У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0003-01-2024-001805-06
Судья Таранова А.О.
Дело № 33а-5900/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
25 декабря 2024 года
Судебная коллегия
по административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего судьи Лифановой З.А.,
судей Бахаревой Н.Н., Васильевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Илюшина Александра Владимировича — Шлячкова Николая
Владимировича на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 2
июля 2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 12
сентября 2024 года, по делу № 2а-1258/2024, которым постановлено:
административный иск Управления Федеральной налоговой службы
России по Ульяновской области удовлетворить.
Взыскать с Илюшина Александра
Владимировича, ИНН ***, в
пользу Управления Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области
задолженность 609 768 руб. 16 коп., из них: земельный налог – 438 245 руб., налог на
имущество физических лиц – 60 796 руб., транспортный налог – 21 550 руб., пени
в размере 89 177 руб. 16 коп.
Взыскать с Илюшина Александра
Владимировича в доход местного бюджета государственную пошлину в
размере 9297 руб. 68 коп.
Заслушав доклад судьи Бахаревой
Н.Н., судебная коллегия
установила:
УФНС России по
Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к Илюшину А.В. о
взыскании обязательных платежей и санкций.
Требования
мотивированы тем, что Илюшину А.В. принадлежит (принадлежало) имущество в виде
жилых домов, земельных участков, долей земельных участков и автомобилей в связи с чем, он должен был оплатить
транспортный налог, земельный налог и налог на имущество.
Налоговое
уведомление направлялось в адрес административного ответчика почтой, но в
сроки, указанные в уведомлении, налог не оплачен. За несвоевременную уплату
налога в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации
начислены пени. Ответчику было направлено требования об уплате налога и пени,
но до настоящего времени задолженность не оплачена.
УФНС по Ульяновской области просило взыскать с административного
ответчика задолженность по обязательным платежам в общей сумме 609 768
руб. 16 коп., из них: земельный
налог за 2022 год – 438 245 руб., налог на имущество физических лиц за 2022 год
– 60 796 руб., транспортный налог за 2022 год – 21550 руб., пени в размере 89 177 руб.
16 коп.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В апелляционной
жалобе и дополнениях к ней представитель
Илюшина А.В. – Шлячков
Н.В. не соглашается с решением суда,
просит его изменить, производство по делу прекратить.
В обоснование
жалобы указывает о том, что не согласен с решением в части неправомерного
применения судом налоговой ставки при расчете земельного налога и расчете пени
за просрочку исполнения обязанности по
уплате имущественных налогов.
Судом первой
инстанции не дано никакой правовой оценки тому, что заявляя требования в иске, налоговым органом
не представлено никаких доказательств, подтверждающих правомерность применения
налоговой ставки в размере 1,5 % к 14 земельным участкам при расчете
земельного налога за 2022 год. Суд принимает решение, основываясь на записях
ЕГРН и количестве земельных участков.
Судом не учтено,
что административным истцом по 10 земельным участкам применена налоговая ставка
0,3%, а по 14 земельным участкам 1,5 %.
Никаких пояснений и доказательств в части разделения земельных участков на используемые и неиспользуемые в предпринимательской
деятельности, а соответственно,
применение разных налоговых ставок к земельным участкам, налоговая инспекция не
дает.
Прикладывая к
административному иску расчет пени за период с 11 октября 2023 года по 1
декабря 2023 года на сумму недоимки в размере 1 663 227 руб. 28 коп.
за период с 2 декабря 2023 года по 10 января 2024 года на сумму недоимки в
размере 2 183 818 руб. 28 коп., налоговой инспекцией не представлено доказательств образования данной недоимки,
не указано, за какие периоды она образовалась и из какой задолженности состоит.
Обращает внимание,
что в административном иске допущена арифметическая ошибка в части расчета пени
за период с 11 октября 2023 года по 29 октября 2023 года, вместо суммы
12 973 руб. 17 коп., указано 16 457 руб. 91 коп. В требовании не должны учитываться сумма НДФЛ
за 2020 год и штрафы, взысканные
решением суда от 20 февраля 2023
года, поскольку оно было отменено.
В связи с полной
оплатой задолженности, взысканной судебным актом, считает, что производство по
делу подлежит прекращению.
Судебная коллегия
считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в
деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом
апелляционной инстанции надлежащим образом, в соответствии со статьей 150,
части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив
правильность применения судом норм материального и процессуального права,
судебная коллегия приходит к следующему.
В
соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные
государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы,
наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой
обязательных платежей (далее — контрольные органы), вправе обратиться в суд с
административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм
в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у
этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование
контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном
порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и
федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных
платежей и санкций.
Обязанность
каждого платить законно установленные налоги и сборы установлены
статьей 57 Конституции Российской Федерации и
пунктом 1 статьи 23 Налогового
кодекса Российской Федерации. Обязанность по уплате налога должна быть
выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Как следует из
пункта 1 статьи 45
Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно
исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено
законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть
исполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для
направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в
порядке, предусмотренном статьями 69
и 70
Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 52 Налогового кодекса Российской
Федерации, в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по
исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового
агента.
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на
налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый
орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом
уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект
налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику
требования об уплате задолженности по
налогу и предусмотренной статьей 75
Налогового кодекса Российской Федерации пени, начисляемой за каждый календарный день просрочки исполнения
обязанности по уплате налога, начиная со следующего за
установленным законодательством о налогах
и сборах дня уплаты налога.
Согласно статье
357, пункта 1 статьи 388, статье 400 Налогового кодекса Российской
Федерации налогоплательщиками
налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством
Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые
объектом налогообложения в соответствии со статьей 358
настоящего Кодекса; лица, обладающие земельными участками, признаваемыми
объектом налогообложения в соответствии со статьей 389
настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного)
пользования или праве
пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом;
лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом
налогообложения в соответствии со статьей 401
настоящего Кодекса.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок
не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии
с пункта 1 статьи 390 Налогового
кодекса Российской Федерации налоговая
база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных
участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389
настоящего Кодекса.
Сумма налога
исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по
каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная
доля налоговой базы с учетом доли в
праве общей долевой собственности, количества месяцев владения и налоговых
льгот.
Согласно пункту 3
статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации административное исковое
заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть предъявлено
налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не
позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного
приказа.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в собственности
Илюшина А.В. в 2022 году находилось 24 земельных участка, 11 жилых домов, строений, помещений
и сооружений, 3 транспортных средства,
подробный перечень которых приведен в исковом заявлении и оспариваемом решении,
подтверждается соответствующими сведениями регистрирующих органов (л.д.
72-145, 150-151 том 1).
В адрес
административного ответчика было направлено налоговое уведомление № *** от ***
года об оплате в срок до 1 декабря 2023
года транспортного налога за 2022 год
в размере 21 550 руб., налога на имущество физических лиц за 2022
год в размере 60 796 руб., земельного налога за 2022 год
в размере 438 245 руб. (л.д. 17-18 том 1).
В срок,
указанный в уведомлении, налог не был оплачен.
Налоговым
органом в отношении налогоплательщика выставлено требование № *** от *** года об оплате
налогов и сборов до 26 июля 2023 года в
общей сумме 2 002 240 руб. 62 коп., пени 328 902 руб. 33
коп., штрафы 19 965 руб. (л.д. 20 том 1).
В связи
с неуплатой вышеуказанных налогов за 2022 год, пени административным ответчиком
налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного
приказа.
***
года вынесен судебный приказ (дело № ***) о взыскании задолженности по налогам
за 2022 год, пени, который был
отменен *** года. С данным
иском налоговый орган обратился в суд 8 мая 2024 года.
Установив, что
налоговым органом соблюден порядок и сроки предъявления требования об уплате
задолженности по налогам и пени, расчет налогов и пени является правильным, суд
первой инстанции правомерно удовлетворил требования административного истца, за
исключением суммы пени за период с
11 октября 2023 года по 10 января 2024 года в сумме 89 177
руб. 16 коп.
С выводами
районного суда в части взыскания земельного
налога за 2022 год в размере 438 245 руб., налога на имущество физических лиц
за 2022 год в размере 60 796
руб., транспортного налога за 2022 год в размере 21 550 руб. судебная
коллегия соглашается.
Доводы апелляционной жалобы о применении понижающего
коэффициента при расчете земельного налога являлись предметом рассмотрения в
суде первой инстанции, им дана
надлежащая оценка.
Как следует из материалов дела, спорные
земельные участки в соответствии с их целевым назначением фактически
Илюшиным А.В. не использовались. Факт
использования им земельных участков по
целевому назначению при рассмотрении настоящего дела своего подтверждения не
нашел.
