История «Когда торчат из самолета Его гусарские усы!»

«Когда торчат из самолета Его гусарские усы!»

739

1 апреля 1946 года на экраны Советского Союза вышла культовая комедия «Небесный тихоход», один из самых известных советских фильмов, посвящённых лётчикам-участникам Великой Отечественной войны. Главный герой картины, военный лётчик майор Василий Булочкин из-за ранения вынужден пересесть из кресла скоростного истребителя в кабину фанерного «кукурузника». Василий Булочкин, разумеется, фантазия, комедийный персонаж. Но занимательно, что в реальности существовал лётчик «тихоходной» авиации с куда более забавным именем-отчеством-фамилией: Африкант Платонович Ерофеевский (1917 — 1976), Герой Советского Союза.

Надо полагать, что его образ так или иначе вдохновлял создателей классического фильма. Его портреты печатались на первых страницах фронтовых газет. Про Африканта Ерофеевского и без этого слагали стихи ведущие советские поэты, а известные писатели писали о нём рассказы. Причём для вдохновения и чтобы получить из первых уст информацию о герое некоторые из них посещали Ульяновск, где в доме за № 45 на улице Красноармейской проживали родители героя, Платон Александрович и Мария Ипатьевна Ерофеевские — «тот самый» дом, увы, не сохранился.

Мария Ипатьевна родила и воспитала десять детей, девятерых сыновей и одну дочку, за что была удостоена введённого в 1944 году знака «Мать-героиня». Материнской золотой звездой Африкант Ерофеевский гордился даже больше, чем собственной, а то непросто быть в семье единственным «патентованным» героем — в семье, где четверо твоих братьев сложили головы, сражаясь за Родину…

В доме на Красноармейской наш герой и сам прожил несколько лет, после того, как семья Ерофеевских перебралась в Ульяновск из сибирского города Тобольска в 1934 году. Мать Героя на вопросы о странном имени, означающем попросту «африканец», рассказывала, что во всём, мол, виноват сельский батюшка — ткнул пальцем в святки: «Кто у нас сегодня? — ага, Африкан Петрийский. Будет ваш сын Африкантом!».

Но в святках тем же днём 26 (13) марта проставлены не менее экзотичные Публий, Савин, Терентий, Леандр и вполне себе удобочитаемый Александр. Кроме Африканта, в семье Ерофеевских воспитывались сыновья Вениамин, Сазон, Константин, Владимир и Лев — всё имена не вполне типичные для крестьянского быта; всего в семье было девять детей. Как правило, имена с «фантазией» подбирали детям в зажиточных, в богатых крестьянских семьях, со старообрядческим «бэкграундом», тех, кому победившая в 1917 году советская власть скоро начнёт клеить ярлыки «кулаков» и «мироедов».

Переезд из Сибири в бывший Симбирск любопытствующим гостям объяснялся как бы давней мечтой главы семейства, бывшего ссыльного, вернуться в европейскую часть России. Но сибиряки, как правило, ищут мест потеплее, побогаче, полюднее. Что же заставило Ерофеевских перебираться из Сибири в бывший Симбирск, на то время заурядный районный центр Куйбышевской области? Видимо, это был поиск «тихой гавани» среди набиравших обороты сталинских репрессий. Здесь их никто не знал, и здесь, в стороне от бурной жизни и зорких агентов НКВД, можно было пытаться строить жизнь с «чистого листа».

Можно вспомнить, что в том же 1934 году должен был бежать в Казань ещё один легендарный Герой Советского Союза, ровесник Африканта Ерофеевского, лётчик-истребитель Михаил Петрович Девятаев (1917 — 2002), дерзко бежавший из фашистского плена на угнанном вражеском бомбардировщике. В родном селе Девятаеву грозил уголовный срок за колоски, подобранные на колхозном поле…

В Ульяновске 17-летний Африкант, имевший за плечами школу-семилетку — в школьные годы его, кстати говоря, называли Фрэном — стал работать старшим пионервожатым, а затем учителем физкультуры в школе № 4, располагавшейся сравнительно недалеко от родительского дома, на улице Радищева. В юноше рано раскрылся талант педагога, который позволил ему позднее стать замечательным командиром.

Курсанты Ульяновской авиационной школы

В 1936 году Ульяновский горвоенкомат призвал Африканта Ерофеевского на службу в Красную армию, и он сделался курсантом Ульяновской объединённой школы пилотов и авиатехников ОСОВИАХИМ, готовившей инструкторов-лётчиков, инструкторов-авиатехников и инструкторов-лётчиков-парашютистов.

