Надзор Информация об антикризисных мерах в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Информация об антикризисных мерах в сфере жилищно-коммунального хозяйства

278

Информация
об антикризисных мерах в сфере
жилищно-коммунального хозяйства

25.05.2022

В текущих сложных для отрасли условиях хозяйствования,
вызванных в том числе ростом цен на строительные ресурсы, оборудование,
комплектующие, а также их дефицитом в связи с «разрывами» логистических цепочек
поставок и необходимостью импортозамещения, а также ростом стоимости
привлечённых кредитных средств, Правительством принимается комплекс мер,
направленных на нивелирование складывающихся рисков.

В соответствии с Планом первоочередных действий по
обеспечению развития российской экономики в
условиях внешнего санкционного давления (далее – План первоочередных
действий) приняты следующие нормативные правовые акты, направленные на
нивелирование негативных последствий складывающейся в 2022 г.
макроэкономической ситуации для организаций, осуществляющих
регулируемые виды деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения и
водоотведения:

1.  Постановление Правительства РФ от
04.04.2022 № 582 «Об
особенностях установления (корректировки) тарифов регулируемых
организаций в сфере теплоснабжения, сфере водоснабжения и
водоотведения в 2022 и 2023 годах».


Постановлением предусматривается, что в случае неисполнения
обязательств по созданию и (или) реконструкции, модернизации объекта
концессионного соглашения, реализации инвестиционной программы (а также при
недостижении утвержденных плановых значений показателей надежности, качества и
энергетической эффективности)
в 2022 году не применяются положения об
уменьшении на очередной финансовый год необходимой валовой выручки регулируемой
организации, а также о ежегодной корректировке долгосрочного тарифа.

В настоящее время ФАС России вносит соответствующие
изменения в методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере
теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

2.  Постановление Правительства РФ от
30.04.2022 № 785 «Об
особенностях корректировки инвестиционных программ организаций,
осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере
теплоснабжения, организаций, осуществляющих
горячее водоснабжение,

холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в 2022 году».


В целях максимального учета возникших экономических
обстоятельств в 2022 г. требуется более
продолжительный период подготовки корректировки инвестиционной
программы.

Основные позиции:

1) перенос
предельного срока подачи заявлений о внесении изменений в инвестиционные программы
с 30 августа на 30 ноября, и до 20 декабря




2

продляется
срок принятия уполномоченным органом (субъекта РФ, органа местного
самоуправления) решений об утверждении вносимых изменений или об отказе (за
исключением заявлений о корректировке инвестиционных программ, связанной с
мероприятиями по подключению (технологическому присоединению).

2) устанавливается
упрощенный порядок согласования и утверждения в

2022 году проектов корректировки инвестиционных программ,
направленных

регулируемыми организациями в уполномоченный орган в
период с 31 августа

по
30 ноября текущего года.

3)     одновременно предусматривается, что
заявление высшего
должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного
органа субъекта РФ) о планируемом установлении предельных индексов
изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в
муниципальных образованиях, превышающих индексы изменения размера
вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту
РФ, представляются в ФАС России для согласования до 10 декабря 2022 года
и подлежат рассмотрению в течение 5 рабочих дней.






4)  в целях учета при тарифном
регулировании на 2023 год затрат
на реализацию инвестиционных программ с учетом решения о внесении
изменений в инвестиционную программу органам исполнительной власти
субъекта РФ в области государственного регулирования цен (тарифов)
предоставлено право до 1 февраля 2023 года принять решение о пересмотре с
1 июля 2023 года долгосрочных тарифов и (или) долгосрочных параметров
регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и
водоотведения, установленных на 2023 год, в части таких затрат.






3. Постановление
Правительства РФ от 30.04.2022 № 796 «Об особенностях использования средств,
начисленных в 2022 году в виде платы за негативное воздействие на работу
централизованной системы водоотведения организациями, осуществляющими
регулируемые виды деятельности в сфере водоотведения».

В 2022 году приостановлено введённое пунктом 26(1) Основ
ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения ограничение использования
начисленной платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения на реализацию производственной программы
и выплату займов и кредитов по ней свыше 50 % (основная цель введенного ограничения — стимулирование
направления средств данной платы на мероприятия инвестиционной
программы)
.

Соответственно, в текущем году организации
водопроводно-канализационного хозяйства могут использовать данную плату
согласно целям, установленным Правилами холодного водоснабжения и
водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ № 644, без
каких-либо ограничений в части расходов на операционную или инвестиционную
деятельность.

Согласно
пункту 123(5) Правил средства, полученные в виде платы за негативное     воздействие     на    
работу     централизованной     системы




3

водоотведения,
используются целевым образом в качестве источника финансирования
производственной и (или) инвестиционной программ, на выполнение иных
мероприятий, связанных с ремонтом, реконструкцией или строительством объектов
централизованных систем водоотведения, а также в качестве средств на возврат
займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию
производственной и (или) инвестиционной программ.

4) Постановление
Правительства РФ от 09.05.2022 № 835 «Об утверждении
Правил предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным
организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным
системообразующим организациям жилищно-коммунального хозяйства и организациям,
входящим в группу лиц системообразующей организации жилищно-коммунального
хозяйства».

Основные позиции:

кредит привлекается на срок до 12
месяцев на пополнение оборотных
средств (на цели текущей операционной
деятельности, в том числе авансовых
платежей, исключения по отдельным операциям приведены в постановлении);

— получателем
субсидии является кредитная организация, включенная по результатам отбора
Минстроем России в перечень получателей субсидии и заключившая соглашение о
предоставлении субсидии (до 20 мая на едином портале и (или) на официальном
сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Минстроем
России будет размещено объявление о проведении отбора)
;

   в составе требований к кредитным
договорам в том числе
предусмотрены:

дата заключения после 11.05.2022 (дата вступления в силу
постановления № 835)
;

предельный размер кредита (рассчитывается исходя из
квартальной выручки заемщика в 2021 году,
умноженной на 0,7 и на изменение индекса цен производителей промышленных
товаров «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации
отходов, деятельность по ликвидации загрязнений»
за
IIII кварталы 2021 г. по отношению к
аналогичному периоду 2020 года. При этом предельный размер не может превышать 5
млрд. рублей
для заемщика, являющегося юридическим лицом, входящим в
группу лиц системообразующей организации, 10
млрд. рублей для заемщика, являющегося системообразующей организацией,
10 млрд. рублей для группы лиц одной системообразующей организации)
;

льготная процентная ставка (11 процентов годовых) и пр.

   в составе требований к заемщику
помимо общих требований
предусмотрены следующие: не является государственным или
муниципальным унитарным предприятием; обеспечивает сохранение
занятости на период действия кредитного договора (соглашения) не менее 85
процентов среднесписочной численности работников).






4

5) Постановление
Правительства РФ от 20.05.2022
N 912 «О внесении
изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях установления особенностей правового регулирования отношений
в сферах электроэнергетики, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения»,
которым закреплены ряд временных особенностей правового
регулирования отношений в сферах электроэнергетики, газо-, тепло- и
водоснабжения и водоотведения в 2022–2023 годах.

В частности, актом:

   
установлено, что с 28 февраля по 31 декабря 2022 г. при
начислении пеней за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств
по оплате энерго- и коммунальных ресурсов и услуг по их транспортировке, взамен ставки рефинансирования Центрального банка
Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты,
используется ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации,
действующая на 27 февраля 2022 года;

   
установлено, что в 2022 и 2023 годах не применяются
положения об ограничении объема финансовых
потребностей, необходимых для реализации инвестиционных программ (в
сфере водоснабжения и водоотведение также производственных программ), объемом
таких потребностей, определенным в соответствии с укрупненными нормативами цены
строительства различных видов объектов
капитального строительства непроизводственного назначения и объектов
инженерной инфраструктуры.

Также в настоящее время разработаны и проходят
согласительные процедуры, предусмотренные Регламентом Правительства Российской
Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от
01.06.2004 № 260, либо внесены в Правительство Российской Федерации следующие
проекты нормативных правовых актов:

1)
Проект постановления Правительства Российской Федерации
«О
внесении
изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам
особенностей правового регулирования отношений в сферах электроэнергетики,
тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения»
, которым предлагается
закрепить ряд временных особенностей правового регулирования отношений в сферах
электроэнергетики, газо-, тепло- и водоснабжения и водоотведения в 2022–2023
годах (разработчик Минэнерго России).

В частности, проектом акта предлагается:

— установить,
что с 28 февраля по 31 декабря 2022 г. при начислении пеней за неисполнение и
(или) ненадлежащее исполнение обязательств по оплате энерго- и коммунальных
ресурсов и услуг по их транспортировке, взамен
ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей
на день фактической оплаты, используется ключевая ставка




5

Центрального банка Российской
Федерации, действующая на 27 февраля 2022 года;

— установить,
что в 2022 и 2023 годах не применяются положения об ограничении объема финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционных
программ, объемом таких потребностей, определенным в соответствии с
укрупненными нормативами цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного
назначения и объектов инженерной инфраструктуры.

2)
Проект постановления Правительства Российской Федерации
«О
внесении
изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и признании утратившим силу пункта
2 изменений
, которые вносятся в Правила предоставления субсидий на
оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные
постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О
предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Предлагается дифференцировать размер регионального стандарта
максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в зависимости от соотношения
среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина и
величины прожиточного минимума (разработчик Минстрой России).

    Информация об антикризисных мерах в сфере жилищно-коммунального хозяйства

    Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Информация об антикризисных мерах в сфере жилищно-коммунального хозяйства»

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here