Результаты исследования, опубликованные в журнале JACC Advances, показали, что люди, которые длительное время проживают рядом с шумными дорогами, более склонны к развитию артериальной гипертонии по сравнению с теми, чей дом находится в тихой местности. Также авторы обнаружили, что риск развития артериальной гипертонии увеличивается по мере усиления дорожного шума. Возможное объяснение заключается в том, что транспортный шум может нарушать сон, активируя симпато-адреналовую систему и вызывая повышенную выработку гормонов стресса с последующей гиперактивацией ренин-ангиотензин-альдостероновой системы.
Исследователи проанализировали образ жизни, здоровье и место проживания 240 тысяч человек в возрасте 40-69 лет. У всех испытуемых на исходном уровне не было артериальной гипертонии. Также они оценили уровень шума в местах их проживания. Средний возраст участников при наборе составлял 55 лет, и 54,6% были женщины. Шум от дорожного движения оценивался по исходному жилому адресу с использованием модели общего метода оценки шума. В данной работе среднегодовой уровень звукового давления по шкале А в децибелах (дБ[А]) за 2009 год был оценен на основе всех дорожных источников в пределах 500 метров от жилого дома
Исследователи оценили 2 показателя воздействия дорожного шума: Lden, определяемый как средневзвешенный уровень дорожного шума за 24 часа с добавлением 5 дБ и 10 дБ к вечернему и ночному уровням соответственно, и Lnight, определяемый как средний уровень шума от дорожного движения в ночное время. Далее исследователи оценивали случаи заболеваемости артериальной гипертонией до марта 2017 года по данным медицинской документации.
Средний уровень Lden в жилых помещениях составлял 56 дБ[А] с диапазоном от 51,5 дБ[А] до 87 дБ[А]. Воздействию Lden выше 55 дБ[A] и Lnight выше 45 дБ[A] были подвержены 48% и 58,5% участников исследования, соответственно.
В среднем за 8,1 года наблюдения исследователи зарегистрировали 21 140 случаев заболевания АГ. Отношение рисков для увеличения показателя Lden на 10 дБ[А] составило 1,07 (95% ДИ, 1,02–1,13). Была обнаружена зависимость доза-реакция (ОР = 1,13; 95% ДИ, 1,03-1,25) для Lden более 65 дБ [А] по сравнению с 55 дБ [А] или менее (P для тренда < 0,05).
Ассоциации сохранялись после поправки на загрязнение мелкодисперсными частицами и двуокисью азота. Авторы исследования утверждают, что люди, подвергающиеся воздействию дорожного шума и загрязненного воздуха, имеют самый высокий риск развития артериальной гипертонии.
Исследователи указывают, что возможность ограничения транспортного шума и снижения загрязнения воздуха представляют собой перспективные методы сердечно-сосудистой профилактики как на индивидуальном, так и на общественном уровне.
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |