Безопасность Бездействие по организации банных услуг

Бездействие по организации банных услуг

2

У Л
Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О
Й   С У Д

 

73RS0006-01-2024-000879-06

Судья Зотова Л.И.                                                                
            Дело № 33а-887/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                           
18 марта 2025 года

 

Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего
судьи Лифановой З.А.,

судей Васильевой
Е.В., Бахаревой Н.Н.,

при секретаре
Чичкиной А.П.

рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации муниципального
образования «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской
области, администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской
области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 12 ноября
2024 года по делу № 2а-474/2024, которым постановлено:

заявление Картушевой
Лидии Александровны, Картушева Анатолия Максимовича, Степанова Валерия
Юрьевича, Смирновой Светланы Борисовны, Копенкиной Ольги Ивановны, Захаричевой
Аиды Ивановны, Смоловой Татьяны Васильевны удовлетворить частично.

Признать
незаконным бездействие администрации
муниципального образования «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области,
выразившееся
в
ненадлежащем исполнении требований об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации по созданию условий для бытового
обслуживания в части не предоставления услуг бани, путём обеспечения жителей
посёлка Картушеву Лидию Александровну, Картушева Анатолия Максимовича,
Степанова Валерия Юрьевича, Смирнову Светлану Борисовну, Копенкину Ольгу
Ивановну, Захаричеву Аиду Ивановну, Смолову Татьяну Васильевну необходимым
количеством банных мест.

Обязать администрацию муниципального образования «Ленинское
городское поселение»
Барышского
района Ульяновской области

в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать
условия для бытового обслуживания населения муниципального образования
«Ленинское городское поселение», куда входят Картушева Лидия
Александровна, Картушев Анатолий Максимович, Степанов Валерий Юрьевич, Смирнова
Светлана Борисовна, Копенкина Ольга Ивановна, Захаричева Аида Ивановна, Смолова
Татьяна Васильевна, в части предоставления банных услуг, путём обеспечения
необходимого количества помывочных банных мест.

В иске о сообщении об исполнении решения по
настоящему административному делу в срок до 1 июня 2025 года отказать.

Заслушав доклад
судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя администрации муниципального
образования «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской
области и администрации муниципального образования «Барышский район»
Ульяновской области Хасановой А.В., представителя администрации муниципального
образования «Барышский район» Ульяновской области Чумбуридзе И.Г., поддержавших
доводы апелляционных жалоб, Смоловой Т.В., полагавшей решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия

установила:

 

Картушева Л.А.,
Картушев А.М., Степанов В.Ю., Смирнова С.Б., Копенкина О.И., Захаричева
А.И., Смолова Т.В. обратились в суд с требованиями к администрации
муниципального образования «Ленинское городское поселение» Барышского района
Ульяновской области о признании незаконным бездействия административного
ответчика по несозданию условий для бытового обслуживания населения в части
непредоставления услуг бани путём обеспечения жителей посёлка необходимым
количеством банных мест, возложении на администрацию городского поселения
обязанности в срок до 30.05.2025 создать на территории *** условия для бытового
обслуживания населения в части предоставления услуг бани путем обеспечения
жителей посёлка необходимым количеством банных мест, сообщении в срок до
01.06.2025 об исполнении решения по настоящему административному делу.

В обоснование
требований административные истцы указали, что являются жителями ***, где
длительное время отсутствует общественная баня, и административным ответчиком
не принимаются меры к организации банных услуг, что нарушает конституционные
права на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие, право на
благоприятные условия проживания.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена
администрация муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной
жалобе администрация муниципального образования «Ленинское городское поселение»
Барышского района Ульяновской области просит решение суда отменить как
незаконное и необоснованное, принять новое решение об отказе в удовлетворении
административного иска.

Указывает на то, что при обращении в суд с настоящим административным
иском административные истцы указывали на то, что действуют не только в своих
интересах, но и в интересах жителей всего поселка, хотя доказательств наличия
таких полномочий в дело не представлено, и судом оценка данному обстоятельству
не дана.

