Итоги горячей линии по вопросам организации горячего питания обучающихся
56
В период 01.04.2024 г. по 12.04.2024 г. специалисты Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» по вопросам организации питания обучающихся проконсультировали 146 человек. Преимущественное количество консультаций были связаны с организацией питания школьников, незначительное количество консультаций связаны с организацией дошкольного питания.
Наибольшее количество составили следующие консультации:
I. В группу вопросов, занимающих первые 3 ранговых места, вошли:
1 ранговое место:
19 консультаций об объеме информации по организации питания, представленной на информационных стендах или официальных сайтах образовательных организаций;
18 консультаций по соблюдению принципов здорового питания при реализации блюд и продуктов.
2 ранговое место:
16 консультаций о возможном родительском контроле при организации питания.
3 ранговое место:
13 консультаций о рекомендациях к питанию в период сезонного подъема заболеваемости простудными заболеваниями, ОРВИ, гриппом и прочими;
13 консультаций по реализуемым блюдам и продуктам;
11 консультаций о поставщиках продуктов и готовых блюд в образовательные организации, о производителях готовых блюд (наличие информации, условия доставки, разогрев или приготовление блюд и прочее);
11 консультаций по соблюдению требований ТР ТС к продукции, сроков годности, условий их хранения;
8 консультаций о роли администрации образовательного учреждения при организации питания.
II. В группу наиболее часто задаваемых вопросов, занимающих первые 3 ранговых места, вошли:
вопросы относительно наполняемости информационных стендов, официальных сайтов по организации питания в образовательных учреждениях (объёмы, актуальность исчерпывающей полезно-значимой информации);
об усилении роли родительского контроля за качеством питания в образовательных учреждениях – алгоритм действий;
о роли администрации образовательного учреждения при организации питания;
о порядке обращения с претензией на качество школьного питания, на низкие вкусовые свойства приготовленных блюд.
консультирование сопровождалось предоставлением гражданам информации и их источников относительно соблюдения принципов здорового питания при реализации блюд и продуктов, о рекомендациях к питанию в период сезонного подъема заболеваемости простудными заболеваниями, ОРВИ, гриппом.
в качестве дополнительной наглядной информации было предложено родителям обращаться на информационные ресурсы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области», ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора. Также доведено до сведения о работе в просветительских целях информационного портала здоровое-питание.рф, специальных онлайн-проектов школа.здоровое-питание.рф, рецепты.здоровое-питание.рф, а также страницы проекта в социальных сетях.
III. В группу вопросов, составляющих минимальный удельный вес в общем количестве, вошли:
вопросы по организации питания детей, имеющих нарушения в состоянии здоровья, которые требуют особого рациона (аллергические заболевания, метаболические нарушения, ферментативная недостаточность, болезни органов ЖКТ и прочее);
вопросы о возможности приносить питание с собой, месте его разогрева и приема.
IV. Конкретную тематику консультаций составили вопросы:
реализация блюд и продуктов с учётом соответствия Рекомендациям по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций; взаимодействие родителей и сотрудников учебных заведений, в том числе лиц, отвечающих за питание в школах.
О принципах формирования меню здорового питания для школьников
Роспотребнадзором разработаны методические рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций, которые направлены на организацию здорового питания, в том числе горячего, формирование принципов рационального, сбалансированного питания при оказании услуг по организации питания. В документе реализованы принципы здорового питания, в том числе включающие уменьшение количества потребляемых кондитерских и колбасных изделий, сахара и соли. В методических рекомендациях предложены варианты базового меню для разработки региональных типовых меню, учитывающих территориальные, национальные и другие особенности питания населения.
Как правильно накормить школьника?
1. Рационально распределите калорийность блюд по приемам пищи, из расчета, что завтрак должен составлять 20-25% от суточной калорийности; обед — 30-35%.
2. Включите в меню блюда с повышенным содержанием витаминов и микроэлементов, необходимых для гармоничного роста и развития детей (блюда с добавлением микрозелени, ягод), а также продуктов, обогащенных витаминами и микронутриентами, лакто-и бифидобактериями.
3. Не включайте в меню основного питания и ассортимент дополнительного питания детей продукты и блюда, являющиеся источником легкоусвояемых углеводов (конфеты, шоколад, вафли, печенье, коржики, булочки, кексы, манная каша, манники); продукты, являющихся источником скрытой соли (колбасные изделия, мясные и рыбные консервы, консервированные овощи и соленья), а также продукты с усилителями вкуса и красителями.
4. Для включения в меню выбирайте технологические карты из сборников блюд для детского питания. Обратите внимание, что технология приготовления блюд, изложенная в технологических картах, соответствует технологической оснащенности пищеблока. Просматривайте в отобранных для включения в меню технологических картах технологию приготовления блюд, она должна предусматривать использование исключительно щадящих методов кулинарной обработки (тушение, варку, приготовление на пару, запекание, пассерование, припускание). Уделяйте особое внимание содержанию соли и сахара в отобранных блюдах, оно должно быть приведено в соответствие с рекомендациями ВОЗ (соль — не более 5 г/сутки, сахара 20 г/сутки, на один прием пищи соответственно, как минимум в 4 раза меньше). Формируйте у ребенка здоровые пищевые привычки — низко солевого рациона, употребления умеренно сладких блюд. Количество отобранных для включения в меню технологических карт должно обеспечивать разнообразие рациона, не допускающего повторения блюд в течение дня и двух смежных с ним дней.
5. Правильно формируйте меню горячих завтраков. В меню в обязательном порядке включайте горячее блюдо (кашу, запеканку, творожные или яичные блюда) и горячий напиток (чай, какао, кофейный напиток). Дополняйте завтрак продуктами — источниками витаминов, микроэлементов и клетчатки (овощи, фрукты, ягоды). В меню обедов включайте овощной салат (овощи в нарезке), первое блюдо, второе основное блюдо рубленое или цельнокусковое (из мяса или рыбы), гарнир (овощной или крупяной), напиток (компот, кисель). Обращайте внимание на структуру блюд, рационально объединяйте в меню овощные и крупяные блюда.
6. Проводите оценку разработанного меню, в части суммарной за прием пищи (завтрак, обед) массы порций, калорийности блюд, распределение белков, жиров и углеводов, содержание витаминов и микроэлементов, сравните их с показателями, регламентированными действующими нормативными документами. В случае необходимости, проводите корректировку меню.
7. Когда меню разработано, определите необходимое количество продуктов (в брутто) для выполнения меню по дням цикла в пересчете на одного питающегося и всех питающихся.
Сегодня поздравления с Днем рождения принимают наши выдающиеся земляки:
Абуталипов Шамиль Абдулажанович, директор Павловского технологического техникума, 65 лет
Браташова Венеря Ахатовна, президент областной Нотариальной палаты
Душкова Ксения...