Подготовка самолёта квылету в Ульновской авиационной школе. 1930-е годы

Здесь он впервые поднялся в воздух на двухместном биплане У-2, основном учебном самолёте ВВС СССР. «У» в названии означало «учебный»: в 1944 году, в память о своём создателе, выдающемся советском авиаконструкторе Николае Николаевиче Поликарпове (1892 — 1944), «ушку» переименуют в По-2. Это был один из самых массовых самолётов в истории авиации — с 1927 по 1953 годы было построено 33 тысячи четырёхкрылых машин. Самолёт прозвали «кукурузником», ввиду его широкого применения в разных отраслях народного, в том числе, и сельского хозяйства — и потом, неприхотливая машина не нуждалась в специальной взлётной полосе, а могла подняться в воздух даже с кукурузного поля!

В 1932 году был разработан учебно-боевой вариант У-2ВС: на держателях к крыльям крепилось шесть 8-килограммовых бомб, а в задней кабине помещался пулемёт, чтобы отбиваться от вражеских истребителей.

Самолеты У-2 на боевом вылете. 1942 год

К началу Великой Отечественной войны У-2 из 1927 года, что называется, был морально устаревшей машиной — фанерный, тихоходный, работавший на низких высотах. Но, как это не раз случалось в истории, недостатки оборачивались достоинствами: важно не оружие само по себе, а тот, кто им управляет. Управлять У-2 мог даже мало обученный или не подходивший к более мощным моделям по состоянию здоровья лётчик — этим, кстати, объясняется создание женских эскадрилий, воевавших на «кукурузниках».

Летящий у земли и на низкой скорости У-2 становился трудной целью для скоростных истребителей: им надо было скидывать скорость, чтобы прицелиться, а это грозило падением — и для зенитчиков. Неприхотливые У-2 могли действовать прямо из прифронтовой зоны. Самолёты совершали до 14 боевых вылетов за ночь. А с низкой высоты и на малой скорости они очень точно бомбили вражеские позиции. Вдобавок, самолёт модернизировался: усиливался двигатель, возрастала скорость и бомбовая нагрузка: начав в 1932 году с 48 килограммов, к 1942 году У-2 запросто нёс 250 килограммов, а то и полутонную бомбу.

Лётчики легкобомбардировочного авиаполка перед вылетом на боевое задание. Лето 1942 года

Но ведь и враг не сидит на месте, сложа руки. Чтобы не становиться лёгкой мишенью, У-2 вынужденно перешли к ночной боевой деятельности. Тактика ночного боя строилась так, что при налёте на позиции врага головной самолёт — командир или хорошо обученный лётчик — обнаруживал себя, сознательно подставляясь под огонь с земли, обнаруживая позиции зенитчиков, которые «утюжили» специально выделенные самолёты, позволяя основной массе бомбардировщиков «отработать» по основным целям.

Самолёт У-2 после возвращения с боевого задания. На верхнем крыле видны пробоины от осколков. 1943 год

Война для Фрэна Ерофеевского началась 22 июня 1941 года. 6 августа его У-2 был подбит. При посадке неуправляемая машина скапонировала, ткнулась в землю носом, и пилот получил серьёзные телесные повреждения. Оказавшись в госпитале, единственный раз войну, он отпустил лихие усы, пообещав сбрить их после Победы…

Скапонировавший У-2. Лето 1941 года

Оригиналов в Красной армии не очень жаловали, но терпели, если оригинальность не ограничивалась только присутствием неуставной растительности на лице. В русской императорской армии усы имели право носить кавалеристы — вплоть до того, что безусым предписывалось носить усы накладные! Усы устойчиво ассоциировались с кавалерией, а тактика лихих ночных наскоков ассоциировалась с лихими гусарами-партизанами времён Отечественной войны 1812 года и их предводителем Денисом Васильевичем Давыдовым (1784 — 1839), одной из ярких фигур ратного прошлого России, востребованной и тиражируемой советской патриотической пропагандой. Кроме усов и бакенбардов, Давыдов и Ерофеевский вдобавок оказались земляками — отдыхая от прошлых подвигов, Денис Васильевич жил и умер в пределах Симбирской губернии.

