С открытой лекцией на эту тему 22 февраля перед студентами Ульяновского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина выступил доктор исторических наук, профессор кафедры философии, истории и экономической теории Олег Хасянов.
Открывая встречу в 200-й аудитории инженерного факультета, заполненной студентами всех факультетов и колледжа агротехнологий и бизнеса, проректор по учебной, воспитательной работе и молодежной политике Марина Постнова отметила, что лекция проводится в рамках мероприятий, приуроченных к 80-летию университета.
Первую часть выступления Олег Ринатович посвятил развитию системы образования в мире и России в целом и значению образованности для человека. Он обратил внимание слушателей на тезисы основоположника теорий социальной стратификации и социальной мобильности Питирима Сорокина – русского и американского социолога и культуролога, педагога. Сорокин доказал, что институт образования во все времена, в любом обществе был основным средством «социального лифта» для человека.
Один из ярких примеров значения полученного образования – биография крестьянина по сословному состоянию Михаила Ломоносова. Благодаря обучению в Славяно-греко-латинской, Киево-Могилевской академиях, Академическом и Марбургском университетах он стал первым крупным русским учёным-естествоиспытателем. Но при сословной системе обучения, которая существовала в России до 1917 г., подобные случаи, когда простые люди могли получить хорошее образование, повысить свое положение в обществе, были единичны.
Как заметил лектор, образование в нашей стране стало общедоступным лишь после Октябрьской революции 1917 года.
С 1930-1931 года в СССР было введено всеобщее обязательное начальное обучение детей. Высокими темпами развивалась система среднего специального и высшего образования. В 1940-1941 учебном году насчитывалось 817 вузов, в которых обучалось 811,7 тыс. студентов. По числу студентов Советский Союз в предвоенный период значительно превосходил Англию, Францию, Германию, Италию и Японию вместе взятые. Создание бесплатной системы образования в Советском Союзе явилось одной из причин быстрого развития страны. Именно в СССР образование стало главным социальным лифтом, дающим толчок человеку для достижения высокого социального статуса.
Но начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война привела к значительному сокращению числа высших учебных заведений: одни вузы не смогли вовремя эвакуироваться; другие, оказавшись в эвакуации, слились с местными учебными заведениями родственного профиля; третьи были попросту расформированы. Острая нехватка кадров, особенно в отраслях военной промышленности, заставляла руководство страны делать все для того, чтобы не допустить чрезмерного сокращения сети высших учебных заведений и при первой возможности их восстанавливать. Начиная с 1943-1944 учебного года воссоздавались учебные заведения в освобожденных районах, открывались новые вузы на базе реэвакуированных и эвакуированных.
Вторая часть открытой лекции была посвящена образованию 19 января 1943 года Ульяновской области, а несколькими месяцами спустя (12 июля) – Ульяновского сельскохозяйственного института, первого вуза во вновь созданном субъекте РСФСР. Профессор Олег Хасянов отметил, что открытие УСХИ (ныне аграрный университет) на базе эвакуированного Воронежского зооветеринарного института имело большое значение – и в плане подготовки специалистов, востребованных во всех отраслях экономики и во всех регионах страны, и для развития аграрной отрасли Ульяновской области. Лектором были обозначены основные вехи 80-летней истории учебного заведения.
Софья Веленко
Фото: Илья Дмитриев
Фоторепортаж:
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |