История Кинематограф в Симбирске-Ульяновске: от «великого немого» до появления звука

Кинематограф в Симбирске-Ульяновске: от «великого немого» до появления звука

58

91 год назад в мае 1933 года, в Ульяновске состоялся первый звуковой киносеанс. В кинотеатре «Художественный», на улице Карла Маркса – теперь это улица Гончарова был показан фильм «Встречный», снятый известным советским кинорежиссёром Фридрихом Эрмлером, четырёхкратным лауреатом Сталинской премии. «Встречный» — фильм про ленинградских рабочих, выполняющих встречный план, вступающих в социалистическое соревнование по производительности труда, стремясь обойти выставленные их конкурентами обязательства. В ходе развития действия, главный герой фильма, пожилой рабочий-турбинщик Семён Бабченко проходит путь от выпивохи, на чей станок вешают «чёрное знамя позора», до коммуниста-передовика.

Теперь трудно понять даже название фильма, все нюансы производственной интриги – и чем зрелище кинематографа так захватывало современников, готовых не раз и не два, а де6сятки раз пересматривать полюбившиеся фильмы! Кино – искусство, связанное с собственным временем, и оттого – выражающее это время.

Как говорил наш великий земляк, Владимир Ильич Ульянов-Ленин?.. «Из всех искусств для нас важнейшим является кино!». Ленин был большим поклонником кинематографа – и, несмотря на свою декларируемую скромность, довольно много снимался на кинокамеру. И не он один. Кинематограф захватывал массы, от будущего вождя октябрьской революции до будущего папы Римского Пия X, который считается первым церковным иерархом, запечатлённым на киноплёнку. Папа Римский во время демонстрации ему фильма с собственным участием пришёл в неистовство от прекрасного расположения духа: топал ногами, хлопал в ладоши, громко смеялся, вскакивал и тыкал пальцем в экран, узнавая на кадрах себя или кого-то из своих приближённых.

Официальный день рождения кинематографа – 28 декабря 1895 года, день первого киносеанса на родине «новорождённого» во Франции, в Париже.

6 мая 1896 года «Синематограф братьев Люмьер» был впервые продемонстрирован в Российской империи, в Москве. Ещё через год, 2 мая 1897 года «живая движущаяся фотография» демонстрировалась на Средней Волге, в Казани. При этом, некие «киносеансы» в Казани состоялись уже раньше. Публику на майскую премьеру 1897 года завлекали, подчёркивая, что это истинный, настоящий «синематограф», а не грубые подделки под него.

В 1898 году кино впервые добралось до Симбирска. В фойе городского театра некто Никольский, гастролировавший с киноустановкой по Волге, 24 мая устроил первый в Симбирске киносеанс. «Большой сеанс знаменитого аппарата живой фотографии. Полнейшая иллюзия! Громадный репертуар картин!» — завлекала публику реклама.

Впрочем, утверждают авторитетные историки и культурологи, кинематограф по-настоящему стал явлением культуры, повседневности не с появлением кинокамеры, а с появлением кинотеатра, постоянного места, в которое люди приходили, чтобы смотреть кино. Кинотеатр формировал привычки, поведение, был местом встреч и проведения досуга. Можно сказать, что эра кино в Симбирске наступила летом 1907 года, когда в городе открылся первый постоянный кинотеатр.

Под показ кинокартин было приспособлено помещение на втором этаже дома купцов Сусоколовых на Большой Саратовской улице, ныне, Гончарова, 28. Кинотеатр назывался «Патэ». Это была, говоря современным языком, франшиза знаменитой французской киностудии «Патэ», основанной в 1896 году братьями Шарлем и Эмилем Патэ, и существующей до наших дней. Если другие два брата-француза, Луи Жан и Огюст Луи Мари Николя Люмьер изобрели кинематограф, то именно братья Патэ превратили его в киноиндустрию, кстати, перекупив у Люмьеров права на киноаппарат.

Символ фирмы «Патэ» – галльский петух, также один из символов Французской революции. В 1907 году своя, Первая русская революция гремела в Российской империи, и отзывалась в том же Симбирске митингами, экспроприациями, нападениями на полицейских чинов. Явление кинотеатра «Патэ» вы этих условиях выглядело фрондой, некоторым вызовом существующей системе миропорядка – но это только привлекало в кинематограф дополнительную публику.

За братьями Патэ закрепилось ещё одно открытие в мире массовой культуры – патефон, устройство для проигрывания грампластинок, распространение которых создало музыкальную индустрию. Само же кино первые три десятилетия своего существования оставалось «Великим Немым». Совсем уж безгласным кинематограф, при этом, не был. Очень рано распространилось параллельное музыкальное сопровождение кинопоказов или пауз между ними, для чего приглашались живые музыканты или, как в симбирском «Патэ», слух зрителей услаждало механическое пианино.

Луч кинопроектора направлял изображение на выбеленную стену. Обычный киносеанс сто пятнадцатилетней давности обходился посетителям в ощутительные 5–15 копеек и длился менее получаса, включая несколько не связанных по смыслу «видовых», документальных, и игровых кинолент, продолжительностью по 5–7 минут.

«Патэ» недолго оставался в одиночестве. Уже в 1908 году, наискось через Большую Саратовскую улицу, на втором этаже доходного дома, принадлежавшего купцам Зеленковым открылся кинотеатр «Модерн» с собственной эмблемой, летучей мышью, успевший несколько раз за дореволюционное время пережить ребрендинг: вскоре заведение переименовали в «Идеал», затем в «Зеркало жизни». Целых два кинотеатра, «Аполло» и «Калейдоскоп» действовали в комплексе Троицкой гостиницы и городского театра, выходившем фасадами на Спасскую улицу и Дворцовую площадь. С 1911 года работал кинотеатр «Экспресс» на Дворцовой улице, известный старшему поколению ульяновцев как «Пионер».

Кинотеатр Художественный в начале 1960-х годов

Киноэпоха началась в Симбирске в очень значимую для российской киноиндустрии пору. Пресыщенный зарубежными сюжетами отечественный кинозритель требовал своего, российского кинопродукта. Спрос рождал предложение, и на авансцену кинематографа вышла замечательная плеяда русских кинодеятелей и кинодельцов.

Одно из самых по достоинству громких имён в этом ряду, Александр Алексеевич Ханжонков (1877–1945), первого в России кинопромышленника, продюсера, режиссёра, постановщик и прочая – в том числе, и организатора первого в России плавучего кинотеатра. В навигацию 1908 года чудо техники начало бороздить волжские струи. «Симбирск. Пристань. Театр-буфет «Наяда», — гласит подпись на сохранившей облик этого своеобразного сооружения старинной открытке. Плавучий дебаркадер, длиной 60 и шириной около 11 метров, был построен на верфи при деревне Курза Балахнинского уезда Нижегородской губернии. «Плавучий театр «Наяда» для дачи ежедневных сеансов Кинематографа и Кинофона», — величала сооружение бойкая реклама.

Волга исстари вдохновляла поэтов, художников и кинематографистов. Её истории и легендам посвящён и самый первый русский художественный фильм. Премьера семиминутной исторической драмы «Стенька Разин (Понизовая вольница)» состоялась в том же 1908 году. Сюжет был вдохновлён народной песней «Из-за острова на стрежень…», написанной поэтом-симбирянином Дмитрием Садовниковым.

Волгу для «Стеньки Разина» снимали под Петербургом, на озере Разлив, прославленном тем, что в шалаше у Разлива летом 1917 года проживал на нелегальном положении товарищ Ленин.

Постановщики пытались следовать тексту стихотворения. Садовников писал про «персиянки полный стан», и княжну играла довольно фигуристая барышня. Ражий атаман (актёр Петров-Краевский), изображая страсть, вращал глазами и обнимал княжну, казаки пировали, взмахивая бутафорскими чарками. Пока Разин выяснял отношение с ватагой (надпись на экране: «Нас на бабу променял!»), легкомысленная княжна писала письмо не упомянутому в стихотворении возлюбленному Гасану. «Ревность заговорила», — сообщала новая надпись, и тотчас Стенька неэффектно сбрасывал барышню в озёрные струи!..

Сподвижник Александра Ханжонкова, режиссёр и актёр Пётр Иванович Чардынин (1873–1934), снял и сыграл в двух сотнях «немых» художественных фильмов. Ему принадлежат первые в истории экранизации произведений русских классиков Александра Пушкина, Льва Толстого. Наконец, Чардынин снял «Обрыв», по мотивам романа нашего писателя-земляка Ивана Александровича Гончарова!

Чардынин – псевдоним, взятый по совету учителя великого Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Настоящая фамилия Петра Ивановича – Красавцев, и с этой фамилией отрок жил в Симбирске, учился в Симбирской гимназии (откуда был изгнан за буйное поведение) и городском трехклассном училище, играл небольшие роли в Городском театре. В 1890 году Пётр Красавцев уехал в Москву, поступать в Музыкально-драматическое училище при Московском филармоническом обществе, к громкой и заслуженной славе.

В Симбирск Чардынин наезжал с гастролями и частными визитами: здесь продолжала жить семья артиста. В 1906 году, матушка актёра, крестьянка Евдокия Петровна Красавцева приобрела у купца Дмитрия Федоровича Грачёва двухэтажный деревянный дом на каменном фундаменте, в котором проживала до самой смерти в 1922 году. Дом в Симбирске, на Московской улице был «юридическим адресом» великого режиссёра и артиста, ведь постановка и прокат кинофильмов требовали соответствующего договорного оформления, обеспечиваемого материальными гарантиями, и здесь матушкина недвижимость нередко оказывалась решающим фактором.

В 1912 году, по предложению эксцентричного гласного Городской думы, купеческого сына Сергея Сергеевича Бокоунина – потомкам он известен через свой дом, называемый Теремком – кинематограф открылся при Симбирской городской богадельне; средства от киносеансов шли на обеспечение призреваемых престарелых и сирот. Кстати, при советской власти в 1920-е годы бывший богадельный кинематограф, получивший имя «Звезда», на какое-то время стал самым популярным в своём классе заведением Симбирска-Ульяновска.

Осенью 1911 года на Большой Саратовской улице началось строительство кинотеатра «Ампир». Владелец участка, симбирский купец-домовладелец Николай Семенович Зеленков, заказал проект симбирскому архитектору-новатору Федору Осиповичу Ливчаку. Получившееся сооружение стало одним из лучших в нашем городе памятников архитектуры в стиле модерн. Что ж, новая эпоха диктовала свои художественные вкусы. И не только эпоха, всё здание реализовывало совершенно новый, невиданный в Симбирске тип зрелищного сооружения – встроенный кинотеатр. Железобетонные перекрытия и стальная арматура. Собственная котельная парового отопления, собственная электростанция. Первый этаж трёхэтажного дома занимают магазины, а в двух верхних расположен непосредственно первоклассный кинотеатр.

Класс, в данном случае, означал уровень комфорта. Первый класс – это лучшая публика, готовая платить деньги, но и желавшая получать за них соответствующего уровня зрелище. Кинотеатр на заре киноэры старался подражать театру обыкновенному – отсюда сцена и зонирование на партер, бенуар, амфитеатр, балконы и ложи. Сцена была не лишней, ибо сеансы «великого немого» сопровождались внешним музыкальным сопровождением – в том же «Ампире» это было инструментальное трио, рояль, виолончель и скрипка, на которых играли известные симбирские музыканты. В то же время, очень рано развилась традиция встреч со зрителями гастролировавших по России кинозвёзд, чьи выступления сопровождали киносеансы с их участием. Это зрелище всегда особым образом привлекало публику.

«Ампир» по-французски значит «империя». Так назывался стиль в искусстве и архитектуре начала XIX столетия. Стиль этот отличался подражанием художественным формам Древних Египта, Греции и Рима, использованием колонн, пилястров, лепных карнизов и подчёркивал идеи воинской доблести, могущества власти и государства.

Название «Ампир» совсем не случайно. Здание было отстроено к осени 1912 года, когда Российская империя шумно праздновала 100-летие победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года и готовилась к куда как более пышным торжествам – грядущему в 1913 году 300-летию Царствующего дома Романовых. В имени «Ампир» сошлась слава великого прошлого – и ожидаемого великого будущего страны, переживавшей небывалые экономические и культурные подъёмы.

Первым фильмом, показанным на экране «Ампира», стала 265-метровая кинокартина, 15-минутная экранизация романа «Анна Каренина» известного на заре XX столетия французского режиссёра Альбера Капеллани. За первый год работы «Ампир» посетило 66 тысяч человек, при 45 тысячах, населявших Симбирск. А в 1914 году грянула Первая мировая война… Оформление фасадов здания кинотеатра проводилось в 1915 – 1916 годах, среди её событий. За войной последовала революция 1917 года. «Имперское» название совсем не устраивало новую власть, и кинотеатр поменял своё имя на нейтральный «Электротеатр». Поздним вечером 2 декабря 1921 года кинематограф «Электротеатр» загорелся.

Жанна Дельве, французская актриса, игравшая Анну Каренину

В факте пожара, в общем, не было ничего неожиданного – киноплёнка в те времена отличалась повышенной горючестью и способна была даже самовозгораться в результате сотрясений или ударов, и это нередко приводило к трагедиям: так, в историю России вписан пожар в Бологовском кинематографе, унёсший жизни 64 человек, 43 из которых были дети. По счастью, пожар в симбирском «Электротеатре» начался уже после окончания последнего сеанса, поэтому от буйства стихии никто не пострадал, но восстановление здания потребовало немалого времени.

В 1927 году, к 10-летию Октябрьской революции, кинотеатр должен был открыться с новым названием: «Художественный». Оно также не случайно. «Художественным» назывался старейший из существующих, открывшийся в 1909 году московский кинотеатр. Именно в московском «Художественном» в 1926 году состоялась премьера знаменитого революционного фильма режиссёра Сергей Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин». Так, что кажущееся нейтральным название «Художественный» опосредованно отсылало к революционным событиям – и одновременно напоминало о шике столичного культурного заведения.

В 1926 году начала триумфальное шествие по кинотеатрам СССР и Европы «грандиозная русская картина» «Мать», творение выдающегося советского актёра и режиссёра Всеволода Илларионовича Пудовкина (1893–1953), по мотивам одноимённого романа пролетарского писателя Максима Горького. В три декабрьских дня, в одной только ульяновской «Звезде» фильм собрал рекордные для города 3500 зрителей.

В Ульяновске успеху кинокартины могло способствовать обстоятельство, особо отмечавшееся в местных афишах: «В фильме снялся актер Ульяновского Большого Драматического Театра Дмитрий Речной». Дмитрий Павлович Христофоров (1884–1971), по сцене Залетов и Речной, в «Матери» не солировал. Но, так, и просто отметиться эпизодом мелькнуть на экране в фильме, который до сих пор ценится среди знатоков среди лучших фильмов всех времён и народов, оно дорогого стоит.

12 сентября 1926 года весь Ульяновск превратился в колоссальную съемочную площадку полнометражного художественного фильма. Рабочие названия этой картины «Красные и Белые» или «12 Сентября». Фильм воспроизводил эпизоды штурма Красной армией за-нятого «белыми» Симбирска, случившегося 12 сентября 1918 года.

В качестве «массовки» выступали расквартированные в городе части Красной ар-мии, актёры местного театра и разных драматических кружков. Часть солдат изображала «красных», другая — «белогвардейцев». Роли последних доверили самым элитным частям Ульяновского гарнизона.

С утра ульяновских жителей разбудил гром орудий и стрекот пулемётов. Стреляли громко, но зато холостыми. «Красные», как и восемь лет тому назад, наступали со стороны Киндяковки. На территории городского ипподрома (на территории нынешнего моторного завода) развернулось основное сражение. Всё прилежно снималось дюжиной кинокамер.

Отснятый материал планировалось смонтировать в часовую по длительности киноленту. Но, на широкий экран фильм «Красные и Белые» так и не вышел.

Торжественно открыть кинотеатр «Художественный» получилось только 18 марта 1928 года, в день Парижской коммуны. В этот день в кинотеатр пускали только начальство, депутатов горсовета по личным удостоверениям-мандатам. Был показан фильм «Парижанка», снятый великим Чарли Чаплином в качестве продюсера и режиссёра. Драма из нравов высшего парижского общества, считающаяся вершиной режиссёрского таланта Чаплина, в Ульяновске не «прокатила», обеспечивая только половинную заполняемость зала. Простых граждан отпугивала «кусачая», в 75 копеек, цена на билеты, и куча ремонтных недоделок, мешавших наслаждаться дорогим зрелищем.

Кадр из фильма Парижанка, которым открылся Художественный после ремонта в 1928 году

Впрочем, скоро всё выправилось, и публика опять осаждала «Художественный», над которым, казалось, не властны ни стихии, ни драматические события отечественной истории.

В самый день образования Ульяновской области, 19 января 1943 года в кинотеатре «Художественном» демонстрировался снятый в 1942 году в Ташкенте «Боевой киносборник» номер 11. Эта художественная кинолента объединяла в себе четыре сюжета, изображавших жестоких и карикатурных немцев и героизм советских партизан. Кино внушало оптимизм: враг был бит, победа – за нами!

Боевой киносборник № 11 крутили в Художке 19 января 1943 года

Иван СИВОПЛЯС, научный сотрудник НИО

Кинематограф в Симбирске-Ульяновске: от «великого немого» до появления звука

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Кинематограф в Симбирске-Ульяновске: от «великого немого» до появления звука»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here