по
исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче
или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем
непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ,
пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).
Судом установлено, что решением Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 19 августа 2020 года по гражданскому делу № 2-3224/2020
удовлетворены исковые требования Фаловой Татьяны Сергеевны. На Министерство
строительства и архитектуры Ульяновской области (далее – Министерство)
возложена обязанность обеспечить Фалову Т.С. благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых
помещений на территории муниципального образования «город Ульяновск».
Указанное решение суда в апелляционном
порядке не обжаловалось и вступило в законную силу 29 сентября 2020 года.
Ленинским районным судом г. Ульяновска 24
февраля 2021 года был направлен в адрес Фаловой Т.С. исполнительный лист ФС №
022348895, которая, в свою очередь,
направила его 10 марта 2021 года в МОСП по исполнению особых
исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области. В указанный межрайонный отдел судебных приставов
исполнительный документ поступил 15
марта 2021 года.
16 марта 2021 года судебным
приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых
исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области на
основании указанного исполнительного документа вынесено постановление о
возбуждении исполнительного производства № 23940/21/73017-ИП, в отношении должника Министерства строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.
Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований,
содержащихся в исполнительном документе. Должник предупрежден о том, что в
случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок,
предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств
того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и
непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.
В рамках данного исполнительного производства
судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились
требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки
исполнения, должник неоднократно привлекался к административной ответственности
по частям 1 и 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях.
До настоящего времени решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 19 августа 2020 года не исполнено.
С настоящим административным исковым
заявлением обратился в суд 29 марта 2022 года, т.е. в установленный частью 8
статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.
Период неисполнения судебного решения на
момент разрешения административного спора в данном случае составляет 1 год 2
месяца 1 день.
Приведенное Министерством имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области в качестве причины, препятствующей
исполнению решения суда, обстоятельство – недостаточность денежных средств в
областном бюджете Ульяновской области — не является основанием к отказу
административному истцу в удовлетворении исковых требований.
В силу изложенного и, учитывая, что
доказательств наличия чрезвычайных либо непреодолимых обстоятельств,
препятствующих исполнению решения суда, не представлено, суд приходит к выводу
о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию
разумности, установленному статьей 6 Конвенции о защите прав человека и
основных свобод от 4 ноября 1950 года, а действия административного ответчика
не являются достаточными и эффективными для исполнения решения Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 19 августа 2020 года.
При таких обстоятельствах Фалова Т.С. имеет право на присуждение
компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3
Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении
компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта,
возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными
государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц,
государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования
имущественного характера и (или) требования неимущественного характера,
интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального
образования представляют соответствующий финансовый орган и главный
распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного
Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение
права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего
обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или
местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные
органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными
публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного
самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих
обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или)
требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым
органом.
Как разъяснено в пункте 63 постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта
2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о
присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок
или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части
решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в
разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок
указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового
образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств
соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, компенсация за нарушение права
на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с Ульяновской
области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств
бюджета Ульяновской области.
При определении размера компенсации, суд
учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в
соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований
заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение,
продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также
с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по
правам человека.
Учитывая
установленные выше обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения
судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, суд считает
возможным присудить Фаловой Т.М. компенсацию
за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере
15 000 руб.
Руководствуясь
статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Фаловой Татьяны Сергеевны удовлетворить
частично.
Присудить Фаловой
Татьяне Сергеевне компенсацию за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок в размере 15
000 рублей.
Взыскать с Ульяновской области в лице
Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской
области в пользу Фаловой Татьяны Сергеевны компенсацию
за нарушение права на исполнение судебного
акта в разумный срок в размере 15 000 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных
требований Фаловой Татьяны Сергеевны отказать.
Решение подлежит исполнению Министерством
финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.
Решение суда в части присуждения компенсации
подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном
порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский
областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.Е.Кинчарова
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |