Дело № 3а-36/2025 (№ 3а-288/2024)
73OS0000-01-2024-000371-30
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 января 2025 года г.Ульяновск
Ульяновский
областной суд в составе:
судьи Кинчаровой
О.Е.,
при секретаре Трошиной П.И.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по
административному исковому Жбанниковой
Любови Александровны к Министерству финансов Ульяновской области, Министерству
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о
присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в
разумный срок,
у с т а н о в и л :
Жбанникова Л.А. обратилась в суд с
административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение
права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 000 руб.,
расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В обоснование заявленных требований указала,
что решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 29 июля 2020 года по делу № *** на Министерство строительства и
архитектуры Ульяновской области была возложена обязанность обеспечить её благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых
помещений на территории МО «город Ульяновск». Решениями Ульяновского областного суда от 8
ноября 2022 года, 5 декабря 2023 года ввиду
длительного неисполнения вышеуказанного судебного решения ей была присуждена
компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Решение
Ленинского районного суда г. Ульяновска от
29 июля 2020 года было исполнено
только в августе 2024 года путем предоставления ей жилого помещения.
Судом к участию в деле привлечены в качестве
административного ответчика Ульяновская
область в лице Министерства финансов Ульяновской области, в качестве
заинтересованного лица — ГМУ ФССП России.
Административный истец Жбанникова Л.А. и её
представитель Сотников И.А. в судебном заседании настаивали на удовлетворении
заявленного требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, указывая на
то, что решение Ленинского районного
суда г. Ульяновска от 29 июля 2020
года было исполнено: Жбанниковой Л.А. на основании
договора найма жилого помещения от ***
года была предоставлена квартира, расположенная по адресу: ***.
Представитель Министерства финансов
Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в
свое отсутствие. В письменном отзыве на иск указал на то, что считает
Министерство ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку судебный акт, на
неисполнение которого указывает административный истец, не предусматривает
обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, а возлагает
исполнение решения на орган государственной власти субъекта – Министерство
строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также Министерство).
Заявленный истцом размер компенсации является
завышенным и не отвечающим принципам разумности и справедливости.
Министерством систематически проводится
работа по приобретению в государственную собственность Ульяновской области
благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных
торгов.
В целях финансовой поддержки детей-сирот,
временно не получивших жилые помещения, в соответствии с Постановлением
Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014г. № 466-П «О
предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на наём (поднаем)
жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а
также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей на территории Ульяновской
области» определена сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 8000 руб.
Таким образом, в действиях Министерства
отсутствует нарушение права на неисполнение судебного акта в разумный срок.
Представитель Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в судебное
заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве просил в удовлетворении иска отказать,
указывая на то, что Министерство не является организацией, которая
самостоятельно за счет внутренних резервов может исполнить решение суда. Министерством
проводилась систематически работа по приобретению в государственную
собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот
посредством проведения электронных торгов. Однако бюджетные лимиты, доводимые
до Министерства, не позволяли своевременно закрывать потребность по обеспечению
жильем данной категории граждан, что в свою очередь привело к образованию
большой очередности.
Заявленную административным истцом сумму
компенсации считает необоснованной.
Представитель
ГМУ ФССП России в судебное заседание не явился, о времени и месте
рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
С учетом положений
статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
(далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не
явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и
месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Заслушав пояснения административного истца и
его представителя, исследовав материалы
настоящего дела, обозрев материалы гражданского дела Ленинского районного суда
г.Ульяновска № ***, административных дел
Ульяновского областного суда № ***, № ***, исполнительное производство № ***
(ранее № ***), суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1-3 статьи 1
Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение
права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного
акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской
Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные
и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или
заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими
лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок
судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на
федеральные органы государственной власти, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и
организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными
полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или)
требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о
присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим
Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение
имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о
присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при
данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение
установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения
судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного
акта в разумный срок.
Присуждение компенсации за нарушение права на
исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия
вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных
актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их
должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 2 данного
Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта
в разумный срок присуждается судом в денежной форме.
В силу части 8 статьи 3 указанного
Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении
компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок
может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта,
предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного
акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные
требования имущественного характера и (или) требования неимущественного
характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока,
установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не
позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению
судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ,
частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные
сроки.
Как разъяснено в пункте 55 постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта
2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о
присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок
или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей
продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления
в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт,
взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов,
предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном
производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены
обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого
лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или
должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных
актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5
статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8
статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
В силу разъяснений, данных в пункте 46
названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов,
организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению
судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в
целях своевременного исполнения такого акта.
При этом необходимо учитывать, в частности,
своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного
документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ
или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган,
организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по
исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче
или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем
непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ,
пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).
Судом установлено, что решением Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 29 июля 2020 года по гражданскому делу № *** на
Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее –
Министерство) была возложена обязанность обеспечить Жбанникову Л.А. благоустроенным
жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированных жилых помещений на территории МО «город Ульяновск».
Указанное решение суда в апелляционном
порядке не обжаловалось и вступило в законную силу.
19 ноября 2020 года исполнительный лист был
получен Жбанниковой Л.А. и 1
декабря 2020 года предъявлен в МОСП по исполнению особых исполнительных
производств УФССП России по Ульяновской области, где 4 декабря 2020 года
возбуждено исполнительное производство № ***.
В рамках данного исполнительного производства
судебными приставами-исполнителями в отношении должника неоднократно выносились
требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки
исполнения, с должника взыскан исполнительский сбор, должник привлекался к
административной ответственности по ст. 17.15 КоАП РФ.
