Юбилей одного актера
Помню первое впечатление от Устюжанинова. Самое начало 70-х. Приехал Кировский театр драмы, и его комсомольцы пригласили на свой «Ленинский зачет». Реакция была нормальной: «Нам что, своей скуки не хватает?». Потом мы сидели в новеньком Доме политпроса, затаив дыхание и сдерживая мысли, которые вдруг, словно пчелы, начали роиться от «живого ленинского слова». Незаштампованные цитаты нормальным голосом произносил обычный человек, без грима и без утрированных ужимок. От «нормальности» сходство с персонажем становилось потрясающим. Ребята – молодые актеры, костюмеры – читали отрывки из современных газетных публикаций. И ленинские слова вплетались в текст так, что от эмоций хотелось пойти и сразу же, не откладывая, построить коммунизм или хотя бы расправиться с собственными недостатками.
Автором композиции и исполнителем роли Ленина был вятский артист Анатолий Устюжанинов, за которым сразу же начали охотиться наши власти. И уговорили-таки переехать в Ульяновск. Отсюда началась его большая слава. Отсюда ездил выступать в Москву, сниматься в фильме Бондарчука «Красные колокола», здесь получил звание народного артиста России. Но тот, кто видел его только на экране, не испытал истинного устюжаниновского обаяния. Встречи с людьми, пять тысяч выступлений — вот чем он жил и живет, создав театр одного актера и одного героя, в котором искал не вождя, а человека. И хотя у него есть разные программы, люди по-прежнему зовут поговорить об Ильиче (…)
В. Карцева.
Народная газета, 19.1.1994 г.
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |