Здоровье Итоги горячей линии по вопросам организации горячего питания обучающихся

Итоги горячей линии по вопросам организации горячего питания обучающихся

56

В период 01.04.2024 г. по 12.04.2024 г. специалисты Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» по вопросам организации питания обучающихся проконсультировали 146 человек. Преимущественное количество консультаций были связаны с организацией питания школьников, незначительное количество консультаций связаны с организацией дошкольного питания.

Наибольшее количество составили следующие консультации:

I. В группу вопросов, занимающих первые 3 ранговых места, вошли:

1 ранговое место:

  • 19 консультаций об объеме информации по организации питания, представленной на информационных стендах или официальных сайтах образовательных организаций;

  • 18 консультаций по соблюдению принципов здорового питания при реализации блюд и продуктов.

2 ранговое место:

  • 16 консультаций о возможном родительском контроле при организации питания.

3 ранговое место:

  • 13 консультаций о рекомендациях к питанию в период сезонного подъема заболеваемости простудными заболеваниями, ОРВИ, гриппом и прочими;

  • 13 консультаций по реализуемым блюдам и продуктам;

  • 11 консультаций о поставщиках продуктов и готовых блюд в образовательные организации, о производителях готовых блюд (наличие информации, условия доставки, разогрев или приготовление блюд и прочее);

  • 11 консультаций по соблюдению требований ТР ТС к продукции, сроков годности, условий их хранения;

  • 8 консультаций о роли администрации образовательного учреждения при организации питания.

II. В группу наиболее часто задаваемых вопросов, занимающих первые 3 ранговых места, вошли:

  • вопросы относительно наполняемости информационных стендов, официальных сайтов по организации питания в образовательных учреждениях (объёмы, актуальность исчерпывающей полезно-значимой информации);

  • об усилении роли родительского контроля за качеством питания в образовательных учреждениях – алгоритм действий;

  • о роли администрации образовательного учреждения при организации питания;

  • о порядке обращения с претензией на качество школьного питания, на низкие вкусовые свойства приготовленных блюд.

  • консультирование сопровождалось предоставлением гражданам информации и их источников относительно соблюдения принципов здорового питания при реализации блюд и продуктов, о рекомендациях к питанию в период сезонного подъема заболеваемости простудными заболеваниями, ОРВИ, гриппом.

  • в качестве дополнительной наглядной информации было предложено родителям обращаться на информационные ресурсы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области», ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора. Также доведено до сведения о работе в просветительских целях информационного портала здоровое-питание.рф, специальных онлайн-проектов школа.здоровое-питание.рф, рецепты.здоровое-питание.рф, а также страницы проекта в социальных сетях.

III. В группу вопросов, составляющих минимальный удельный вес в общем количестве, вошли:

  • вопросы по организации питания детей, имеющих нарушения в состоянии здоровья, которые требуют особого рациона (аллергические заболевания, метаболические нарушения, ферментативная недостаточность, болезни органов ЖКТ и прочее);

  • вопросы о возможности приносить питание с собой, месте его разогрева и приема.

IV. Конкретную тематику консультаций составили вопросы:

  • реализация блюд и продуктов с учётом соответствия Рекомендациям по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций; взаимодействие родителей и сотрудников учебных заведений, в том числе лиц, отвечающих за питание в школах.

 

О принципах формирования меню здорового питания для школьников

Роспотребнадзором разработаны методические рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций, которые направлены на организацию здорового питания, в том числе горячего, формирование принципов рационального, сбалансированного питания при оказании услуг по организации питания. В документе реализованы принципы здорового питания, в том числе включающие уменьшение количества потребляемых кондитерских и колбасных изделий, сахара и соли. В методических рекомендациях предложены варианты базового меню для разработки региональных типовых меню, учитывающих территориальные, национальные и другие особенности питания населения.

Как правильно накормить школьника?

1. Рационально распределите калорийность блюд по приемам пищи, из расчета, что завтрак должен составлять 20-25% от суточной калорийности; обед — 30-35%.

2. Включите в меню блюда с повышенным содержанием витаминов и микроэлементов, необходимых для гармоничного роста и развития детей (блюда с добавлением микрозелени, ягод), а также продуктов, обогащенных витаминами и микронутриентами, лакто-и бифидобактериями.

3. Не включайте в меню основного питания и ассортимент дополнительного питания детей продукты и блюда, являющиеся источником легкоусвояемых углеводов (конфеты, шоколад, вафли, печенье, коржики, булочки, кексы, манная каша, манники); продукты, являющихся источником скрытой соли (колбасные изделия, мясные и рыбные консервы, консервированные овощи и соленья), а также продукты с усилителями вкуса и красителями.

4. Для включения в меню выбирайте технологические карты из сборников блюд для детского питания. Обратите внимание, что технология приготовления блюд, изложенная в технологических картах, соответствует технологической оснащенности пищеблока. Просматривайте в отобранных для включения в меню технологических картах технологию приготовления блюд, она должна предусматривать использование исключительно щадящих методов кулинарной обработки (тушение, варку, приготовление на пару, запекание, пассерование, припускание). Уделяйте особое внимание содержанию соли и сахара в отобранных блюдах, оно должно быть приведено в соответствие с рекомендациями ВОЗ (соль — не более 5 г/сутки, сахара 20 г/сутки, на один прием пищи соответственно, как минимум в 4 раза меньше). Формируйте у ребенка здоровые пищевые привычки — низко солевого рациона, употребления умеренно сладких блюд. Количество отобранных для включения в меню технологических карт должно обеспечивать разнообразие рациона, не допускающего повторения блюд в течение дня и двух смежных с ним дней.

5. Правильно формируйте меню горячих завтраков. В меню в обязательном порядке включайте горячее блюдо (кашу, запеканку, творожные или яичные блюда) и горячий напиток (чай, какао, кофейный напиток). Дополняйте завтрак продуктами — источниками витаминов, микроэлементов и клетчатки (овощи, фрукты, ягоды). В меню обедов включайте овощной салат (овощи в нарезке), первое блюдо, второе основное блюдо рубленое или цельнокусковое (из мяса или рыбы), гарнир (овощной или крупяной), напиток (компот, кисель). Обращайте внимание на структуру блюд, рационально объединяйте в меню овощные и крупяные блюда.

6. Проводите оценку разработанного меню, в части суммарной за прием пищи (завтрак, обед) массы порций, калорийности блюд, распределение белков, жиров и углеводов, содержание витаминов и микроэлементов, сравните их с показателями, регламентированными действующими нормативными документами. В случае необходимости, проводите корректировку меню.

7. Когда меню разработано, определите необходимое количество продуктов (в брутто) для выполнения меню по дням цикла в пересчете на одного питающегося и всех питающихся.

 



Итоги горячей линии по вопросам организации горячего питания обучающихся

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Итоги горячей линии по вопросам организации горячего питания обучающихся»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here