Звание Героя Советского Союза было присвоено 4 февраля 1944 года: «За время работы в полку показал себя твердым и уверенным в выполнении боевых заданий, овладел в совершенстве техникой пилотирования на самолете У-2 в любых метеоусловиях, днем и ночью. Умело руководит боевой работой и учебой авиаэскадрильи, прививая личные боевые качества и волю к победе над врагом. Личный состав авиаэскадрильи сплочен боевой работой и занимает первое место в полку в выполнении боевых заданий. … Товарищ Ерофеевский поставил на должную высоту среди личного состава дисциплину и четкость выполнения поставленных задач командования».

Африкант Ерофеевский стал абсолютным «чемпионом» ВВС Красной армии по числу боевых вылетов — около 1250. Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин, лётчик-ас, сбивший 59 вражеских самолётов, совершил 650 боевых вылетов, а трижды Герой Иван Кожедуб, отметившийся 64 воздушными победами, 330 раз совершал боевые вылеты.

Ерофеевскому лишь однажды довелось «свалить» врага в небе, сбить истребитель-бомбардировщик Мессершмитт-110; но перед ним стояли другие боевые задачи. Однажды всего за одну ночь Фрэн потерял убитыми подряд трёх штурманов. В другой на его комбинезоне насчиталось 18 отверстий от осколков. Ему реально везло: всего один раз ранен, дважды сбит, но дотянул до земли, вернулся в часть.

Зато семья Ерофеевских, из которой на фронт ушло семь сыновей, сполна заплатила за общую Победу. Был убит в сентябре 1943 года гвардии старший лейтенант Александр (1910 — 1943), умер от раны в январе 1943 года капитан, зам. начальника штаба 1104 стрелкового полка по разведке Сазон (1911 — 1943). В июле 1942 года пропал без вести под Ленинградом красноармеец Константин (1920 — 1942), погиб в бою в январе 1942 года рядовой Владимир Ерофеевский.

Герой Советского Союза майор Ерофеевский с усами и с боевыми товарищами. Весна 1945 года

В самый канун Берлинской операции, весной 1945 года, прознав о том, что мать Героя Ерофеевского стала Матерью-героиней, командующий 6-й воздушной армии, в составе которой воевал Африкант Платонович, генерал-лейтенант Федор Петрович Полынин (1906 — 1981) очень по-человечески распорядился предоставить майору Ерофеевскому краткий отпуск в Ульяновск.

Это было явление — Фрэна многие знали, он был заводила, душа компании. К Ерофеевским собрались соседи, знакомые, в основном, барышни — мальчишки были на фронте. Фрэна не узнавали: настолько солидным его делали бакенбарды и усы!

После Победы Африкант Платонович сдержал обещание — и побрился! На выразительной фотографии мая-июня 1945 года он без усов — и без наград; и это очень положительно характеризует Героя.

Безусый майор Ерофеевский, второй слева, рядом с командиром полка, подполковником Калининым, в центре, и боевыми товарищами. Май-июнь 1945 года

В своём 717-м бомбардировочном авиаполку и даже в своей 242-й ночной бомбардировочной авиадивизии он был единственным официальным Героем — а ведь те, кто рядом, геройствовали не меньше, просто им меньше везло…

То, что он редкостный везунчик, гвардии полковник Ерофеевский явил уже после войны, когда командовал полком, расквартированным в Литовской ССР близ города Каунаса. Полк одним из первых в ВВС СССР стал осваивать вертолёты Ми-4. Подобными винтокрылыми машинами собирались оснастить Первую советскую антарктическую экспедицию, начавшуюся в 1955 году. Испытать арктический вариант доверили опытнейшему Африканту Платоновичу — в присутствии изобретателя и государственной комиссии!

Вертолёт Ми-4 на севере

До того машина «капризничала», но в этот раз легко и плавно оторвалась от земли и стала подниматься вверх. На земле маневры вертолёта вызвали гул аплодисментов. Но вдруг на высоте десяти метров Ми-4 резко дёрнулся, кувыркнулся — и рухнул на землю. Мгновенно вспыхнул пожар — но Ерофеевского и второго пилота сумели вытащить из пламени!..

В 1961 году Африкант Ерофеев уволился из армии и работал начальником аэропорта в городе Тула. Прошлые раны и переживания «достали» его весной 1976 года — он умер, не дожив до 59 лет… В Туле именем Героя названа улица. В Ульяновске улицы Ерофеевского покуда нет — а ведь мы, а не Тула, зовём себя «авиационной столицей России».

Иван СИВОПЛЯС

«Когда торчат из самолета Его гусарские усы!»

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи ««Когда торчат из самолета Его гусарские усы!»»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here