Образование К 50-летию факультета физической культуры и спорта УлГПУ ветеран факультета Александр Зверев...

К 50-летию факультета физической культуры и спорта УлГПУ ветеран факультета Александр Зверев дал интервью для спортивной газеты «Чемпион»

228

К 50-летию факультета физической культуры и спорта УлГПУ ветеран факультета Александр Зверев  дал интервью для спортивной газеты «Чемпион»

В этом году 50-летний юбилей отмечает факультет физической культуры и спорта Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова. Уже полвека он успешно готовит специалистов — школьных учителей физической культуры, тренеров, чей труд столь важен в становлении молодого и здорового поколения.

В разные годы на факультете обучались прославленные спортсмены, заслуженные тренеры и учителя. По случаю юбилея ульяновская газета «Чемпион» начала новый проект, посвященный выдающимся преподавателям, руководителям и выпускникам ФФКиС. Первый собеседник — отличник физической культуры, многолетний преподаватель и декан факультета Александр Зверев.

 

— Александр Петрович, вы стояли у истоков физкультурного факультета. По чьей инициативе он создавался и какие причины способствовали его открытию в 1971 году?

 

— К началу 1970-х вопрос подготовки физкультурных кадров с высшим образованием в Ульяновской области стоял весьма остро. Специалистов не хватало. В нашем институте была только отдельная кафедра физвоспитания, на которой я работал с 1965 года. Она была нужна для преподавания физкультуры среди студентов разных факультетов. Такие же кафедры были в политехе и сельхозинституте. А вот учителей физкультуры тогда готовило только физкультурное училище. Но это было учреждение среднеспециального образования, а в Поволжье к тому времени уже повсюду работали факультеты физического воспитания при педагогических вузах — Пенза, Казань, Горький, Чувашия, Мордовия. Выпускники таких факультетов имели право работать в любом учебном заведении Советского Союза. В 1967 году заведующий нашей кафедрой Анатолий Робертович Вейберт вышел в ректорат института с ходатайством об открытии факультета. Руководство вуза обратилось в Министерство просвещения РСФСР. Оттуда пришел ответ примерно такого содержания: в 1970 году в Ульяновске пройдет открытие мемориального комплекса, посвященного Владимиру Ильичу Ленину, и тогда же будет начато строительство нового здания УГПИ, в котором будет предусмотрена спортивная база. В 1971 году ее строительство завершилось. У нас появились манеж и два спортзала. Такого не было ни у кого в Приволжье! И уже в августе мы провели первый набор на факультет физического воспитания. Изначально он назывался именно так. Нынешнее название — факультет физической культуры и спорта — он получил только в 1994 году, когда педагогический институт получил статус университета.

 

— Как формировался преподавательский состав?

 

— На первое сентября 1971 года в штате были всего два преподавателя! Это Валентин Степанович Кузьмин и Александр Николаевич Володин. Первый — специалист по легкой атлетике, второй — по лыжному спорту. А весь остальной педагогический состав обеспечивала кафедра физического воспитания. Также на факультет начали приглашать тренеров из спортивных школ города.

 

— В чем заключались основные трудности в первые годы работы факультета?

 

— Трудность заключалась в том, что никто из наших коллег до этого не работал на факультетах. Прежде чем обучать студентов, нам нужно было самим освоить соответствующую методику. А чтобы как следует обкатать учебные программы, потребовалось два или даже три выпуска. Еще одна сложность — нехватка учебных часов. Однако нас выручала программа ПСМ — повышения спортивного мастерства. Она была направлена на то, чтобы все студенты факультета занимались спортом и выполняли спортивные разряды. Вместе с академическими занятиями эта тренировочная деятельность обеспечивала норму нагрузки преподавателя — 900 часов.

 

— Первый набор на факультет физвоспитания — это 50 человек. От желающих поступить отбоя не было?

 

— Безусловно. Вообще на нашем факультете никогда не возникало трудностей с набором абитуриентов. С 1971-го и по сей день конкурс для поступающих — колоссальный!

 

Традиции факультета — художественная самодеятельность и единая форма

 

— Вы работали с разными поколениями студентов. Чем молодежь, например, 1970-х, отличается от современной?

 

— На мой взгляд, то поколение было спортивнее. Во-вторых, мне кажется, оно было честнее и порядочнее со своими преподавателями, прилежнее в учебе. Хотя не могу сказать, что по интеллекту два этих поколения сильно отличались. Что тогда, что сейчас — есть небольшая группа отличников, прослойка средней успеваемости и отстающие.