Как установлено подпунктом 2 пункта 1
статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые ставки
не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Согласно правовой позиции Конституционного
Суда Российской Федерации, выраженной в Определении
от 8 ноября 2018 года № 2725-О, при оценке возможности применения пониженной
ставки земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных
(предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества
или животноводства, а также дачного хозяйства, не может не учитываться целевое
назначение данного участка и правовой статус его собственника. По смыслу
налогового законодательства, пониженные ставки земельного налога,
предусмотренные абзацем 4
подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации,
устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли в целях
удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного
строительства и создающих исключительно для этих целей некоммерческие
организации.
В целях применения повышенной налоговой
ставки (1,5 процента) при исчислении земельного налога инспекции необходимо
установить следующие обстоятельства: наличие множественности земельных
участков; установление признаков коммерческого землепользования (для извлечения
прибыли), в том числе создание на соответствующей территории инфраструктуры
(построены дороги, подведено электричество для дальнейшей застройки и т.п.),
наличие фактов дальнейшей реализации земельных участков, то есть их
использование налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
С учетом установленных по делу
обстоятельств, учитывая факт наличия
множественности земельных участков,
принадлежащих одному лицу, наличие фактов
реализации земельных участков, отсутствие доказательств фактического
использования этих земельных участков по целевому назначению, суд пришел к правильному выводу о
правомерности применения налоговым органом налоговой ставки 1,5% при исчислении
земельного налога и взыскании образовавшейся в этой связи задолженности за 2022
год.
Пени в размере 89 177 руб. 16 коп. налоговым органом
рассчитаны за период с 11 октября 2023
года по 10 января 2024 года: с 11 октября 2023 года по 1 декабря 2023 года
исходя из суммы ЕНС в размере 1 663 227 руб. 28 коп., с 2 декабря 2023
года по 18 декабря 2023 года исходя из
суммы ЕНС в размере 2 183 818 руб. 28 коп., с 19 декабря
2023 года по 10 января 2024 года исходя
из суммы ЕНС в размере 2 171 800 руб. 41 коп. (л.д. 45-46 том 2).
Согласно письму УФНС России по Ульяновской
области от 24 декабря 2024 года,
представленного по запросу судебной коллегии, в
сумму ЕНС в размере 1 663 227 руб. 28 коп. включена
задолженность по транспортному налогу
8621 руб. 02 коп. за 2020 год, 21 550 руб. за 2021 год; задолженность по налогу
на имущество физических лиц 44
124 руб. 18 коп. за 2020 год, 67 111 руб. за 2021 год; задолженность по земельному налогу 788 691 руб. 08 коп. за
2020 год, 733 130 руб. за 2021 год.
В сумму ЕНС в размере 2 183 818 руб. 28 коп.
включена задолженность по транспортному
налогу 8621 руб. 02 коп. за 2020 год, 21 550 руб. за 2021 год, 21 550 руб. за
2022 год; задолженность по налогу
на имущество физических лиц 44
124 руб. 18 коп. за 2020 год, 67 111 руб. за 2021 год, 60 796 руб. за 2022 год;
задолженность по земельному налогу 788
691 руб. 08 коп. за 2020 год, 733 130 руб. за 2021 год, 438 245 руб. за 2022
год.
В сумму ЕНС в размере 2 171 800 руб. 41 коп.
включена задолженность по транспортному
налогу 21 550 руб. за 2021 год, 21 550 руб. за 2022 год; задолженность
по налогу на имущество физических лиц 42 644 руб. 73 коп. за 2020
год, 67 111 руб. за 2021 год, 60 796 руб. за 2022 год; задолженность по земельному налогу 786 773 руб. 68 коп. за
2020 год, 733 130 руб. за 2021 год, 438 245 руб. за 2022 год.
Задолженность по налогам за
2020 год взыскана решением
Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 20 декабря 2022 года (№ ***).
Задолженность по налогам за
2021 год взыскана решением
Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 10 июня 2024 года (№ ***).
Вопреки доводам жалобы, суммы НДФЛ,
штрафов в расчет ЕНС не включены.
Как следует из материалов дела, при
определении суммы ЕНС налоговым органом
неверно указана сумма задолженности по земельному налогу за 2020 год 788 691 руб.
08 коп., поскольку решением
Железнодорожного районного суда
г. Ульяновска от 20 декабря 2022
года, с учетом определения об исправлении описки от 14 февраля 2023 года, сумма
задолженности по земельному налогу за 2020 год взыскана
в размере 773 838 руб. 08 коп. (л.д.