Поскольку судом
принято решение в интересах населения всего поселка, рассмотрение дела без
привлечения представительного органа местного самоуправления – Совета Депутатов
городского поселения, который в соответствии со ст.35 Федерального закона от
06.03.2023 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» обладает правами юридического лица, представляет интересы
населения и вправе принимать решения организационного обеспечения деятельности
органов местного самоуправления, свидетельствует о существенном нарушении норм
права.

Не соглашается с
выводом суда о бездействии администрации по созданию услуг бани для населения,
поскольку закона, обязывающего орган местного самоуправления построить
общественную баню, не существует.

Жители поселка,
постоянно проживающие на территории Ленинского поселения, ни разу за все годы
прекращения деятельности общественной бани не обращались ни в администрацию
Ленинского поселения, ни в иные инстанции с заявлениями и жалобами на
отсутствие общественной бани.

Истцы по настоящему
делу не являются постоянно проживающими в поселке. Картушевы переехали в
поселок недавно, после выхода на пенсию. Копенкина О.И. Смирнова С.Б. переехали
из других регионов. Захаричева А.И., проживая в ***, никогда не обращалась по
поводу предоставления общественной бани, но по просьбе истцов присоединилась к
ним. Смолова Т.В. и Степанов В.Ю. имеют свои бани.

Согласно решению
суда администрация должна организовать помывочные места для шестерых жителей
поселка.

Администрация не
бездействует, создает условия для обеспечения жителей поселка бытовыми
услугами: проведен водопровод, который при желании может быть проведен в каждое
жилое помещение; производится оборудование канализации в любое жилое помещение,
в том числе путем обустройства выгребных ям для канализационных стоков;
газового отопления с установкой двухконтурных газовых котлов для подачи горячей
воды круглогодично; установка в жилых помещениях ванных комнат и душевых кабин;
строительство и установка индивидуальных бань на земельных участках, выделенных
на эти цели, в том числе возле многоквартирных домов. 

Истица Смирнова С.Б.
с разрешения администрации построила и эксплуатирует свою баню возле
многоквартирного дома, провела для этих целей водопровод. Смолова Т.В. имеет
баню, в которую вода подается от централизованного поселкового водопровода от
уличной общей колонки, в доме имеет водопровод. Степанов В.Ю. для эксплуатации
личной бани использует централизованное поселковое водоснабжение. Картушевы
имеют благоустроенное жилье.

Организация
общественной бани может являться вопросом местного значения, который может быть
решен органом местного самоуправления при наличии достаточных доказательств
такой потребности, но таких доказательств по делу не представлено.

Истцами в суд не
представлен отказ администрации в создании условий для предоставления банных
услуг путем обеспечения необходимого количества банных мест. Таких обращений от
истцов не поступало.

Для строительства
бани необходимы законные основания и полномочия, в том числе выделение
земельного участка, проведение соответствующих исследований, конкурсных
процедур на проектирование, подрядную организацию, экспертизу проекта,
получение бюджетного финансирования и прочее.

Указывает на наличие
в районном центре общественных бань, в посещении которых у истцов не имеется
препятствий.

В апелляционной
жалобе администрация муниципального образования «Барышский район» Ульяновской
области также просит отменить решение суда и принять по делу новое решение.

Указывает на то, что
по делу не представлено доказательств потребности населения поселка в
общественной бане. Сам факт отсутствия общественной бани в поселке не является
основанием для признания незаконным бездействия администрации городского
поселения.

В возражениях на
апелляционную жалобу административный истец Смолова Т.В., представитель
административных истцов Аширова Н.И. просят решение суда оставить без
изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание не явились Картушева
Л.А., Картушев А.М., Степанов В.Ю., Смирнова С.Б., Копенкина О.И.,
Захаричева А.И., о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим
образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.
150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на жалобы, судебная
коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.176 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно
быть законным и обоснованным.

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации
в постановлении от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» разъяснено,
что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном
соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами
материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или
основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии
права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела
факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими
требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не
нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие
выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3).

Согласно ч. 2 ст. 310 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены
решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение
обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность
установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для
административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции,
изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение
или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения допущены судом при
рассмотрении настоящего административного дела.

Принимая решение об
удовлетворении требований административных истцов, суд пришел к выводу о
незаконном бездействии администрации муниципального образования «Ленинское
городское поселение» Барышского района Ульяновской области в вопросе
обеспечения истцов услугами бани в связи с необеспечением необходимым
количеством помывочных банных мест и возложил на администрацию городского
поселения обязанность по созданию условий для бытового обслуживания истцов в
части предоставления банных услуг путем обеспечения необходимого количества
помывочных банных мест.

При этом суд пришел
к выводу, что неисполнение администрацией городского поселения данной
обязанности приводит к нарушению прав истцов, а также неопределенного круга лиц
в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны жизни и здоровья,
права на благоприятные и безопасные условия проживания.

Доводы
административного ответчика о недоказанности административными истцами нарушения
прав на предоставление банных услуг и негативного влияния их отсутствия на
здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие признаны судом
несостоятельными со ссылкой на положения части 11
статьи 226
Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, в соответствии с которыми бремя доказывания законности оспариваемого
бездействия возложено на административного ответчика.

Судебная коллегия с
такими выводами суда не соглашается, поскольку они основаны на неправильном
определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела,
недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих
значение для административного дела.

Общие правовые,
территориальные, организационные и экономические принципы организации местного
самоуправления в Российской Федерации, и гарантии его осуществления определены
в Федеральном законе
от 06.10.2003    № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с п.10 ч.1
ст.14
Федерального закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского
поселения относится, в том числе создание условий для обеспечения жителей
поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового
обслуживания.

Как следует из ч.2 ст.1
указанного Федерального закона, решение вопросов местного значения органами
местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

По смыслу положений п.2 ст.2
Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» охрана здоровья представляет собой систему различных мер,
в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера,
осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами,
гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья
каждого человека.

При этом одним из
способов профилактики возникновения и (или) распространения заболеваний
является проведение санитарно-технических, санитарно-гигиенических мероприятий,
в том числе посредством создания для населения условий для соблюдения правил
личной гигиены.

Как установлено
судом и следует из материалов дела, муниципальное образование «Ленинское
городское поселение» Барышского района, Ульяновской области входит в состав
Барышского района Ульяновской области.

Рабочий поселок им.
В.И. Ленина является административным центром Ленинского городского поселения.

Численность
населения в Ленинском городском поселении по данным Википедии 3949 чел.

По данным
администрации муниципального образования Ленинского городского поселения
Барышского района Ульяновской области на территории
р.п. им. В.И. Ленина и пос. Ипподром по статистическим данным
проживает 1913 чел., фактически в р.п. им. В.И. Ленина
проживает 832 чел., в пос. Ипподром – 519 чел.

На территории
р.п. им. В.И. Ленина преобладает частный сектор, большинство
населения после проведения газа в поселок подвели в дома воду, канализацию,
установили душевые кабины, электроводонагреватели, у большинства имеются свои
бани.

По данным учета в
р.п. им. В.И. Ленина имеется 293 частных бани. Также в поселке
имеются многоквартирные дома по *** (3 шт.), по *** (3 шт.), по *** (17 шт.), в
которых всего 422 квартиры со всеми удобствами (том 1 л.д. 101).

В 2010 году на
баланс муниципального образования «Ленинское городское поселение» Барышского
района Ульяновской области было передано здание бани одноэтажное кирпичное, ***
года постройки, расположенное по адресу: *** (том 1 л.д. 192).

Здание бани было
передано в разрушенном состоянии и исключено из состава муниципального
имущества Ленинского городского поселения (том 1 л.д. 212-235,
163-166, 169-171).

С 2016 года, на
территории Ленинского городского поселения услуги бани не предоставляются.

Ближайшие
общественные бани находятся в районном центре – в *** (*** и ***), который
расположен от *** на расстоянии 15 км. В каждой бане имеется по 20 помывочных
мест, индивидуальные кабины и сауны. Баня №*** работает три дня в неделю, баня
№ *** работает 2 дня в неделю. Стоимость одного банного посещения – 400 руб..

Между *** и ***
осуществляется ежедневное сообщение муниципальным автомобильным транспортом по
графику с промежутками 30 мин между рейсами. Кроме того, через *** регулярно
проходят междугородние автобусы.

Административные
истцы, обращаясь в суд с административным иском, ссылались на то, что
отсутствие в поселке общественной бани нарушает не только их права, но и права
жителей всего поселка.

Данные доводы необоснованно
приняты судом во внимание при принятии по делу решения.

Каких-либо доказательств потребности
населения *** в организации общественной бани, доказательств неблагоприятной
санитарно-эпидемиологической обстановки, влекущей необходимость предоставления
услуг общественной бани, а также того, что отсутствие банных услуг посягает на
здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие административных истцов, на
их права на благоприятные и безопасные условия проживания материалы дела не
содержат.

Более того, как
установлено по делу, истцы Картушевы имеют в доме душевую кабину, Смирнова
С.Б., Степанов В.Ю., Смолова Т.В. имеют личные бани.

Какие-либо
препятствия для получения услуг общественной бани в *** у административных
истцов отсутствуют.

При наличии
объективных (по состоянию здоровья) препятствий для передвижения истцов в
общественном транспорте, они не лишены права обращения в администрацию
поселения для оказания содействия в доставке в *** для посещения бани.

Таким образом,
оснований для организации услуг общественной бани на территории *** с целью
обеспечения права истцов на получение банных услуг не имеется, поскольку как
установлено выше, истцы имеют возможность реализовать данное право путем
посещения общественных бань в ***, имеют возможность соблюдать санитарные
мероприятия личной гигиены по месту своего жительства, каких-либо доказательств
наличия в поселке неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки не
имеется.

Заслуживают внимание
доводы административного ответчика о том, что для строительства бани требуются
значительные финансовые, временные затраты, которые у муниципального
образования «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской
области отсутствуют, в подтверждение чего административным ответчиком
представлены документы о бюджете муниципального образования, которым не
предусмотрено выделение денежных средств на данные цели.

Возложение на
администрацию Ленинского городского поселения обязанности по обеспечению
банными услугами административных истцов, что подразумевает под собой
строительство на территории *** общественной бани, повлечет расходование
средств бюджета муниципального образования, направление которых предусмотрено
на иные запланированные цели, что может повлечь нарушение прав населения
поселка при выполнении органом местного самоуправления обязательств по другим
вопросам местного значения (организации дорожной деятельности, электро-,
тепло-, газо- и водоснабжения, прочее).

При таких
обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых
оснований для удовлетворения заявленных истцами требований в полном объеме.

Решение суда
подлежит отмене как постановленное с нарушением п.п. 1,2 ч.2 ст.310 КАС РФ, с
принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований
административных истцов.

Руководствуясь
ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия

 

определила:

 

решение Барышского
городского суда Ульяновской области от 12 ноября 2024 года отменить.

Принять по делу
новое решение.

В удовлетворении
административного искового заявления Картушевой Лидии Александровны, Картушева
Анатолия Максимовича, Степанова Валерия Юрьевича, Смирновой Светланы Борисовны,
Копенкиной Ольги Ивановны, Захаричевой Аиды Ивановны, Смоловой Татьяны
Васильевны к администрации муниципального образования «Ленинское городское
поселение» Барышского района Ульяновской области о признании незаконным
бездействия, выразившегося в несоздании условий для бытового обслуживания
населения (истцов), в части не предоставления услуг бани, путём обеспечения
жителей посёлка (истцов) необходимым количеством банных мест, о возложении
обязанности в срок до 30 мая 2025 года создать на территории *** условия для
бытового обслуживания жителей посёлка (истцов) необходимым количеством банных
мест, и в срок до 1 июня 2025 года сообщить об исполнении решения по настоящему
административному делу отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 21.03.2025.

 

 

Бездействие по организации банных услуг

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Бездействие по организации банных услуг»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here