 

— Какие традиции были заложены в первые годы работы факультета физвоспитания?

 

— Как ни странно, наш факультет имел традиции успешных выступлений на смотрах художественной самодеятельности в институте. С года основания и по настоящее время здесь всегда были и есть таланты. Еще одна традиция — студенты во время практических занятий одеваются в спортивную форму определенных цветов — белый верх, красный низ. Они хорошо сочетаются, а кроме того, заставляют студентов следить за чистотой своей формы.

 

— Являясь преподавателем, вы были скорее диктатором или демократом?

 

— На лекциях я был вполне демократичным. А вот на тренировках — наоборот. Когда заставляешь студентов прикладывать волевые усилия, мягким быть нельзя. Иначе ничего не получится.

 

— А это правда, что на своих занятиях вы читали студентам стихи Есенина?

 

— Да. Поскольку считал необходимым приобщать молодых людей к поэзии. Есенин — огромный талант и единственный поэт, перед которым я преклоняюсь. За его отношение к природе, к людям, к жизни. На занятиях у меня было два сборника его стихов. Их читал не только я, но и сами студенты — друг другу. А потом я давал задания выучить одно из произведений и продекламировать перед группой.

 

— А во время экзаменов позволяли списывать?

 

— Нет, не позволял. Без исключений. Да и списывать было бесполезно. Я же видел, кто и как занимался на протяжении года, и прекрасно знал, кто на что способен. Студент не учился, а потом написал на пятерку? Ну такого быть не может!

 

При Звереве отремонтировали спортивную базу факультета. Помог Шаманов

 

— На пост декана факультета вы приходили дважды — в 1976-м и 1998-м. Причем первый раз проработали в этой должности всего год. Почему так мало?

 

— Здесь все просто. На тот момент я еще не был кандидатом наук, а для должности декана факультета это было обязательное условие. Перед назначением я был заместителем декана по учебной работе. А когда мой предшественник — Валентин Степанович Кузьмин — попал в больницу, тогдашний ректор пединститута Василий Васильевич Наймушин вызвал меня и сказал, чтобы я возглавил факультет. Потом спросил: «Успеешь к концу года диссертацию защитить?» А я только в научный кружок начал ходить. Говорю: «Нет, я к ее написанию даже не приступил». В итоге к маю 1977-го мне нашли замену. Деканом стал Владислав Николаевич Вершинин с кафедры педагогики. К спорту он особого отношения не имел, зато был доцентом, кандидатом наук. А я спокойно продолжил работу старшим преподавателем. На должность декана вернулся только через 11 лет, когда уже имел ученую степень и большой опыт в качестве замдекана по заочному обучению и заведующего кафедрой физвоспитания.

 

— На что в первую очередь вы направляли усилия, находясь во главе факультета?

 

— При мне сделали капитальный ремонт всей спортивной базы, которая до этого не обновлялась с момента открытия: оборванные сетки, треснутые баскетбольные щиты, спортивные залы, пришедшие в негодность… Помог Владимир Шаманов, который, будучи губернатором, решил провести на базе пединститута чемпионат России по борьбе. Мероприятие ответственное, поэтому после ремонта зал засверкал. А потом здесь же и чемпионат страны по боксу прошел.

 

Также в качестве декана я боролся за то, чтобы все занятия на факультете начинались строго в положенное время. А то бывало, преподаватели опаздывали на 10-15 минут, так что студенты начинали расходиться.

 

Вообще почти каждый мой рабочий день в качестве декана начинался с «вертушки» — это такой старый проводной телефон для внутренней связи, на который мне звонил ректор — Юрий Анатольевич Грушевский и вызывал к себе для обсуждения тех или иных вопросов, связанных с факультетом.

 

— Как и любому декану, вам наверняка не раз приходилось отчислять студентов. Как это происходило?

 

— Я приходил на курс с уже подготовленным списком и объявлял: хочу отчислись Петрова и Иванова, но делать этого не буду, так как они поют и пляшут и приносят пользу факультету. А вот с Тюнькиным, Прунькиным и Манюнькиным мы расстаемся. Образумитесь, придете на следующий год — я вас восстановлю. Не образумитесь — даже не приходите. Конечно, отчислять всегда тяжело, ведь, по сути, решаешь судьбу человеческую.

 

О теории и практике педагогической деятельности

 

— Важный показатель для учреждения высшего образования — наличие преподавателей с учеными степенями. Как с этим обстояли дела на вашем факультете?

 

— Поначалу с этим были проблемы. Первым деканом стал Анатолий Иванович Козлов, кандидат педагогических наук, доцент. У сменившего его Вейберта ученой степени не было. После этого руководить факультетом поставили Валентина Степановича Кузьмина. Он хоть и не ученый, но был заслуженным тренером РСФСР. Это солидный уровень. А остальные, в том числе и я, поначалу были просто преподавателями. Чтобы улучшить ситуацию, заведующий кафедрой спортивных дисциплин Анатолий Михайлович Горчаков организовал и вел для педагогического состава ученый кружок. Параллельно с этим ректорат привлекал для работы на факультете кадры из других городов. Из Черкасс к нам пригласили Олега Владимировича Петунина. Из Хабаровска приехали Тамара Степановка Ключко и Анна Дмитриевна Тиселько. А потом и мы, местные педагоги, начали потихоньку «остепеняться» в аспирантуре столичного пединститута.

 

— Свою диссертацию вы защитили в 1989 году. Ее тема: «Дидактические умения в деятельности учителя физической культуры и методика их формирования у студентов педагогических институтов». Расшифруйте, о чем она?

 

— Вся подготовка учителя физической культуры складывается из двух компонентов. Первый — практическая подготовка. Когда учитель обязан уметь показать на уроке, как вести баскетбольный мяч и бросать его в кольцо, как делать подачу в волейболе, как передвигаться попеременным двушажным ходом на лыжах и так далее. Второй — методическая подготовка или дидактика. Этот раздел о том, как нужно учить детей в школе. И это не простое «повторяйте за мной». Тут все немного сложнее. Есть частные методики преподавания — по конкретным видам спорта — и общие. Задача состоит в том, чтобы совместить их в учебном процессе. К примеру, для изучения нападающему удару в волейболе используются подводящие упражнения. Так вот, нужно хорошо знать, на каких этапах и какое из них выполнять. Вот это уже будет методическая подготовка. Положения из своей диссертации я пытался внедрять в институте, чтобы наполнить теоретическим содержанием практическую подготовку студентов. Тема сохраняет актуальность и в наше время, но сейчас, к сожалению, дидактике уделяется мало времени или вовсе не уделяется.

 

— Вашим главным спортивным увлечением был и остается волейбол. Насколько этот вид спорта был популярен среди студентов вуза 50 лет назад?

 

— Он пользовался действительно большой популярностью. И здесь я говорю не только про наш факультет, а про вуз в целом. К примеру, поступают к нам 800 человек и 500 из них хотят играть в волейбол. Когда я только начинал работу в институте, старался тренировать как можно больше студентов, но потом сосредоточился на тех, кто уже имел определенный уровень подготовки в спортивных школах. Так как с ними уже можно было показывать результаты.

 

— Какие приоритеты были у факультета в студенческих соревнованиях?

 

— Приоритет № 1 — это, конечно, областная эстафета. Мероприятие, на которое собираются все начальники и смотрят, кто бежит быстрее всех. Проиграть было нельзя. Помню, накануне стартов меня вызывал Грушевский и спрашивал не о том, как идет подготовка, а о том одну или две трамвайные остановки мы привезем всем остальным командам! Также большое внимание уделялось Спартакиаде «Буревестник», которая теперь называется областной универсиадой. Но, в отличие от эстафеты, ее мы выигрывали далеко не всегда.

 

— Известно, что вы большой любитель рыбалки. До сих пор выбираетесь поудить?

 

— Я вырос на маленькой реке Сердоба в Пензенской области. Поэтому Волга для меня слишком большая, на ней я не рыбачу. Только озера и пруды. Излюбленное место — Кузоватовский район. До сих пор сижу с удочкой. Ловлю карася и карпа. Этот год особенно рыболовным получился.

 

Беседовал Александр Агапов

Из досье «ЧЕМПИОНА».

Александр Зверев — кандидат педагогических наук, доцент. Родился 16 октября 1943 года в городе Сердобск Пензенской области. Окончил факультет физической культуры Пензенского пединститута. В 1965 году после службы в армии переехал в Ульяновск, где устроился преподавателем на кафедре физвоспитания УГПИ. С 1971 по 2018 годы работал на факультете физического воспитания вуза в различных должностях.

111867_big.jpg

К 50-летию факультета физической культуры и спорта УлГПУ ветеран факультета Александр Зверев дал интервью для спортивной газеты «Чемпион»

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «К 50-летию факультета физической культуры и спорта УлГПУ ветеран факультета Александр Зверев дал интервью для спортивной газеты «Чемпион»»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here