На основании Указа Губернатора Ульяновской
области № 118 от 10 декабря 2021 года с 1 апреля 2022 года упразднено
Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.
Постановлением Правительства Ульяновской
области от 27 января 2022 года № 1/52-П утверждено Положение о Министерстве
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области». С 1
апреля 2022 года полномочия Министерства строительства и архитектуры
Ульяновской области по обеспечению детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения переданы Министерству
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.
Определением Ленинского районного суда г. Ульяновска
от 23 мая 2022 года произведена замена должника – Министерства строительства и
архитектуры Ульяновской области его правопреемником – Министерством
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.
Определением Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 30 сентября 2022 года Министерству жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области отказано в предоставлении
отсрочки исполнения решения Ленинского районного суда г.Ульяновска от 29 июля
2020 года.
Распоряжением Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области № *** от ***
года Жбанниковой Л.А. было предоставлено жилое помещение по договору найма
специализированного жилого помещения, расположенное по адресу: ***, от получения
которого она отказалась. При этом в уведомлении об отказе от заключения
договора найма жилого помещения указала на то, что в связи с наличием у нее несовершеннолетних детей хочет
получить квартиру большей площади. При этом в ходе рассмотрения дела Жбанникова
Л.А. пояснила, что действительной причиной отказа от заключения договора найма
указанной квартиры явилось её ненадлежащее техническое состояние.
Согласно части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства,
установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному
гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным
судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом
другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых
установлены эти обстоятельства, или лица,
относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти
обстоятельства.
Ранее решением Ульяновского областного суда
от 8 ноября 2022 года в пользу Жбанниковой Л.А. была взыскана компенсация за
нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере
25 000 руб. Указанным решением суда установлено, что период неисполнения
судебного решения на момент разрешения административного спора в данном случае
составляет 2 года 2 мес.
Решением Ульяновского областного суда от 5
декабря 2023 года в пользу Жбанниковой Л.А. была взыскана компенсация за
нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15 000
руб. Указанным решением суда установлено, что период неисполнения судебного
решения на момент разрешения административного спора в данном случае составляет 1 год 27 дней.
Жбанниковой Л.А. на основании договора найма жилого помещения для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, № ***
от *** года была предоставлена квартира, расположенная по адресу: ***.
В начале 2024 года данное исполнительное
производство было передано в СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России.
Постановлением ведущего судебного
пристава-исполнителя СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России от 23 июля
2024 года исполнительное производство № *** (ранее № ***) было окончено на
основании п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве»
в связи с исполнением требования исполнительного документа.
С настоящим административным исковым
заявлением Жбанникова Л.А. обратился в суд 2 декабря 2024 года, т.е. в
установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи
250 КАС РФ срок.
Длительность неисполнения решения Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 29 июля
2020 года со дня, следующего за днем вынесения Ульяновским областным судом 5
декабря 2023 года, и до дня исполнения
указанного решения суда составила 6 месяцев 7 дней. Общая
продолжительность неисполнения указанного решения Ленинского районного
суда г.Ульяновска от 29 июля 2020
года составила 3 года 9 месяцев 4 дня.
Принимая во внимание изложенные
обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения
судебного решения нельзя признать разумным.
Приведенные административным ответчиком в
качестве причин, препятствующих исполнению решения суда, обстоятельства
свидетельствуют о том, что должником принимались определенные меры по
исполнению решения суда, однако эти действия нельзя признать своевременными,
достаточными и эффективными.
При таких обстоятельствах Жбанникова Л.А. имеет
право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного
акта в разумный срок.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3
Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении
компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта,
возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными
государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц,
государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования
имущественного характера и (или) требования неимущественного характера,
интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального
образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель
средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного
Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение
права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего
обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или
местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные
органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными
публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного
самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих
обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или)
требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым
органом.
Как разъяснено в пункте 63 постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта
2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о
присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок
или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части
решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в
разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок
указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового
образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств
соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, компенсация за нарушение права
на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с Ульяновской
области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств
бюджета Ульяновской области.
При определении размера компенсации, суд
учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в
соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований
заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение,
продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также
с учетом принципов разумности, справедливости.
Учитывая обстоятельства дела, продолжительность
срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, суд
считает необходимым присудить Жбанниковой Л.А. компенсацию за нарушение права
на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 8 000 рублей, которая подлежит зачислению на
расчетный счет административного истца.
В силу части 4 статьи 4 Федерального закона №
68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда в части присуждения компенсации
подлежит немедленному исполнению.
На основании части
1 статьи 111 КАС РФ сумма уплаченной при подаче административного иска
государственной пошлины подлежит возмещению административному истцу.
Руководствуясь
статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление
Жбанниковой Любови Александровны удовлетворить частично.
Присудить
Жбанниковой Любови Александровне компенсацию
за нарушение права на исполнение судебного
акта в разумный срок в размере 8 000
рублей.
Взыскать с Ульяновской области в лице
Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской
области в пользу Жбанниковой Любови Александровны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок
в размере 8 000 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в
размере 300 руб.
В удовлетворении административного искового
заявления Жбанниковой Любови Александровны
в остальной части отказать.
Решение подлежит исполнению Министерством
финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.
Решение суда в части присуждения компенсации
подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном
порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский
областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.Е.Кинчарова
Мотивированное
решение суда составлено 15 января 2025 года.
![]() |
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |