История Пейзажи Свечникова

Пейзажи Свечникова

253

В выставочном зале ульяновского отделения Союза художников России в 2004 году с успехом прошла персональная художественная выставка пейзажиста Юрия Николаевича Свечникова, открытая в день его семидесятилетия. Сам он – пример горячего стремления – сквозь всевозможные преграды – к любимой живописи. Голодное военное и послевоенное детство в многодетной семье. Потом счастливая встреча с молодым педагогом Ю. Павловым, учителем практически всех ульяновских художников – и помню, как в десять лет я восторженно глазел на сочные акварели буйноволосого старшеклассника, приколотые к синему бархату стендов нашей изостудии.

Юрий успешно поступает в Ленинград, в «Мухинку». Но жить не на что, и помощи ждать неоткуда. Пришлось одеть курсантскую форму и много-много лет, рисуя лишь урывками, мечтать о почти невозможном – о том, чтобы полностью отдаться искусству.

И вот представьте офицера с четырьмя звездочками на погонах (а впереди маячит майорская!), который отказывается от хорошей зарплаты, гарантированного питания и одежды – и уходит в полную неизвестность: работать художником-оформителем с тем, чтобы, умотавшись на писании лозунгов или праздничных панно, раскрыть заветный этюдник и встать к своему собственному холсту.

Зональная выставка «Большая Волга» 1985 года открывает зрителям зрелого живописца Свечникова: там экспонируются сразу четыре его больших пейзажа! А через некоторое время, будучи в Москве, я с радостью вижу в экспозиции всесоюзной выставки в Манеже уже хорошо знакомый мне вечерний пейзаж «В родном краю».

Сказать, что Юрий Свечников предан живописи – мало. Он живет ею, постоянно думает о ней; его «самоедство» нередко приводило меня в отчаяние, когда он соскабливал удачную, по моему мнению, часть пейзажа (а то и весь целиком) и начинал заново. Его живопись звонка и открыта, ясна в рисунке, не прячется за псевдозагадочной мешаниной красок.

Когда-то, пленившись окрестной природой и дешевизной, купил он домик в поселке Смородино – и сколько чистых гимнов пропела его кисть восходам и закатам, холмам и озерам, голубым снегам и жарким лужайкам этого чудесного края! С его легкой руки Смородино стало неким местным Барбизоном – многие художники стали соседями Юрия Николаевича.

Мастер цвета, он долго колдует над каждой работой – поэтому они столь различны по колориту, по состоянию природы. Вот зыбкий туман наползает от реки на лесную опушку («Вечерний туман»); вот сделанный на одном дыхании серожемчужный «Март» с двумя березами справа; вот кружево инея над быстрой, еще не замерзшей речкой Тушной. И всюду ясная, какая-то детская любовь к природе. Гости вернисажа отмечали поэтичность представленных пейзажей. Цитировали Бунина: «Лес точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный…»

Я всегда ухожу из мастерской Юрия Свечникова с зарядом оптимизма, излучаемого его работами. На его вернисаже я не видел тусклых глаз – немалый показатель в наше время. А художник, сквозь тернии пробившийся к счастью творчества, не может не отдаваться ему всей душой.

Лев Нецветаев

«Мономах», 2007 г., №1(48)

Пейзажи Свечникова

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Пейзажи Свечникова»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here