53-63, 68-69 том 2).
Указанное
обстоятельство судом первой инстанции не учтено.
При таких
обстоятельствах, пени за указанный период подлежат перерасчету:
Исходя из суммы ЕНС в
размере 1 648 374 руб. 28 коп. (8621
руб. 02 коп. + 21 550 руб. + 44 124 руб. 18 коп. + 67 111 руб. + 773 838 руб. 08 коп. + 733 130 руб.) расчет
пени производится следующим образом:
1 648 374 руб. 28 коп. × 19 дней × 13 % /300 = 13 571 руб. 61 коп. (за период с 11 октября 2023 года по 29 октября 2023 года);
1 648 374 руб. 28 коп. × 33 дня × 15 % /300 = 27 198 руб.
18 коп. (за период с 30
октября 2023 года по 1 декабря 2023 года).
Исходя из суммы ЕНС в
размере 2 168 965 руб. 28 коп.
(8621 руб. 02 коп. + 21 550 руб. + 21 550 руб. + 44 124 руб. 18
коп. + 67 111 руб. + 60 796 руб. + 773 838 руб.
08 коп. + 733 130 руб. + 438 245 руб.) расчет пени производится
следующим образом:
2 168 965 руб. 28 коп. × 16 дней × 15 % /300 = 17 351 руб.
72 коп. (за период с 2
декабря 2023 года по 17 декабря 2023 года);
2 168 965 руб. 28 коп. × 1 день × 16 % /300 = 1156 руб. 78 коп. (за 18
декабря 2023 года).
Исходя из суммы ЕНС в
размере 2 158 864 руб. 81 коп.
(21 550 руб. + 21 550 руб. + 42 644 руб. 73 коп. + 67 111 руб. +
60 796 руб. + 773 838 руб.
08 коп. + 733 130 руб. + 438 245 руб.) расчет пени производится
следующим образом:
2 158 864 руб. 81 коп. × 23 дня × 16 % /300 = 26 482 руб. 08 коп. (за период с 19 декабря 2023 года по 10 января 2024 года).
Всего
задолженность по пени за указанный период составляет 85 760 руб. 37 коп. (13 571 руб. 61 коп. + 27
198 руб. 18 коп. + 17 351
руб. 72 коп. + 1156 руб. 78
коп. + 26 482 руб. 08 коп.).
Следовательно, в
указанной части решение суда подлежит изменению.
В связи с
уменьшением суммы пени подлежит уменьшению и размер госпошлины, взысканной с
административного ответчика в доход местного бюджета, до 9263 руб. 51 коп.
В остальной части
принятое по делу решение является правильным, нормы материального и
процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не
имеется.
Заявление УФНС
России по Ульяновской области об
уточнении исковых требований, согласно которому административный истец в связи с поступившей оплатой просит взыскать с Илюшина
А.В. только оставшуюся часть пени
в размере 57 347 руб. 60 коп.,
судебной коллегией не принимается.
Согласно разъяснениям, содержащимся в
пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 года № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции»
по общему правилу в суде апелляционной инстанции не применяются нормы о
соединении и разъединении нескольких административных исковых требований, об
изменении предмета или
основания административного иска, об изменении административных исковых требований, о предъявлении
встречного административного иска, о
замене либо привлечении к участию в деле второго административного
ответчика (часть 9
статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации).
Принимая во
внимание то, что после вынесения решения, но до его вступления в законную силу,
Илюшин А.В. добровольно оплатил взысканную решением суда задолженность по налогам за 2022 год, учитывая заявление УФНС
России по Ульяновской области решение в данной части следует считать
исполненным. Оснований для прекращения
производства по делу, вопреки доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение
Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 2 июля 2024 года, с учетом
определения того же суда об исправлении описки от 12 сентября 2024 года,
изменить, уменьшив сумму взысканных с Илюшина Александра Владимировича в пользу
Управления Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области пени за период с 11 октября 2023 года по 10 января 2024 года до 85 760 руб.
37 коп., а также сумму госпошлины, взысканной с Илюшина Александра
Владимировича в доход местного бюджета, до 9263
руб. 51 коп.
В остальной части
апелляционную жалобу представителя Илюшина Александра Владимировича – Шлячкова
Николая Владимировича оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение
изготовлено в окончательной форме 27 декабря 2024 года.
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |