История Очерк. Открой закон Ома

Очерк. Открой закон Ома

80

 — Если ты забыл закон Ома, открой его, — так я говорю своему ученику. Сельский учитель Петр Петрович Головин делал доклад на областных педагогических чтениях. За привычным несколько наукообразным названием – «Внеклассная работа как средство развития познавательной активности и самостоятельности учащихся» — раскрывались факты и мысли увлекательные, неожиданные. Коллеги слушали его с большим вниманием, а потом с увлечением смотрели, как десятилетние «физики» и «радиоконструкторы» из Охотничьевской школы иллюстрировали доклад своего учителя «охотой на радиолис», приборы для которой – миниатюрные радиопередатчики и усатые искатели радиосигналов – изготовили сами. Зрелище было впечатляющим.

— Они же физику еще не знают, как они могут? – посыпались вопросы.

— Дети знают порой значительно больше, чем нам кажется, — говорил Головин. – Почти в каждом доме есть радио, телевизор. Им интересно, как работают приборы. Объясняют взрослые дома да и старшие школьники.

Школьный кружок физико-технического творчества имеет два отдела – комсомольский и пионерский и ряд секций: общефизическую, теоретическую, радиотехническую, астрономическую, секции начинающих и фотолюбителей.

Ученики старших классов руководят секциями начинающих. Сами же вместе с учителем занимаются серьезной конструкторской работой. Какой создан ими в школе кабинет! В нем дистанционное управление затемнением и проекционной аппаратурой, установка для программированного контроля знаний учащихся, целые комплекты приборов для практических занятий, больше ста оригинальных конструкций. В кружок мог записаться каждый. «Ведь в каждом ребенке живет исследователь», — говорит Петр Петрович.

Ежегодно к плану внеклассной работы П.П. Головин ставит эпиграф «Все для урока». Внеклассная работа строится так, чтобы помогала осознать, понять, «пощупать» то, что изучается на уроке, вообще в курсе физики. Взялся к примеру, Толя Садыков изготовить действующую модель пожарной сигнализации. Нашел схему, в которой датчиком, улавливающим «пожар», было фотосопротивление. Поднесешь к нему лампочку, сигнализация срабатывает, звонок звенит, заливается. Казалось бы, хорошо. Но учитель говорит: «Прибор улавливает только яркий свет, а надо, чтобы он реагировал на самое начало пожара, когда чуть дымит…». Ученик вновь искал, изучал свойства полупроводниковых сопротивлений – терморезисторов. С их помощью он и закончил модель, которая теперь отзывалась звонком на тепло.

— Что здесь важно, — говорит Петр Петрович, — Конечно, и получение практически ценного прибора. Но значительно важнее знания и практические навыки, полученные учеником (…)

Часто в школе объявлялся конкурс на «придумывание» прибора, пригодного для демонстрации определенного физического явления. Вот уж когда ходили задумавшись «конструкторы», каждый раз кто-нибудь подходил к учителю с очередным «А если…». Так родился прибор для записи гармонических колебаний груза на пружине. Было предложено до десятка вариантов. Лучший из них осуществлен из подручных средств.

…В 1970 году появился в Охотничьей отслуживший в армии молодой учитель Головин. Через два года школа заняла первое место на районной выставке технического творчества, а вскоре начала получать призовые места на областных выставках. Большая радость была когда в качестве приза получили четыре списанных телевизора: с деталями было трудно.

Рос в эти годы сам учитель. Появлялись его статьи в методических журналах, сборниках. Из года в год ярче выступала школа на выставках технического творчества. Ученики Головина побеждали на соревнованиях по радиоконструированию. Не случайными были эти победы. У большинства кружковцев появились небольшие домашние лаборатории, где они могли проводить опыты, налаживать электронные схемы. Разве уйдет когда-нибудь из жизни этих ребят увлеченность, вызванная учителем?

…Стать учителем Головин решил еще в школе. В селе, где рос, не было электричества, и физика, хоть и манила, была за семью замками. Он писал тогда стихи, их печатала районная газета, но «физик» в нем победил «лирика», он поступил на отделение физики пединститута. В институте увлекся астрономией. Под руководством доцента Р.М. Разник составил инструкцию по работе с телескопом. Это была курсовая работа. В те годы на кафедре физики студенты, руководимые В.А. Каторгиным, создали первые в городе электронный экзаменатор и класс программированного обучения. Техническое творчество уже тогда влекло Головина.

Всюду, где только мог, Петр Петрович учился. Первый после института год работал в Новочеремшанской школе, где много лет руководил техническим творчеством заслуженный учитель школы РСФСР Ю.М. Шаститко. Перед начинающим учителем был живой пример увлеченности делом, деятельностью, устремленной в будущее. Юрий Михайлович не раз говорил: «Сегодня ученик – завтра работник».

Два года службы в армии тоже многому научили. Аккуратности, подтянутости. Именно в армии проявились у него художественно-оформительские способности. Это ему потом пригодилось. Приучал ребят красиво отделывать и оформлять приборы, выставки, стенные газеты.

Он часто говорит об Охотничьевской школе, где оставил семь лет горячей работы, где помнят его физические вечера, «недели» и «месячники» физики, когда вся школа жила, буквально дышала этой наукой. И он не может вычеркнуть эту школу из своего сердца, потому что именно в ней он состоялся как учитель, воспитатель, покоритель детских сердец.

Второй год Петр Головин работает в Ишеевской средней школе того же Ульяновского района. Районный отдел народного образования счел целесообразным перевести его из маленькой школы в большую, где больше учащихся, много параллельных классов, одним словом, шире поле деятельности (…)

Ц. Рабинович.

Ульяновская правда, 12.12.1979 г.

Очерк. Открой закон Ома

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Очерк. Открой закон Ома»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here